Тема: УДАРЕНИЕ МЕНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ. Цели: Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Способствовать развитию творчества у учащихся. Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; «Орфоэпический словарь»; «Орфографический словарь». Ход занятия. I.Сообщение темы занятия. Сегодня мы поработаем с ударением. Что такое ударение? Зачем надо знать об ударении? (Чтобы правильно произ носить слова.) II.Основная часть. 1. Определение ударения. а)В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой говорится так:«Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. Ударение падает на первый слог. Поставить ударение. Логическое ударение (ин тонационное выделение важнейшего в речи)». б)Вот как об ударении говорится в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»: «Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в рус ском, английском, французском, польском, венгерском, араб ском и других языках); изменением высоты голосового тона (тоновое, или музы кальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бир манском, вьетнамском, китайском, японском и других языках); • продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается). Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога». в)Рассказ учителя: Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем ни какого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с привычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносится с не правильным ударением, чрезвычайно трудно. Искажённое уда рение напоминает неправильный пульс. Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах: докУмент, краси-вЕе, пОртфель. Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, либо новое слово (волнЫ (Р. п. ед. ч.) - вОлны (множ. число). 2. Что говорят поэты об ударении в словах? Читают подготовленные ученики: Отца спросила дочка: - Не знаю, как прочесть, Есть слово «проволОчка» И «прОволочка» есть. А что такое «Атлас»? Его приносят в класс? Я прочитала «Атлас», Но есть ведь и «атлАс». А. Барто Чем отличаются эти слова? (Ударением?) Что меняется? (Значение слова.) Мне слово чУдно Пересохла глина, Изменить нетрудно: Рассердилась Нина, Поставим ударение на О - Не мукА, а мУка, - Исчезло чУдно, Поварам наука. Родилось чуднО. Иголка ходит вверх и вниз, Скорей, сестра, на рыб взгляни, Вот листья появились. Попались на крючок они. Сосёт Алёнушка ирИс, В ведёрко руку окунИ, А вышивает Ирис. Не бойся: это Окуни. Я. Козловский КУМУШКИ Серая ворОна чёрного вОрона Утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли во все стороны Сплетницы-кумушки - сОрок сорОк. З.Три особенности русского ударения. Ударение - это музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями. Первая особенность: ударение в русских словах не прикреп лено к определённому слогу в слове (а в других языках, напри мер во французском языке, ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском -на первый). Такое ударение, как в русском языке, называют сво бодным. -Приведите примеры, где ударение падает на первый, вто рой, предпоследний, последний слоги. Вторая особенность: подвижность русского ударения, его способность менять своё место в зависимости от формы слова (понЯть- пОнял - понялА, Окна - окнО) -Приведите свои примеры. Третья особенность: изменчивость с течением времени. Не которые слова произносятся совсем не так, как они произноси лись 100-200 лет назад. Например: Погасло днЕвное светило. А. С. Пушкин. (Сейчас: дневнОе.) Мы, старики, уж нынче не танцуем, МузЫки гром не призывает нас. А. С. Пушкин (Сейчас: мУ-зыки.) В современном языке остались слова, которые можно произ носить двояко: баржА - бАржа, комбАйнер - комбайнёр, пЕтля — петлЯ, тефтЕли - тЕфтели. А вот многие варианты, считавшиеся нелитературными, те перь являются допустимыми: дОговор, камбалА, рАкушка, фе-номЕн и др. Эти допустимые варианты могут употребляться на равне с общелитературными, хотя и являются менее желатель ными. Но, может быть, за ними будущее? Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют ученые. Мы только можем сказать, что язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется, как все в природе. Из этого следует вывод: нужно быть чуткими, внимательными к языку, наблюдать за изменениями, которые в нем происходят, следить за новыми словарями, отражающими эти изменения. 4. Роль буквы Ё. - Что вы знаете о букве Ё? {Буква Ё всегда ударная.) Если в слове есть буква Ё, знак ударения не ставится. Расскажи-ка, буква Ё, Как твоё Житьё-бытьё? Буква Ё даёт отчёт: Ничего житьё, течёт. Я ударная всегда Ой-ёй-ёй! Вот это да! 5.Чтение рассказа. - Как найти ударение в словах? На уроке русского языка выяснилось, что не все ученики легко могут найти ударение в слове. Учитель написал на доске несколько слов и предложил одному ученику произнести слова нараспев, а не быстро. - При таком чтении, - объяснил учитель, - ударный слог сам тянется и выдает себя. Ученики попробовали: Ребя-я-ята! -Шко-о-ольники! Одна из учениц радостно воскликнула: -Поняла! Нужно как бы окликнуть, позвать словом: учени-и-ица! -Совершенно правильно,- подтвердил учитель. -А если я делаю в слове неправильное ударение, произношу арбуз вместо арбуз, как я могу узнать, какое ударение является правильным? - задал вопрос Толя. Учитель похвалил Толю за хороший вопрос и попросил ре бят ответить на него. Разные были предложения: спросить учителя, посмотреть в учебник, но вернее всех ответил Гена: -Надо обратиться к двуязычному или толковому словарю. В этих словарях все слова имеют ударения. Учитель похвалил Гену и добавил: -Нужно внимательно слушать речь учителей, образцовую речь дикторов радио и телевидения и подражать им. 6.Выставка словарей русского языка, в которых мож но увидеть правильное ударение. -Познакомимся с такими словарями: а)С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русско го языка»; б)«Орфоэпический словарь»; в)«Орфографический словарь». 7.Вопрос для любознательных. -Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия? - Вопрос мой прост и краток, -Промолвил Носорог, -Что лучше - сорок пяток Или пяток сорок? А. Милн 8.Это интересно. Некоторые сложные слова имеют по два ударения. Первое называется побочным, оно слабее и обозначается в словарях чёрточкой слева направо вниз: словообразование, засухоустой чивый, горнолыжник. (Дети смотрят в словаре.) А в отдельных трёхкомпонентных словах бывает и тройное ударение: авиаметеослужба, автомотоклуб. 9.Занимательные задания. 1)Отгадывание загадок. а) Я сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Захочешь - превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлАс.) б) Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение - И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирИс.) в) Мы - для пильщика подставка, Мы -для кучера сиденье. Но попробуй-ка поставь-ка В нас другое ударение – Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами. (кОзлы - козлЫ.) 2)Запоминанию правильного ударения в некоторых словах вам поможет отгадывание загадок, где рифма предыдущей строки подскажет не только правильный ответ, но и правильное уда рение. а) На бахче у нас растёт, Как разрежешь - сок течёт. Свеж и сладок он на вкус, Называется ... (арбУз). б) Эту зелень ты не тронь: Жжётся больно, как огонь. Неприметна, некрасива, Называется ... (крапИва). в) Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я ... (фарфОр). г) Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный ... (каталОг). 10. Работа в парах. Поставить правильно ударение в словах, запомнить, как они произносятся. (Раздаются карточки каждой паре учащихся.) Договор, завидно, камбала, квартал, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель, одобрить, призывник, инструмент, положить, цемент. (Ответы: ДоговОр, завИдно, кАмбала, квартАл, красИвее, гУсеница, жАворонок, зАдал, стАтуя, звонИт, столЯр, щавЕль, одОбрить, призывнИк, инструмЕнт, положИть, цемЕнт.) III.Рефлексия. -Что нового узнали на занятии сегодня? -Что было интересным для вас? -На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.