Организация самостоятельной работы на уроках химии с использованием ИКТ
Данная работа посвящена организации самостоятельной работе учащихся средствами ИКТ, в первую очередь адресована учителям системы НПО. В частности как организовать работу с учебником на уроках и использованию видеофрагментов на уроках химии. Необходимость использования в учебном процессе самостоятельной работы с учебником не вызывает сомнения. Она прививает навыки самостоятельной работы с книгой, развивает умение выбирать главное из прочитанного, позволяет лучше понять и запомнить содержание учебного материала. Как правило, у наших учащихся, системы НПО, не сформирована привычка думать и рассуждать над текстом учебника, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, изучая содержание параграфа. Учитывая контингент учащихся, которые приходят в систему НПО работу с учебником начинаем с простых заданий. Даже при работе с учебником использую мультимедийный проектор. Первая работа с учебником – это применение предельных углеводородов, кроме учебника , текст также выводится на экран. В данном тексте по теме: «Применение предельных углеводородов» необходимо найти главное и составить краткий конспект, т.е. выписать по пунктам, где применяются только предельные углеводороды, т.к. в данном тексте идет речь не только о применении алканов, а также и о применении галогенпрозводных. Затем сканирую работу одного из учащихся и начинаем разбор ошибок по плану. План и работа учащегося размещаются на одном слайде. 1. Внимательно читаем название темы 2. По пунктам разбираем конспект 3. Находим несоответствие содержания теме 4. Учащиеся сразу исправляют ошибки в тетради В конце выставляем оценки. В дальнейшем аналогичные работы с учебником выполняются по всем темам. Для более сильных учащихся можно поставить перед ними следующие задачи: записать в конспекте только то, что для него новое и сформулировать вопрос, что было не понятно. Затем в конце урока обсудить всем классом. Таким образом учащиеся привыкают самостоятельно работать с текстом и выделять главное, и следовательно, можно давать работы с более сложными и большими темами. В таком случае на слайд выводится общий план работы с текстом учебника, такой же план висит в кабинете на стенде.
1.Прочитать название темы, параграфа, подумать есть ли связь с материалом, изученным ранее. 2. Прочитать весь параграф. 3. Прочитать план конспекта. 4. Прочитать еще раз название темы и параграф. 5. Приступить к составлению конспекта по плану.
Далее идет план урока непосредственно по данной теме, для разных уроков составлены соответствующие планы.
В дальнейшем данный слайд можно использовать при самостоятельной работе, при фронтальном опросе или на зачете. На самостоятельной работе можно дать 2 темы по вариантам, планы этих конспектов также выводятся на экран. При такой организации работы можно проверить знания учащихся, что усвоено и не усвоено, провести коррекцию знаний, расставить акценты на тех моментах, которые не поняли учащиеся. Данные планы могут также помочь и на экзаменах тем учащимся, у которых хорошая зрительная память.
Можно вывести на экран одновременно план работы с учебником и план той работы, которую непосредственно выполняем на данном уроке.
Работу с учебником необходимо включать в планы работы, тогда у учащихся будет сформировано умение работать не только с учебниками, но и с другими учебными пособиями, что позволит им работать в дальнейшем самостоятельно .
Также не всегда на уроках химии мы можем продемонстрировать тот или иной опыт, это связано с безопасностью ( ядовитые или запрещенные вещества ). К каждому такому видеоопыту составлены вопросы. Перед демонстрацией и после они также выводятся на экран. Учащиеся должны ответить на вопросы после просмотра, написать уравнения реакций и назвать продукты реакции. Данные вопросы можно в дальнейшем также использовать для закрепления пройденного материала, при опросах, при выполнении самостоятельных работ, на зачетах. Демонстрации в дальнейшей работе также можно использовать при опросах учащихся, проектируя их без звука.
Таким образом может быть организовано самостоятельное изучение нового материала с последующим обсуждением, самопроверкой и самооценкой, как индивидуально, так и в группах.