Воскресенье, 29 Янв 2023, 08:13
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51589


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Тематическое планирование

План – конспект урока русского языка по теме: "Морфология"
Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Цель урока:



дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;
развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.
Оборудование:

компьютер,
учебник,
сигнальные карточки,
мишень.
ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)
А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники . Все готовы ?
Сейчас мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык. На прошлых уроках мы побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. А кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).
II.Объявление темы и цели урока.

Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)
Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?
Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».
Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил :
Отвечая на вопросы, поднимать руку.
Не выкрикивать.
Не мешать другим отвечать на вопросы.
III.Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

Первый остров , на который мы попали, состоит из шести частей.
Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)
Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).
А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.
Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.

Молодцы! Смотрите, появилось первое название.
2.Имя прилагательное

Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какая же это часть речи ?
Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.
В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.

Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.
3.Глагол

А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова : слышать, читать, рисовать..
Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы – синонимы и запишите их:
Смотреть -…, сказать -… , желать - ….

4.Имя числительное



Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?
Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.
Физкультминутка.

5.Местоимение

Посмотрите, опять криптограмма :
Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:
Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.

Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?
Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.
Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.

Вот и пятое название открылось.
6.Наречие

Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!
чие

ре

Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.
1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагатель¬ными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание — в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом — очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами — сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать — вскачь и на скаку, из догонять — вдогонку, из обнимать — в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать — слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому — через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:
Красивый –красиво

Низ –внизу

Правый –направо

Близкий - близко

Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)
2.Служебные части речи

1.Предлог

Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.
Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.
Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.
Физкультминутка.

2.Союз

А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений
Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи ?
Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.
Придумайте и запишите предложение с союзом и или а
3.Частица

А эти жители страны сами говорят за себя.
Мы, - промолвили частицы, -

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

Отрицание, сомненье.

Частицы ЖЕ,НИ,ЛИ

Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.
Нам интересно название второго острова.

А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)
3.Междометие

•Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.

Сердце так и гложет страх. Ах!

Ох, не помню, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех! Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух.

Ух! Ах, эх, ох.

Ух , не вызвали!

Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.
IV. Закрепление изученного материала.

Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?
А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.
V.Подведение итогов урока. Релаксация.

•Урок наш закончен , и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.
Категория: Тематическое планирование | Добавил: vadik11092 (01 Фев 2012)
Просмотров: 8982 | Теги: языка, по, конспект, теме:, морфология, Русского, урока, план | Рейтинг: 1.1/ 15 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
29 Янв 2023
08:13


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz