Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Употребление деепричастий в речи"
Употребление деепричастий в речи (урок русского языка в 7 классе)
Цели урока:
- знать особенности употребления деепричастий; - уметь использовать их в предложении и тексте; - задуматься о роли деепричастий в речи. Оборудование:
- компьютер; - медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной презентации; - плакат с нарисованной мишенью; - листы самоконтроля. Ход урока
I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.
- Ребята, вы любите юмористические рассказы? Я тоже. И сейчас я хочу напом-нить вам небольшой фрагмент рассказа А.П.Чехова "Жалобная книга".
" Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа".
- Скажу вам по секрету: я тоже собираю курьёзные, вызывающие улыбку фразы (чаще всего из ученических работ).
Вот некоторые из них:
Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. - Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?
- Подумайте, что общего во всех этих предложениях? Какую часть речи неудач-но употребляют все авторы предложений из моей "коллекции"?
- Над чем не задумались, а может быть, чего-то они не знали? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему "Деепричастие", о чем необходимо задуматься?
- Сформулируйте тему урока (слайд № 1: употребление деепричастий в речи).
- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?
- Сформулируйте цели урока (слайд № 2: цели урока).
II. Актуализация опорных знаний.
- Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (слайд № 3: выделите в каждом столбике деепричастие).
I-й вариант
а) закрыт; б) закрывшийся; в) закрыв. II-й вариант
а) работавший б) работая; в) разработка. - По каким признакам вы это сделали?
III. Формирование новых понятий.
- Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме. Если нужно по-знакомиться с правилами, заглянем в учебник "Теории"?
- Есть ли в нем такие правила? (нет) Поэтому я предлагаю вам самим сделать "научные открытия" на основе наблюдений, анализа языковых фактов, явлений.
1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).
- От данных глаголов образуйте деепричастия (устно):