ТЕМА: “ Неопределенная форма глагола “ ЦЕЛИ УРОКА: 1 . Образовательные – обобщить знания учащихся о начальной форме глагола – неопределенной ; – формировать умения находить неопределенную форму глагола; – учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса и суффиксов; 2 . Развивающие – развивать орфографическую зоркость, внимание, память; – развивать логическое мышление, творческие способности учащихся; 3 . Воспитательные – воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся ;
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания. Блок №57 (из сборника упражнений для минутки чистописания)
3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы в словарные слова из блока № 14 (из сборника словарных слов для учащихся 3 класса)
4. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. (на доске слова: строить, думать, кидать, мечтать, убираться, мерзнуть, смотреть, спать) Уч.: Прочитайте слова, которые называют действие. Д.: строить, кидать, убираться. Уч.: Прочитайте остальные слова. Д.: думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать. Уч.: Чем эти слова не похожи на слова: строить, кидать, убираться? Д.: Эти слова отвечают на вопрос “ что делать?”, но не называют действие (трудовую деятельность, передвижение предмета). Уч.: Какой возникает вопрос? Д.: Являются ли эти слова глаголами? Поиск решения. Уч.: Мы говорили с вами о том, как изменяются слова, выраженные разными частями речи. прочитайте слова. Д.: - существительное: медведь, медведем, медведя, медведь, медведи. Вывод: существительное изменяется по падежам и числам.
- глагол: Настоящее время (сейчас) что делаю? Работаю. Прошедшее время (вчера) что делал? Работал. Будущее время (завтра) что буду делать? Буду работать. Вывод: глагол изменяется по временам.
Уч.: Как изменяются слова? думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать, ждать? Д.: По временам: Настоящее время (сейчас) “что делаю?”- думаю, мечтаю, мерзну, сплю, смотрю, жду. Прошедшее время (вчера) “что делал?”- думал, мечтал, мерз, спал, смотрел, ждал. Будущее время (завтра) “что буду делать?”- буду думать, буду мечтать, буду мерзнуть, буду спать, буду смотреть, буду ждать. Все эти слова изменяются по временам, значит это глаголы. Уч.: Молодцы! Главный признак глагола - изменение по временам. Неважно, что глагол называет: • мыслительные процессы – знать, думать, рассуждать, • чувства - слышать, смотреть, нюхать, мерзнуть, • физическое состояние – спать, лежать, сидеть. Все что не относится к действию, объединили под понятием “состояние”. Значит, глагол называет действие предмета и его состояние.
5. Постановка учебной цели. Открытие нового знания. Самостоятельная работа. Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети читают.) Выпишите в тетрадь глаголы. Определите время и число глаголов. Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей. Проверка, используя схему: Настоящее время (сейчас): что делаю? Говорю. Прошедшее время (вчера): что делал? говорил. Будущее время (завтра): что буду делать, Буду говорить. что сделаю? Заговорю. УвидетьЧто сделать? глагол Узнать Что сделать? глагол Читать Что делать? глагол Спутать Что сделать? глагол
Постановка проблемы Уч.: Вы смогли определить время и число глаголов? Д.: нет. Уч.: В чем было затруднение? Д.: Эти глаголы не изменяются по временам.
Поиск решения. Организация наблюдения над глаголами. Уч.: Можно ли определить действующее лицо? Д.: нельзя. Потому что нельзя сказать: Я увидеть, узнать, читать, спутать Ты увидеть, узнать, читать, спутать Он увидеть, узнать, читать, спутать Уч.: Чем похожи глаголы? Уч.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на “– ть”. Уч.: Определите число у глаголов. Д.: Нельзя определить число у этих глаголов.
Открытие нового знания 1) Уч.: Предложите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число. (дети высказывают свои предложения) Уч.: Назовите тему урока. Д.: Неопределенная форма глагола. Уч.: Ребята, приведите примеры неопределенной формы глагола. (Пасти, бежать, жечь и т.д. )
6. Первичное закрепление. Игра "Найди, четвертый лишний". Определи лишний глагол в каждой группе. Объясни 1. играть, гулять, думал, петь думал
Игра “Аукцион” Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола. Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.
7. Самостоятельная учебная деятельность. ( по учебнику "Русский язык 3 класс. изд. Атамура).
8. Подведение итогов. Что нового вы сегодня узнали? Чем вам понравилось заниматься? В чём вы испытывали затруднение?