Вторник, 26 Ноя 2024, 06:40
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51647


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю химии

Использование личностно – ориентированного обучения на уроках химии
Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Конечно, возможности традиционного урока, жестко регламентированы планированием и временем. Однако использование некоторых приемов личностно- ориентированного обучения позволяет и в обычных условиях школьной программы получать положительные результаты.
Ведь не секрет, что в последнее время, из-за сложности предмета многие институты отказались включать результаты ГИА при поступлении и поэтому химия как предмет стал невостребованным, отсюда и идет отношение учеников 10 – 11 классов к предмету «он мне не нужен». В Х класс приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, но и уровнем знаний. Кроме того, лишь некоторые из них будут сдавать ЕГЭ. Остальных же интересует только отметка по предмету в аттестате зрелости. Для меня возник вопрос, как заинтересовать учащихся учится, как дать базовый материал по предмету, как помочь ученику сдать выпускные экзамены, как научить ученика трудиться?
Если предъявлять к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным. Технология уровневой дифференциации дает возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя в выборе методов, средств и форм обучения.
Меня на первых уроках поразила реакция учеников, мне предмет не нужен он сложный, и я его учить не хочу. Я наблюдала паническую реакция детей на предложение изложить устно весьма несложный материал параграфа. Дети не хотели выбирать главное из параграфа, а затем пересказывать содержание учебника и тем, более представить, как можно путем логичных рассуждений решить ту или иную задачу.
В начале года я посетила родительские собрания, на которых познакомила родителей с учебным планом требованиями, которые предъявляются выпускникам по окончанию школы. Я познакомила всех с подробным планом изучения предмета, назвала даты завершения каждой темы, сообщила, что после каждой темы ученик должен сдать зачёт. Материал для каждого зачета выкладывался на сайте школы. Из-за сложности материала определила время для получения учащимися консультаций по вопросам вызывающим затруднения.
При изучении нового материала в старшей школе я использую лекции, семинарские занятия, групповые и индивидуальные самостоятельные работы. В основе их содержания — подача материала блоками. На каждом уроке нацеливаю учащихся на достижение конкретных результатов при изучении темы. Веду текущий учет знаний учащихся, но главный итог их работы — тематический зачет.
В первом полугодии 10 класса провожу пять зачётов по темам: « Алканы», «Алкены», Алкины», «Алкадиены», «Бензол». Каждый зачет составляю, в основном, в виде тестов с выбором ответа, но не исключаю и традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи и т. д.). Готовлю обычно четыре варианта.
Открытость, определенность требований вызывает у учащихся интерес к достижению поставленной цели. В случае неудачи, а также при желании получить более высокую отметку предоставляю учащимся возможность пересдать зачет.
Покажу на конкретном примере, как я составляю задания для тематического зачета с учетом уровневой дифференциации.
Приведу пример, что должен знать ученик к зачёту и один вариант заданий.

Зачёт №1 «Алканы»

Что нужно знать к зачёту Общая формула: CnH2n+2; Номенклатура: - ан (10 формул и их названия); изомерия: углеводородного скелета (приводить примеры); гибридизация – SP3; угол: 109028; длина связи С-С: 0,154 нм; гомологическая разность: СН2 (приводить примеры); названия радикалов(приводить примеры);.
Получение метана:
Промышленное Лабораторное
1. Из природного сырья: нефти и газа. 1. Сплавление солей уксусной кислоты с щелочью
CH3COONa + NaOH (т) —> CH4 + Na2CO3
2. Синтез из оксида углерода и водорода
СО + 3Н2 –300 Ni—> СН4 + Н2О 2.Гидролиз карбида алюминия
Al4C3 + 12H2O —> 3CH4 + 4Al(OH)3
Получение гомологов метана:
Промышленное Лабораторное
1. Из природного сырья: нефти и газа. 1. А) CnH2n + H2 –Pt —> CnH2n+2
CH2= CH2 + H2 –Pt —> CH3 - CH3
этен этан
Б) CnH2n-2 + 2H2 –Pt —> CnH2n+2
CH = CH + 2H2 –Pt —> CH3 - CH3
этин этан
2. Из смеси газов
nСО + (2n+1)Н2 –300 —> CnH2n+2 + nН2О 2. Из двух молекул галогенпроизводных в присутствии Na (реакция Вюрца)
CH3 –CH2 Cl
+ 2Na —> CH3CH2CH2CH3+ 2 Na Cl
CH3 –CH2 Cl бутан

Химические свойства
1. Реакции замещения
а) галогенирования СН4 + Cl2 —> СН3Cl – +Cl2 —> СН2Cl2 –+ Cl2 —> СНCl3 –+ Cl2 —> СCl4
хлорметан дихлорметан трихлорметан тетрохлорметан
б) нитрования C3H8 + HO - NO2 —> C3H7NO2+ Н2О

2. Реакции окисления
а) горение CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O
б) неполное каталитическое окисление CnH2n+1OH
CnH2n+2 + | O | –—> CnH2n+1COH
CnH2n+1COOH

3. Термическое превращения алканов
Крекинг (пиролиз) CnH2n+2 –Pt —> CnH2n+2 + CnH2n (C6H14 –Pt—> C3H8 + C3H6)

4. Дегидрирование – отщепление водорода CnH2n+2 —> CnH2n + H2
2СН4 —> С2Н2 + 3Н2 С2Н6 —> С2Н4 + Н2
метан этин этан этен
5.Изомеризация (перегруппировка) начиная с бутана
CH3 - CH2 - CH2 – CH3 —> CH3 – CH – CH
бутан CH3 изобутан или 2- метилпропан

Образец Алканы

1(1б) Общая формула алканов а) CnH2n б) CnH2n+1 в) CnH2n+2 г) CnH2n-2
2 (1б) Гомологами являются пара веществ: а) этен и этан б) бутан и метан
в) ацетилен и этан г) этилен и ацетилен
3 (1б) Только σ- связи присутствуют в молекулах
а) пропена б) бензола в) изобутана в) этена
4 (1б) Число σ - связей в молекуле пентана а) 4 б) 12 в) 16 г) 14
5 (1б) Для вещества состава C3H8 характерно (а):
а) существование цис - транс изомеров в) наличие двойной связи
б) SP3– гибридизация г) наличие π - связи
6 (1б) Для вещества состава C4H10 характерно (а):
а) изомерия УВ скелета б) существование цис - транс изомеров
в) положение двойной связи г) межклассовая изомерия
7 (1б) Для алканов характерна длина связи С – С
а) 0,134нм б) 0,154 нм в) 0,120 нм г) 0,140 нм
8(1б) Гексан и 3-метилпентан –это: а) гомологи в) структурные изомеры
б) одно и тоже вещество г) пространственные изомеры 9 (1б) Изомерами является пара веществ:
а) пентан и 2-метилпентан б) гексан и 2-метилпентан
в) изобутан и пропан г) 2,2-диметилбутан и 2,2-диметил пропан
10 (1б) Как называется алкан следующего строения CH3 - CH - CH2 - CH - CH2 - CH3
CH3 C2H5
а) 3-этил-5-метилгексан б) 2-метил-4-этилгексан
в) 2,4-метилэтилгексан г) нонан
11 (1б) Превращение бутана в бутен относится к реакции
а) полимеризации б) дегидрирования в) дегидратация г) изомеризация
12 (1б) Процесс разложения УВ нефти на более летучие вещества называется
а) крекинг б) дегидрирования в) гидрирование г) дегидратация
13 (1б) Способом переработки нефти и нефтепродуктов, при котором не происходят
химические реакции являются: а) перегонка б) крекинг
в) риформинг г) пиролиз
14 (1б) В лаборатории метан можно получить:
а) из природного сырья г) реакцией Вюрца
б) гидрировании непредельных УВ в) гидролиз карбида алюминия
15 (1б) В лаборатории бутан можно получить:
а) из смесей газов в) сплавлением солей уксусной кислоты со щелочью
б) реакцией Вюрца г) синтез из оксида углерода и водорода
16 (1б) Верно ли следующее суждение: А) алканы вступают в реакцию полимеризации
Б) алканы горят
а) верно только А в) верно только Б
б) верны оба суждения г) не верны оба суждения
17 (1б) Коэффициент перед формулой кислорода в уравнении реакции горения пропана
равен: а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
18 (2б) Напишите структурные формулы
а) 2, 8-диметилнонан б) 3,4-диметил-4-этилгексан
19 (2б) Как можно получить вещества, используя реакцию Вюрца. Напишите уравнения
получения веществ: а) 3,6-диметилдекан б) октан
20 (3б) Осуществите превращение: Al4C3 —> CH4 —> CH3Br —> C2H6
21 (2б) Сколько изомеров может быть у вещества C6H14? Напишите структурные
формулы двух изомеров и назовите их.
22 (2б) Органическое вещество имеет состав 84, 21% углерода и 15, 79% водорода.
Плотность паров вещества по воздуху составляет 3,93. Определите формулу этого
вещества. (Ответ C8H18)
23 (3б) При полном сгорании УВ образовалось 12,6 г воды и 26,4 г оксида углерода (lV)
(н.у.) Относительная плотность УВ по воздуху равна 2,966. Установите МФ
вещества. (Ответ C6H14)
24 (2б) Установите молекулярную формулу алкана, плотность которого при (н.у.)
составляет 2,589 г/л. (Ответ C4H10)

Школа оценивания: 1 – 15 «2» 16– 21 «3» 22 – 27 «4» 28 – 33 «5»

Зачёт №2 Алкены

Что нужно знать к зачёту
Общая формула: CnH2n; Номенклатура -ен (-илен): этен или этилен (10 формул и их названия);
Изомерия: 1) углеводородного скелета (структурная) 2) положения кратной связи (=)
3) межклассовая (диены) 4) геометрическая (цис-; транс- ) ( примеры);
Гибридизация – SP2; = образуется за счет σ- связи и π- связи; угол: 1200;
Длина связи С = С: 0,133 нм; гомологическая ряд (приводить примеры).
Физические свойства: С2 – С4 газы; С 5 – С15 жидкости; С16 -твердые вещества
Получение
Промышленный способ Лабораторный способ
1. Крекинг алканов
CnH2n –t —> CnH2n+2 + CnH2n

C8H18 –400-700 —> C4H10 + C4H8 Отщепление (элиминирования)
А) дегидратация спиртов (- Н2О)
CH3 – CH2 – OH —> CH2 = CH2 + Н2О
Б) отщепление галогеноводородов спиртовым раствором щелочи (правило Зайцева) CH3–CH2–CHBr–CH3 + KOH–C2H5OH-> CH3-CH=CH-CH3+ KBr+Н2О В) дегалогенирование ( с активным Ме) CH2Br – CHBr – CH3 + Mg —> CH2 = CH2 – CH3 + MgBr2
2. Дегидрирование алканов (-Н2)
CnH2n+2 –t —> CnH2n + H2

C3H8 –t;Cr2O3 -> CH3-CH=CH2 + Н2

Химические свойства

1 Реакции замещения – НЕТ
1. Реакции присоединения
а) галогенирование (обесцвечивание бромной воды) CH2 = CH2 + Br2 —> СН2Br – СН2Br
этилен (этен) дибромэтан
б) гидрирование: CnH2n + H2 —> CnH2n+2
CH2 = CH2 + Н2 —> СН3 – СН3
в) гидрогалогенирование (правило Марковникова) CnH2n + HCl —> CnH2n+1 Cl
CH2 = CH2 + HCl —> СН2Cl – СН3
г) гидратация: CnH2n + H2O —> CnH2n+1 -OH
CH2 = CH2 + H2 O —> СН3– СН2 -OH
1. Реакции окисления
а) полное окисление (горение) CnH2n + O2 = CO2 + H2O
б) неполное каталитическое окисление ( Обесцвечивание раствора перманганата калия)
CH2 = CH2 + H2O – |o| —> CH2OH - CH2OH
этилен (этен) этиленгликоль
2. Полимеризация nCH2 = CH2 –t —> (- CH2 - CH2 -) n
этилен (этен) полиэтилен

Образец Алкены

1(1б) Общая формула алкенов а) CnH2n б) CnH2n+1 в) CnH2n+2 г) CnH2n-2
2 (1б) Гомологами являются пара веществ: а) этен и этан б) бутен и пентен
в) ацетилен и этан г) этилен и ацетилен
3 (1б) Число π - связей в молекуле этилена а) 2 б) 1 в) 3 г) 6
4 (1б) Число σ - связей в молекуле пентена а) 4 б) 12 в) 16 г) 14
5 (1б) Для вещества состава C5H10 характерно (а):
а) существование цис - транс изомеров в) наличие одинарной связи
б) SP3– гибридизация г) наличие бензольного кольца
6 (1б) Для вещества состава C4H8 нехарактерно (а):
а) изомерия УВ скелета б) существование цис - транс изомеров
в) положение тройной связи г) межклассовая изомерия
7 (1б) Для алкенов характерна длина связи С = С
а) 0,133нм б) 0,154 нм в) 0,120 нм г) 0,140 нм
8(1б) Гексен и 3-метилпентен – это:
а) структурные изомеры б) пространственные изомеры
в) гомологи г) одно и тоже вещество
9 (1б) Изомерами является пара веществ:
а) пентен и 2-метилбутен б) гексин и 2-метилпентан
в) изобутан и пропен г) 2,2-диметилбутан и 2,2-диметил пропан
10 (1б) Как называется алкен следующего строения CH3 - C = CH - CH - CH2 - CH3
CH3 C2H5
а) 3-этил-5-метилгексен-3 б) 2-метил-4-этилгексен-2
в) 2,4-метил, этилгексен-2 г) пентен
11 (1б) Превращение бутена в бутан относится к реакции
а) полимеризации б) дегидрирования в) гидрирования г) изомеризация
12 (1б) Процесс разложения УВ на более летучие вещества называется
а) крекинг б) дегидрирования в) гидрирование г) дегидратация
13 (1б) Качественной реакцией на алкены является:
а) обесцвечивание бромной воды б) выделение газа
в) выпадение осадка г) бесцветное пламя
14 (1б) В лаборатории этилен можно получить:
а) из природного сырья г) используя правило Марковникова
б) дегидратация спиртов в) гидролиз карбида алюминия
15 (1б) В лаборатории бутен можно получить:
а) из смесей газов в) дегалогенирование с активным металлом
б) реакцией Вюрца г) синтез из оксида углерода и водорода
16 (1б) Верно ли следующее суждение: А) алкены вступают в реакцию полимеризации
Б) алкены горят
а) верно только А б) верно только Б
в) верны оба суждения г) не верны оба суждения
17 (1б) Коэффициент перед формулой кислорода в уравнении реакции горения пропена
верно только а) 2 б) 9 в) 4 г) 5
18 (1б) Напишите структурные формулы
а) 2,3-диметилгептен б) 3,4-диметил-4-этилгексен
19 (2б) Как можно получить вещества, используя правило Зайцева. Напишите уравнения
реакций получения а) пентен -2 б) пентен-1
20 (5б) Осуществите превращение:
C4H10 —> C2H4 —> C2H5OH —> C2H4 —> C2H5Cl —> C4H10
21 (2б) Сколько видов изомеров может быть у вещества C6H12? Напишите по одному
примеру и назовите их.
22 (2б) Относительная плотность углеводорода по водороду равна 21, массовая доля
углерода составляет 85,71%. Определите молекулярную формулу вещества.
(Ответ: C3H6)
23 (2б) Установите молекулярную формулу алкена, если известно, что 1,5 г его способны
присоединить 600 мл (н. у.) хлороводорода. (Ответ: C4H8)
24 (2б) Установите МФ алкена, плотность которого при (н. у.) составляет 2, 589 г/л.
(Ответ: C4H8)

Школа оценивания: 1 – 15 «2» 16 – 21 «3» 22 – 27«4» 28 – 33 «5»

Зачёт №3 Алкины

Что нужно знать к зачёту
Алкины – это непредельные углеводороды, состав которых выражается общей формулой CnH2n- 2 имеющие в молекуле одну тройную связь. Алкины – углеводороды в молекулах, которых имеются два атома углерода, связанные тройной связью.
Общая формула: CnH2n-2;
Номенклатура - ин : этин или ацетилен; гомологический ряд (10 формул и их названия);
Изомерия: 1) углеводородного скелета (структурная) 2) положения тройной связи
3) межклассовая (диены) ( примеры);
Гибридизация – SP; тройная связь образуется за счет 1σ - связь и 2π - связи;
Угол: 1800; Длина связи: 0,120 нм;
Физические свойства: ацетилен (этин) – бесцветный газ без запаха (технический имеет неприятный запах); С2 – С4 газы; С 5 – С15 жидкости; С16 -твердые вещества. Плохо растворимы в воде.
Получение ацетилена
Промышленный способ Лабораторный способ

1.Термическое разложение газа, нефти.
2CH4 – 1000 —> C2H2 + 3Н2
C2H6 – 1200 —> C2H2 + 2Н2
1. Гидролиз карбида кальция
CaC2 + 2H2O —> C2H2 + Ca(OH)2

Гомологи ацетилена
СН3– СН2 - СНCl – СНCl – СН3 + 2 NaOH(спирт р-р) —> СН3– СН2 - С = С – СН3+ 2NaBr + 2H2O
Химические свойства
1. Реакции замещения – НЕТ
2. Реакции присоединения
а) галогенирование (обесцвечивание бромной воды)
C2H2+ 2Br2 —> СНBr2– СНBr2
(этин) 1,1,2,2-тетробромэтан
б) гидрирование: CnH2n-2 + 2H2 —> CnH2n+2
C2H2 +2Н2 —> СН3 – СН3
в) гидрогалогенирование (по правилу Марковникова)
C2H2 + 2HCl —> СН2Cl2 – СН3 (1,1-дихлорэтан)
г) гидратация (реакция М. Г. Кучерова)
C2H2 + H2 O – Hg —> СН3– СOH (этаналь)
3. Реакции окисления
а) полное окисление (горение) CnH2n-2 + (3n – 1) /2 O2 = n CO2 + (n – 1) H2O
2C2H2 +5O2 = 4CO2 + 2H2O
б) неполное каталитическое окисление (под действием окислителей перманганата калия, бихромата калия) C2H2 + 4|O| – KMnO4 —> HOOC – COOH (щавелевая кислота) 4. Циклотримеризация (Н. Д. Зелинский, Б. А. Казанский) 3C2H2 – 400; С —> C6H6 (бензол)

Образец Алкины

1(1б) Общая формула алкинов а) CnH2n б) CnH2n+1 в) CnH2n+2 г) CnH2n-2
2 (1б) Гомологами являются пара веществ: а) этен и этан б) бутен и пентин
в) ацетилен и этин г) этилен и ацетилен
3 (1б) Число π - связей в молекуле пропина а) 2 б) 1 в) 3 г) 6
4 (1б) Число σ - связей в молекуле пентина а) 4 б) 12 в) 16 г) 14
5 (1б) Для вещества состава C5H8 характерно (а):
а) существование цис - транс изомеров в) наличие одинарной связи
б) SP – гибридизация г) наличие бензольного кольца
6 (1б) Для вещества состава C8H14 нехарактерно (а):
а) изомерия УВ скелета б) существование цис - транс изомеров
в) положение тройной связи г) межклассовая изомерия
7 (1б) Для алкинов характерна а) SP - гибридизация в) SP2- гибридизация
б) SP2- гибридизация г) SP4- гибридизация
8(1б) Гексин-1 и 3-метилпентин-1 – это:
а) структурные изомеры б) пространственные изомеры
в) гомологи г) одно и тоже вещество
9 (1б) Изомерами является пара веществ:
а) пентин-1 и 2-метилбутин -1 б) гексин и 2-метилпентин-2
в) бутин и пропин г) 2,2-диметилбутин и 2,2-диметилпропин
10 (1б) Как называется алкин следующего строения CH3 - C = C - CH - CH2 – CH2
CH3 C2H5
а) 3-этил-5-метилгексин-3 б) 4-метилоктин-2
в) 4-метил, 6-этилгексин-2 г) пентин
11 (1б) Превращение бутин-1 в бутан относится к реакции
а) полимеризации б) дегидрирования в) гидрирования г) изомеризация
12 (1б) Как называется реакция 3C2H2 – 400; С —> C6H6
а) циклотримеризация б) дегидрирования
в) гидрирование г) дегидратация
13 (1б) Качественной реакцией на алкины является:
а) обесцвечивание бромной воды б) выделение газа
в) выпадение осадка г) бесцветное пламя
14 (1б) Как можно получить гомологи ацетилена:
а) дигалогеналканы со спиртовым раствором щелочи
б) используя правило Марковникова
в) дегидратация спиртов
г) гидролиз карбида алюминия
15 (1б) В лаборатории ацетилен можно получить:
а) из смесей газов в) дегалогенирование с активным металлом
б) реакцией Вюрца г) гидролиз карбида кальция
16 (1б) Верно ли следующее суждение: А) алкины вступают в реакцию замещения
Б) алкины горят
а) верно только А б) верно только Б
в) верны оба суждения г) не верны оба суждения
17 (1б) Коэффициент перед формулой кислорода в уравнении реакции горения пропина
равен: а) 2 б) 9 в) 4 г) 5
18 (1б) Напишите структурные формулы
а) 3,4-диметилгептин-1 б) 3,4,4-триметилгексин-1
19 (2б) Как можно получить вещества: а) используя термическое разложение - пентен -2
б) используя карбид кальция - ацетилен
20 (5б) Осуществите превращение: CaCO3 —> CaO —> CaC2 —> C2H2 —> CH3COH
l—> C6H6
21 (2б) Сколько видов изомеров может быть у вещества C6H10? Напишите по одному
примеру и назовите их.
22 (2б) Углерод содержит в массовых долях 88,89% углерода. Его плотность по воздуху
равна 1,862. Найдите молекулярную формулу углеводорода. (Ответ: C4H6)
23 (2б) Установите молекулярную формулу алкина, если известно, что 2,4 г его способны
присоединить 1,4 г воды (Ответ: C2H2)
24 (2б) Установите молекулярную формулу алкина, плотность которого по азоту равна
2,43. (Ответ: C5H8)

Школа оценивания: 1 – 15 «2» 16 – 21 «3» 22 – 27«4» 28 – 33 «5»

Результаты, которые я достигла:
1. Учащиеся реально научились оценивать свои возможности
2. Повысился интерес к предмету
3. Между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения
4. Снизилось психологическое напряжение учащихся на уроках
5. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся
6. Исчезает страх перед проверкой знаний

Из опыта работы учителя химии Семёнычевой Ларисы Витальевны МОУ СОШ № 12 Ставропольский край г. Новоалександровск
Категория: Учителю химии | Добавил: almar71 (17 Мар 2012)
Просмотров: 1872 | Теги: ориентированного, Использование, На, Химии, уроках, личностно, обучения | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
26 Ноя 2024
06:40


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz