Суббота, 20 Апр 2024, 17:19
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю физики

Теоретическое обоснование использования технологии блочно-модульного обучения на уроках физики
Теоретическое обоснование использования технологии
блочно-модульного обучения на уроках физики

Образование – это индустрия, направленная в будущее.
С.П.Капица
Научимся программировать – научимся обучать.
А.Берг

Бекишева Г.К , учитель физики высшей категории,
СШ № 18. г.Астана

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Школа, выполняя заказ общества, должна вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная познавательная деятельность каждого учащегося, предполагающая:
• чёткое осознание им, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;
• умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;
• умение находить необходимую информацию не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах города, страны, всего мира.
Решение этих задач стоит не только перед школой, так как процесс обучения современного человека не заканчивается даже в вузах. Он становится непрерывным. Нужна новая парадигма (теоретическая модель) образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий, таких, как проблемная, проектная, информационно-коммуникационная, исследовательская, блочно- модульная.
Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве.
На уроках, физики где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения. Каждый учитель сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания данного учебного материала. Даже если они и есть, то учащиеся по ним самостоятельно усваивать материал затрудняются из-за сложности формулировок. Возникает необходимость в разработке новых, наиболее приемлемых для школьников заданий по темам. В этом учителю помогает применение технологии блочно-модульного обучения, которая позволяет:
• осуществлять дифференцированный подход в обучении;
• дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);
• способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к ЕГЭ (части С), повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению физики, развитию на предметных способов учебной деятельности.
В конце 80-х – начале 90-х годов 20 века в педагогику «врывается» термин из области технических наук, а именно «модуль». Стали говорить и писать о «принципе модульного обучения», «модульной системе образования». В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не «срабатывает». По своему содержанию – это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, стартовый, промежуточный и итоговый уровень знаний. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. Как в программированном обучении, в модульном обучении тоже все запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества его усвоения. Таким образом, блочно-модульное обучение включается в технологию программированного обучения. Программированное обучение возникло в начале 50-х годов 20 века, когда американский психолог Б.Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (компьютера, программированного учебника, специальных карточек, модулей, кинотренажера и т.д.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов», путеводителей, «карточек-помощников), подаваемых в определенной логической последовательности. Сущность блочно-модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить форму общения учителя и ученика.
Основными компонентами модуля являются:
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Помня о том, что процесс обучения должен носить воспитательный и развивающий характер, следует отметить необходимость выделения по целям работы блоков развития, воспитания и обучения.
Цели и задачи уроков физики по технологии блочно-модульного обучения:
Образовательные:
• развивать системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками основных знаний;
• научить объяснять, истолковывать, раскрывать изученный материал, давать оценку на основе соотношения личных представлений о мире и человеке;
• учить строить ответ на вопрос с опорой на теоретические знания;
Развивающие:
• способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
• учить составлять план ответа, записывать тезисы основных положений учебной темы, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе изученного;
• развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие изученного материала;
• способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.
Воспитательные:
• способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
• формировать у них активную жизненную позицию.
Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты.
Блок – это большой тематический раздел. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг, алгоритм – можно назвать как угодно).
Каждый путеводитель будет иметь свои функции.
Путеводитель № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний.
Путеводитель № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела:
• первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы)
• осознание и осмысление материала (проблемные вопросы)
Путеводитель № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему), а путеводитель № 4 с целью применения полученных знаний (представляет систему знаний и инструкций к ним).
Путеводитель № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой.
Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:
• изучение нового материала
• комплексное применение знаний
• обобщение и систематизация знаний
• комбинированный урок
• учетно-контрольный
• урок коррекции
Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков.
«Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту)
Типы уроков и их компоновка может быть следующей: 1-3 урок – изучение нового материала, комбинированный, а четвертый – модульный (или 5, в зависимости от объема материала). Конструирование уроков малыми блоками (3-4 час) Тогда части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течении всего модуля. Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок – это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока – диагностика. Позволяющая выявить ЗАР и ЗБР; уровень обученности; уровень обучаемости; готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника.

Плюсы и минусы технологии блочно-модульного обучения
Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляется:
• Дифференцированный подход в обучении
• Возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах)
• Подготовка к ЕГЭ (часть С)
• Повышение уровня качества обученности учащихся
• Повышение мотивации в изучении физики
• Развитие надпредметных способов учебной деятельности
Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки:
• навык внимательного чтения;
• умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
• умение вычленять противоречия;
• умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;
• исследовательские умения;
• умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;
• навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;
• умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;
• умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
• умение составлять свой жизненный проект.
Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.
Технологию проектов и КСО можно использовать как завершающее творческое задание после изучения большого блока тем. Такая работа способствует развитию творческих способностей учащихся, развитию умения работать в коллективе и представлять себя перед публикой.
Элементы технологии развития критического мышления мною используются при составлении путеводителей к урокам по блочно-модульному обучению и проверке знания текста или теоретического материала: кластеры, таблицы разного типа, «толстые» и «тонкие» вопросы, опросник «Верно ли, что…?», продолжи начало и т.д. Эти элементы помогают выявить уровень знаний учащихся, глубину понимания темы, развивают у учащихся умение мыслить логически и критически.
Технология блочно-модульного обучения требует использования информационно-коммуникационных технологий с целью подготовки материала в программах Word и Power Point, так как все задания к урокам – это презентация того, что учащиеся должны сделать для достижения цели конкретного урока.
Система блочно-модульного представления учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися в рамках программы «Неуспешные дети. Траектория развития»: для них разработан комплекс разноуровневых заданий для уроков физики по темам и блокам: уровень А – прочитать, запомнить, пересказать; уровень В – ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся; уровень С – выполнить творческое задание. Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.
Недостатки блочно-модульного обучения заключаются в том, что не все темы подходят к данной технологии; материал учебника недостаточно информативен; надо готовить большой объем печатной продукции к уроку.
Список литературы:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», Ростов—на—Дону, 1999. —416 с.
2. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения. — Вест.высш.шк., 1987. Н8, с. 35-38.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
4. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. — ЗАВУЧ, научно-практический журнал, 5, 2005. — с. 38-50.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. —256 с.
6. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. — 69 с.
7. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997.
8. Учителю о педагогической технологии. М., 1989.
9. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. Каунас. 1989.
10. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -- М.: Народное образование, 1996.
11. Шаги лицея: новая школа новой России. Киров, 2002, выпуск 10, - III
Категория: Учителю физики | Добавил: [MFS]LancerS (13 Фев 2012)
Просмотров: 1880 | Теги: использования, блочно-модульного, Теоретическое, Технологии, На, уроках, обоснование, обучения, физики | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
20 Апр 2024
17:19


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz