Тема: Урок - игра «Космическое путешествие» (урок математики, 1 класс)
Задачи: 1. Развивать интерес к учебе, формировать положительную мотивацию учебной деятельности. Совершенствовать знания таблицы сложения в пределах 20, применять изученное в практических заданиях. Закреплять и обобщать изученное в течение года. 2. Развивать смекалку, логическое мышление, внимание учащихся. 3. Воспитывать умение работать в группе, взаимовыручку. Ход урока I. Организационный момент. - Ребята, вы хотите полететь в космос? Если в космос мы хотим, Значит, скоро полетим! Самым дружным будет наш, Смелый, юный экипаж. - Участники полета пройдут сложные испытания и покажут свою готовность №1. В полет отправятся три экипажа (каждый ряд – отдельный экипаж). II. Решение задач на смекалку. Выбор командиров экипажей. Для каждого экипажа – своя задача (плюс по одной дополнительной – в случае сомнений.) Командиром становится тот, кто ответит первым. 1) Космонавт Петров побывал в космосе 5 раз, а космонавт Волков на 3 раза больше. Сколько раз в космосе побывал космонавт Рыбаков? 2) Ракета за один раз может поднять в космос трех космонавтов. Сколько ракет потребуется, чтобы поднять в космос 10 космонавтов? 3) На ночном небе выстроились в ряд 9 красных звезд, а между ними расположились желтые. Сколько желтых звезд в этом ряду? 4) Через каждые полчаса космонавт должен фотографировать нашу планету. Сколько времени ему понадобится, чтобы сделать три снимка? 5) В школе космонавтов был выпускной вечер. Гости (их было меньше десяти) решили потанцевать. Когда встали парами, один оказался лишний. Когда встали по трое, то снова один лишний. Сколько было гостей? 6) 10 космонавтов тренировались в беге. Петров бежал пятым, если считать с начала. Каким он будет, если считать с конца? III. Чтение и запись двузначных чисел. Выбор названия экипажей. (У каждого члена экипажа листочек в виде ракеты с заданием: записать двузначное число, в котором …десятков и …единиц. Готовые ответы отдают командиру. Он выстраивает ответы в порядке увеличения, затем переворачивает и читает название своего экипажа.) Учитель на доске вывешивает названия экипажей и сразу начисляет очки – самому быстрому экипажу 2 балла, остальным по одному. Задания на карточках: 3 ед. и 1 дес., 1 дес. и 5 ед., 2 дес., 4 ед. и 2 дес., 2 дес. и 8 ед., 3 дес. и 2 ед., 7 ед. и 3 дес., 4дес. Названия экипажей: МЕТЕОРИТ, БАЙКОНУР, МАРСИАНЕ. (Уточнить, знакомы ли эти названия детям.) IV. Графический диктант. Рисование космического корабля. Диктует учитель. Рисует в тетради каждый. Учитель проверяет у командира, а командиры у остальных членов экипажа. За каждый правильный рисунок экипаж получает очко. 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 4 клетки вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 2 клетки влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 2 клетки влево, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 4 клетки вверх,1 клетку вправо, 1 клетку вверх V. Устный счет (сложение и вычитание в пределах 10). Задания по группам. 1 экипаж – игра «Парашютисты» (на доске крепятся парашюты с примерами, а внизу записан ряд чисел, нужно подписать свой парашют и соединить с правильным ответом) 2 экипаж – игра «Пересадки» (Учитель задает примеры. Если ученик отвечает правильно, то пересаживается на стул учителя. Следующий пересядет на освободившийся стул и т. д.) 3 экипаж - игра « Отвечай быстро» (Учитель бросает ребенку мяч, задавая пример. Ученик возвращает мяч, называя ответ.) Количество верных ответов равно количеству баллов, которые получает экипаж. VI. Физкульт. минутка А сейчас мы с вами, дети, (шагаем) Улетаем на ракете. (шагаем) А зачем – кто хочет знать? (руки вперед, затем к себе) Звезды с Марса посчитать. (руки вверх, затем к себе) На носочки поднимись, (руки на поясе) Ввысь все дружно потянись. Раз, два, три, тянись, тянись – Вот летит ракета ввысь! (разводим руки) VII. Дифференцированное задание (три уровня сложности). Уровень сложности ребенок выбирает сам. - Перед нами три ракеты. Скорость первой невелика, но управлять ей легко – это нетрудные примеры. У второй ракеты скорость повыше, но управлять ею сложнее – надо вспомнить некоторые правила. А именно – порядок действий в примерах со скобками. За управление третьей ракетой вы сразу получите 3 балла, но встретите на пути много сложностей. Взвесьте свои силы и приступайте к работе. Желаю удачи! Задание на 1 балл : 10 – 3 + 2 6 + 3 – 5 4 + 4 – 7 Задание на 2 балла: 8 + (7 – 4) 11 – (9 – 5) 12 – (2 + 6) Задание на 3 балла: 31 + (15 – 5) 54 – (2 + 8) 29 – (12 – 5) Учитель проверяет правильность ответов, командиры помогают. Подсчитывается общее количество баллов для каждого экипажа. VIII. Геометрический материал. Встреча с инопланетянами. - Наш полет продолжается. Когда космонавты летят в космос, они надеются увидеть, узнать что – то новое. И, конечно, самое таинственное – есть ли в космосе кто – то, кроме нас. Как вы считаете? Вот сейчас будет задание изобразить воображаемых инопланетян. Каждый экипаж может использовать только свой набор геометрических фигур. (Крепится на доске.) Вы можете помогать друг другу. 1 экипаж – треугольники, незамкнутая кривая, прямая линия. 2 экипаж – квадраты, незамкнутая кривая, прямая линия. 3 экипаж – круги, незамкнутая кривая, прямая линия. - Выберете один цветной фломастер и выполните задание. ( Все члены экипажа выходят к доске. За правильно выполненное задание плюс 1 балл. Учитель обращает внимание, какого цвета фломастер выбрал ребенок и как расположен ротик человечка.) IX. Итог урока. Рефлексия. - Наш полет подошел к концу. Все экипажи благополучно вернулись на Землю. Давайте посмотрим на количество полученных вами баллов. Какой же экипаж выполнил задания лучше других? Как вы думаете, почему им это удалось? Вспомните слова, произнесенные в начале урока: Если в космос мы хотим, Значит, скоро полетим! Самым дружным будет наш, Смелый, юный экипаж. (Перевернем листочки с геометрическим заданием, откроются буквы – Р, Ж, Д, А, У, Б). - Составьте слово, которое нам помогало. (ДРУЖБА)