Четверг, 27 Янв 2022, 17:55
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51555


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Методические рекомендации и задания для проведения словарной работы на уроках русского языка.2 класс
Введение
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. Работая по «Прописи», первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как, воробей, ворона, сорока, и др., запоминают правописание слов собака, корова, воробей. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Использование лексико-орфографических упражнений на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями является средством обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также средством развития культуры речи и воспитания любви к родному слову. Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Методические рекомендации к проведению словарной работы
Слово – важнейшая единица языка. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определённой последовательности. Чем богаче словарь человека, тем точнее и оригинальнее он может высказать свои мысли. Поэтому работа со словарными словами является одним из главных направлений при изучении русского языка, а также для развития речи. Методика проведения словарной работы предполагает четыре основных направления:
1. Обогащение словаря – усвоение новых, ранее неизвестных слов. Для успешного овладения богатством родного языка учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8-10 словарных единиц и значений. Обогащению словаря способствуют задания на ссылку учеников к различным словарям в процессе обучения. Очень важно научить детей пользоваться словарями.
2. Уточнение словаря – развитие гибкости словаря, его точности и выразительности через усвоение иносказательности значений слов, их многозначности, оттенков смысловых значений слов.
3. Активизация словаря – перенос слов из пассивного словаря в активный через применение приёмов, способствующих развитию грамотной устной речи.
4. Устранение нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных)
В Государственной программе начального образования обозначен список обязательных слов, написание которых должны запомнить ученики второго класса.
В данном пособии слова для запоминания распределены в удобной для работы форме. Во-первых: каждая группа слов рассчитана на их изучение и запоминание в течение одной недели; из 34 учебных недель за первые 26 недель изучаются и закрепляются все изучаемые слова. Последние 8 недель учебного года рассчитаны на полное повторение всех изученных слов. Во-вторых: слова распределены на смысловые группы по определённым темам и по схожести запоминаемых орфограмм. В-третьих: слова распределены в соответствии с темами уроков в календарно-тематическом планировании, что также удобно для работы. Это поможет учителю гармонично использовать слова, связав их с темой урока.

1) Алматы, Астана, Казахстан, Родина
2) Город, завод, Усть-Каменогорск
3) Сентябрь, октябрь, жёлтый
4) Машина, автомобиль, тротуар
5) Пальто, медведь
6) Сорока, ворона, воробей
7) Быстро, скоро, весело, хорошо
8) Ребята, фамилия
9) Урожай, ягода, помидор
10) Ноябрь, декабрь
11) Стакан, пиала, тарелка, посуда
12) Деревня
13) Капуста, заяц
14) Спасибо, карандаш
15) Берёза, осина, тополь, ветер, вдруг
16) Январь, февраль
17) Корова, молоко
18) Учитель, ученик, тетрадь, пенал
19) Одежда, платок
20) Собака
21) Русский язык, казахский язык
22) Мороз, коньки, иней
23) Суббота, лопата
24) Класс, дежурный
25) Работа, народ, лучше
26) Девочка, ромашка

Работа над словами с непроверяемым написанием проводится в несколько этапов:
1. Введение нового слова.
2. Применение заданий для успешного запоминания нового слова. Закрепление материала.
3. Контроль и проверка качества усвоенного материала.

1. Введение новых слов для запоминания рекомендуется проводить через использование частичных проблемно-поисковых ситуаций на уроках. Это даёт возможность ученикам самим добывать знания и совершать открытия, а не принимать готовые знания от учителя. Таким образом, осуществляется деятельностный подход к обучению:
 Составь и запиши новое словарное слово из «рассыпанных» букв. Проверь правильность полученного слова по орфографическому словарю. Например, О,А,Б,К,С,О (собака)
 Проверь по орфографическому словарю, какое из слов записано верно. Например, мидведь, медветь, медведь.
 Отгадать кроссворд, в котором отгадкой будет новое словарное слово.
 Из данных слов нужно взять по одному слогу и получить новое слово. Например: депо, Дюймовочка, калина. (новое слово – девочка)
 Записать новое слово под диктовку учителя с пропуском орфограммы. Проверить написание по словарю и заполнить пропуск в слове.
 Узнай новое словарное слово: воспальточосмрмедведьвтим

2. После «открытия» учениками новых слов можно провести приведённые ниже задания для дальнейшего запоминания и более полного усвоения этих слов. Эти задания способствуют активизации, обогащению и уточнению словаря. Также данные задания способствуют развитию речи, основных мыслительных операций, познавательной и творческой активности учащихся. Упражнения развивают у младших школьников желание учиться, повышают мотивацию, что в свою очередь, положительно отражается на качестве знаний.

3. Одним из важных условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Контроль и проверка усвоения новых слов может проходить в различных видах. Это повышает интерес учеников к предмету. Диктанты могут носить как обучающий, так и контролирующий вид работы над трудными словами.
 Списывание с определённым заданием.
 Картинный диктант (найти на картинке и записать слова из словаря)
 Предупредительный диктант (ученики объясняют, как напишут слово и почему)
 Объяснительный диктант (коллективная проверка написанного. Ученики подчёркивают орфограммы, а после записи контролируют правильность выполненной работы)
 Выборочный диктант включает картинный, слуховой и зрительный. (требует выписать определённые слова, в данном случае словарные)
 Самодиктант, или письмо по памяти (ученики записывают по памяти несколько слов из словаря)
 Проверочный, или контрольный диктант (ставит целью выяснить уровень владения изученными словами)
 Зрительный диктант (слова записаны на доске, затем они закрываются, но не стираются, т.к. они понадобятся ученикам для самопроверки и анализа)
 Диктант по памяти. Записать по памяти слова с безударной гласной Е.
 Творческий диктант. Заменить развёрнутое определение одним словом. Часто применяется в кроссвордах.
 Диктант и использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают её, записывают отгадку.

Примерное количество слов для словарных диктантов:
1 класс: 3-5 слов
2 класс: 6-8 слов
3 класс: 9-12 слов
4 класс: 12-15 слов

Загадки:

Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова.
(Берёза)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки .
(Берёзы)
Клейкие почки
Зелёные листочки .
С белой корой
Стоит над горой .
(Берёза )
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадётся –
Обнимает и дерётся.
(Ветер)
Вот он деревце качает
и разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
и кружит его, кружит.
(Ветер)
Без рук без ног, а ворота открывает.
(Ветер)
В серой латаной жилетке
Он сидит один на ветке.
На ветле качается.
Холода кончаются.
Зимний холод пережив,
Он кричит: «Я жив! Я жив!» (Воробей)

Маленький мальчишка
в сером армячишке
по дворам шныряет,
крохи собирает.
(Воробей)
На дереве сидит, кар-кар кричит.
(Ворона)
Маленький, беленький,
по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык.
(Заяц)
Угадайте, что за шапка:
меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
у ствола грызёт кору.
(Заяц)
Что за зверь такой лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы
уши больше головы. (Заяц)

Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт, белого найдёт.
(Заяц)
Зверька узнаем мы с тобой
по двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
а в шубке серой летом.
(Заяц)
Толстовата, форсиста,
сорочек надела триста, а нога одна
(Капуста)
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста, если я …
(Капуста)
Тоненькое, кругленькое,
сердце тёмненькое,
кто его видит, мысли знает.
(Карандаш)
По бумаге я бегу,
всё умею, всё смогу.
Хочешь – домик нарисую,
хочешь – ёлочку в снегу.
Хочешь – дядю, хочешь – сад,
Мне любой ребёнок рад.
(Карандаши)
Чёрный Ивашка,
деревянная рубашка.
Где носом поведёт,
там заметку кладёт.
(Карандаш)
Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.
(Коньки)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.
(Корова)
Среди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади метла.
(Корова)
Ранее утро...
Уходят рога,
Тихо мыча,
В заливные луга:
Травы щипать
И неспешно пастись.
Вкусным, парным
Молоком запастись. (Корова)

Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малышам ребяткам
Молочка дает.
(Корова)
«Му-у! - мычит теленок,
- му-у!» Очень грустно одному.
«Му-у!» - охрип малыш от рева.
«Му-у» - нашла его ...
(Корова).
Рыжий молоковоз
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!
Дважды, трижды в день завод
Молоко нам выдает
Из особо мешка ¬
Из мешка для молока.
(Корова)
Железный нос в землю врос,
копает, землю разрыхляет. (Лопата)

Маленькие домики
По улице бегут.
Мальчиков и девочек
По улице везут.
(Машины)
Летом наедается,
зимой отсыпается.
(Медведь)
Кто в лесу в глухом живёт?
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд.
А зимой сосёт он лапу?
(Медведь)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу?
(Медведь)

Зимой спит, летом ульи ворошит.
(Медведь)
В яме спит зимой длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ...
(Медведь).
Ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
Лето гуляет,
А зимой спит, отдыхает.
(Медведь)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (Медведь)

Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко)
Старик-шутник
на улице стоять не велит,
а нос домой тянет.
(М ороз)
Сам не бежит,
А другим стоять не дозволяет.
(Мороз)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(Мороз)
Без рук, без топорища
Выстроил мостище.
(Мороз)
Схватил за щёки, кончик носа.
Разрисовал окно без спроса.
Но кто же это? Вот вопрос.
Всё это делает…
(Мороз)
Портфель у меня
не велик и не мал,
Лежит в нём задачник,
букварь и …
(Пенал)
Как на нашей грядке
выросли загадки –
Сочные, да крупные,
вот такие круглые.
Летом зеленеют,
осенью краснеют.
(Помидоры)
Стоят в поле сестрички –
Жёлтые глазки ,
Белые реснички .
( Ромашки)
Шёл я утром по тропинке
Видел солнце на травинке ,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи .
(Ромашка)
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
С хозяином дружит,
домик сторожит.
Живёт под крылечком,
хвостик колечком.
(Собака)
Гладишь – ласкается,
дразнишь – кусается
На цепи сидит, дом сторожит.
(Собака)
Днем молчит,
ночью ворчит.
Кто к хозяину идет,
ему знать даёт.
(Собака)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек
(Собака)
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака)
Не разнять никак щенков:
Каждый - забияка,
усмирить таких сынков
Может лишь...
(Собака)
Жил-был маленький щенок
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок
А взрослая ...
(Собака)
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая
Самая болтливая.
(Сорока)
Как снег бела,
как сажа черна,
Вертлява как бес,
повертелась, да в лес.
(Сорока)
Вертится, стрекочет,
весь день хлопочет.
(Сорока)
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
что такое я … (Тетрадь)

То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое я?..
(Тетрадь)
Должен он пораньше встать,
чтоб за партой не зевать.
Чтоб проверить всё ль в порядке
В ранце ль книжки и тетрадки
А вопрос такой возник, кто он?
Это …. (Ученик)

Если б не было его,
не сказал бы ничего. (Язык)

Пословицы и поговорки

Сентябрь холоден да сыт.
Сентябрь-листопад.
В сентябре держись крепче за кафтан.
Плачет октябрь холодными слезами.
Холоден октябрь, да ноябрь его перехолодил.
Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, а зиме родной батюшка.
Ноябрь зиме дорожку стелит.
Ноябрь – сумерки года.
В ноябре зима с осенью борются.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь – ночь года.
Декабрьский денёк с воробьиный скок.
Декабрь – шапка зимы.
Январь – году начало, зиме середина.
Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
Январь – перелом зимы.
В январе снегу надует – хлеба прибудет.
Январь весне дедушка.
Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей, сечень.
Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет.
В феврале два друга – мороз да вьюга.
Февраль медведю в берлоге бок греет.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Не велик мороз, да краснеет нос.
Зима морозная – лето жаркое.
Мороз трещит – большому холоду быть.
Лето дождливое – зима морозная.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Не спеши языком, торопись делом.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Родную мать никем не заменишь.
Сердце матери лучше солнца греет.
Видом сокол, а голосом – ворона.
На языке медок, а на сердце ледок.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Вместе хорошо и недруга бить.
Если дружба велика, будет и родина крепка.
Хорошее начало – половина дела.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Этимологический словарь:

БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими, розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками.
Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии – берёза.
Берёза – берза, бер = «светлый, ясный, белый».

ВОРОБЕЙ – маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ строений.
Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов – названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного вор. Та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образовалось ворковать, т.е. «издавать переливчатые звуки».
Воробей – вор, ворк = «воркует, издаёт переливчатые звуки».

ВОРОН – крупная птица с блестящим чёрным оперением, гнездящаяся обычно в уединённых местах.

ВОРОНА – птица с чёрно-серым оперением, родственная ворону (у вороны голова, крылья и хвост чёрные, а все тело серое).
Названия птиц родственны слову вороной – «чёрный». Ворону и ворона назвали так за чёрное оперение.
Ворон, ворона – вороной = «чёрный».

ГОРОД – крупный населённый пункт, место большого поселения людей.
В старину, чтобы защитить это место от врагов, захватчиков, люди обносили его высоким забором, частоколом, стеной (деревянной или каменной). Такое о г о р о ж д е н н о е и укреплённое стеной место, крепость и стали называть городом.
Город – городить = «огорожденное, укреплённое место».

ДЕКАБРЬ родственно слову дециметр. Оба эти слова образованы от латинского слова «децем», что значит «десять». Дециметр – десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем.

ДЕРЕВНЯ – небольшое поселение людей.
В старину, чтобы основать такой посёлок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от лес. Для этого выкорчёвывали, дёргали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дёргали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.
Деревня – дерево = «место, очищенное от деревьев».
Дерево – деру = «то, что дёргают из земли, очищая ее».
Места не хватало, приходилось расчищать участки леса – вырубать, драть целину. Так возникли деревни.

ЗАВОД – промышленное предприятие, на котором производят какую-либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда (автомобильный завод, судостроительный завод) или разводят животных: лошадей, рыбу (конный завод, рыбоводный завод).
Слово образовалось от слова заводить (разводить, выводить). Исторически в нем выделяется приставка за-.
Завод – заводить = «место, где что-либо заводят, разводят, выводят».
КАПУСТА – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.
Название капуста получила от латинского слова капут, которое имело значение «голова», «кочан».
Капуста – капут = «кочан, головка капусты».
КАРАНДАШ - тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят.
Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает «чёрный», а вторая тас – «камень».

КОНЬКИ – узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.
Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические коньки в России впервые появились более трехсот лет назад. Молодой царь Пётр I собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами. Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки – «маленькие кони».
Конек (чаще мн. – коньки) – конь = «лошадка».

КОРОВА – крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.
Своё название корова получила по наличию рогов: от латинского кор–«рог», корна – «рогатая», «имеющая рога».
Корова – кор, корна = «рог», «рогатое животное».
ЛОПАТА – орудие труда с длинной ручкой и плоским широким концом. Применяется для рыхления земли.
Название своё получила на основании сходства предметов по внешнему виду. Раньше было слово лопа – то же, что рука, ладонь. От него и образовалось лопата – «похожая на ладонь». Так же образовалось слово лопасти – «плоская широкая часть винта у парохода или самолёта».
Лопата – лопа, лопасть = «похожая на ладонь, руку».

МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА – крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.
Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
Медведь – мёд, ведающий = «знающий, где есть мёд».

НАРОД – население государства, жители страны.
Слово образовалось от род со значением «родиться, народиться». Исторически в нём выделяется приставка на-. У слова народ много родственных слов: родина – место рождения, родители – отец и мать, урожай – то, что уродилось на земле, родной, родня, родственник – близкие по рождению люди.
Народ – род (корень) с приставкой на- - «те, кто родился, народился».

НОЯБРЬ получил своё название от латинского слова «новем», что значит «девять». В древнем Риме ноябрь был девятым месяцем, а у нас он одиннадцатый.
ОДЕЖДА – то, чем человек покрывает свое тело: пальто, платье, брюки и др.
Слово образовалось от одеть, которое, в свою очередь, - от деть в значении «класть, ставить». В слове одежда исторически выделяется приставка о-.
Одежда – деть с приставкой о- = «то, чем покрывают тело».
ОКТЯБРЬ – десятый месяц календарного года.
Слово октябрь образовано от латинского окто, что значит «восемь». Почему десятый месяц назван октябрём? Может быть, ошиблись, когда считали, какой это месяц в году? Ошибки здесь нет. В древнем Риме год начинался 1 марта. Октябрь был тогда действительно восьмым месяцем.
Октябрь – окто = «восемь», «восьмой по счету месяц».
ПЕНАЛ – длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев.
В старину писали гусиными перьями, позднее – металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова перо. На латинском языке перо называется пена. Поэтому и ящичек назвали пенал.
Пенал – пенна = «перо», «ящичек для перьев».
ПЛАТОК – кусок ткани обычно квадратной формы. Предмет одежды или гигиены.
Слово образовалось от плат – «кусок ткани, холста». Интересно, что так же образовалось слово платье – «изготовленное из куска ткани». Платочек – ласковое наименование платка.
Платок – плат = «кусок ткани».
ПОСУДА – хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья: кастрюля, тарелка, чашка и др.
В старину словами посуда, посудина называли небольшую лодку, судно. А различные столовые принадлежности (чаши, кувшины) изготавливали из дерева, придавая им затейливую форму лодки, ладьи, судёнышка. Видимо, именно сходство предметов по внешнему виду послужило причиной того, что все хозяйственные, столовые принадлежности стали называть словом посуда. Исторически в нём выделяется приставка по-.
Посуда – судно, судёнышко с приставкой по- = «похожая на лодку, судно».
РАБОТА – нахождение в действии, занятие чем-нибудь, труд.
Слово образовалось от слова раб – «лишённый чего-нибудь, подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом». Это слово подчёркивает тяжесть всякой работы, которая раньше выполнялась в основном только руками.
Сейчас человеку помогают машины, труд стал более лёгким, он приносит людям радость, удовольствие. Поэтому близость значений слов работа и раб, рабство мы не ощущаем.
Работа – раб = «подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом».
РАБОЧИЙ, РАБОТНИК – тот, кто работает, трудится. Слова образовались от слова работа (см. слово работа).
СЕНТЯБРЬ. Название этого месяца произошло от латинского слова «сэптэмбэр», что означает «седьмой». Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. А у нас сентябрь по счёту девятый месяц.
СОБАКА – домашнее животное, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке.
Собака – друг человека. И название своё она получила от древнего корня соб– (местоимение «себя, собою»), родственного слову собственный – «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину».
Собака – соб = «существо», «собственность».
СОРОКА – птица с белой грудью и белым брюшком, черными головкой и крыльями и длинным чёрным хвостом, издающая характер крик – стрекотание.
Своё имя сорока получила от исходного сорка, передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещёткой; сороки трещат, тарахтят («…прямо как спички в коробке» - Н.Сладков), стрекочут: издают стрекот, стрекотание – «резкие короткие и частые звуки, напоминающие треск».
Сорока – сорка = «стрекочет, трещит, тарахтит».
ТЕТРАДЬ – сшитые, в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования.
Слово тетрадь образовано от греческого тетра, что означает «четыре». Вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги.
Тетрадь – тетра = «четвертая часть листа».
УРОЖАЙ – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле.
Слово образовалось от слова уродилось (родилось, народилось). Исторически в нём выделяется приставка у- (см. слово народ).
Урожай – род с приставкой у- = «то, что уродилось на земле».
ФЕВРАЛЬ в древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль.
ЯГОДА – небольшой сочный плод кустарников и трав: земляники, черники, малины, смородины и др.
Слово образовалось от яг – «щёчки» - с помощью суффикса –од-. Ягоды названы так потому, что похожи на щёчки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые). Ягодка – ласковое наименование ягоды.
Ягода – от яг с суффиксом –од- = «похожая на щёчки».
ЯНВАРЬ – Древние римляне назвали этот месяц в честь Януса – бога солнца и света – январём. Они изображали Януса с двумя лицами. Одно лицо старое и повёрнуто в прошлое, а другое молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было написано число 300, а на пальцах левой – число 65. 365 – это количество дней в году.

Тексты и предложения для выборочного диктанта:

Прилетела зачем-то сорока под самое окно, трещала, суетилась, трясла хвостом, ничего путного не сделала. А.Н.Толстой

Был август, и кое-где на берёзках висели первые пожелтевшие листья.

Берёзки последнее своё золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. М.Пришвин

Вот моя деревня,
вот мой дом родной.

Волна, звеня колечками,
По камушкам поёт,
И девочка над речкою
По бережку идёт.

Привет, пора весёлая, -
Готовь скорей коньки!

Заварила чайка чай
Из морской капусты.
Рыбки пили – похвалили,
Чай у чайки вкусный.

Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору! С.Маршак

Берёза, моя берёзонька,
берёза моя белая,
берёзка моя кудрявая!
На тебе, берёзонька,
листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
трава шёлковая. (Русская народная песня)

Итак, воробышки, урок!
Сейчас по расписанию
У нас чистописание.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык! По Б.Заходеру

- Эй, ворона!
Ты меня, косой? Так я не ворона, а ворон. Не видишь, что ли? Ворона серая, а я чёрный. Ворона деревенская, а я птица лесная, дикая! По Э.Шиму

Несёмся ввысь, летим вперёд
Сквозь тучи грозовые
И прилетаем на завод,
Что нашей Родине даёт
Машины грузовые. С.Маршак

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться. Огурец сразу в воду бросился, а кочан капусты стал на бережку раздеваться, и раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. В. Рождественская, А. Павлова
У ворот мычит корова
С веточкою на рогах –
Принесла она парного
Лугового молока. П.Машканцев

Эй, медведь, на вопрос ответь.
Какой вопрос, стрекотуха?
Почему тебя Медведем зовут?
Хе-хе! Бестолковая птица. Мёд – ведь – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. Н.Сладков

Хорошо ребятам
Жить в родном краю.
Всей душой мы любим
Родину свою.
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек. С. Маршак

Расскажу я, чтоб ты знал,
Для чего тебе пенал.
У тебя своя кроватка,
Где ты выспался в тиши,
А в пенале дремлют сладко
Перья и карандаши:
Наработаются лишку –
Залезают спать под крышку. Ю. Коринец.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках. А. Прокофьев.

Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать. К.Чуковский.

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота!
Работай без лишнего счёта, -
Всё счастье земли – за трудом!

Охотники очень не любят сорок. Почему? Эта птица своим громким криком может сорвать охоту. Сорока всё время следует за охотником, кричит и мешает ему. Сорочий сигнал опасности понимают птицы и звери. По Н.Сладкову.

Были мы сегодня
В молодом саду.
Урожай хороший
В нынешнем году.
Яблоки – как сахар.
Груши – чистый мёд.
На лиловых сливах
Голубой налёт. Е.Благинина

-Ой, мамочка, - воскликнула Катя, - неужели я целое ведро земляники съела?
Мама улыбнулась и шутливо сказала:
-Наверное, съела.
-Совсем? С солнышкиной краской?
-Совсем. У тебя самой губы стали, как земляника, и щёчки подрумянились.
-Значит, и меня солнышко покрасило?
-Покрасило. Ты сама стала, как ягода. С.Розанов.

Белая берёза
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром. С.Есенин

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой. А.Блок

Меня дежурить выбрали
Дежурю в первый раз.
Бумажки подбирала я,
Проветривала класс.

Хмурая, дождливая
Наступила осень.
Всю капусту сняли,
Нечего украсть. А.Блок

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла. К.Чуковский

Мороз крепчает поутру,
Гоняет снег метелица. Б.Борейко

В цех явились на работу
Молодые кузнецы. Л.Дьяконов

Уж свежо на заре,
Уж сентябрь на дворе.
И леса, и поля
В позолоте.

На дворе живёт собачка,
Дом хозяйский сторожит. И.Токмакова

Летела сорока лесом,
Глядела на всё с интересом. Е.Стюарт

Среди степей, вокруг полей
Леса народ сажает,
Чтоб лютый ветер суховей
Не портил урожая. Н.Забила

Чтобы получить хороший урожай хлеба, овощей, фруктов, люди хорошо удобряют, вспахивают и боронят землю.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.

Семь исполнилось Егору,
Стал Егор учеником.
Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс. С.Маршак

Воробьиха воробьёнка
Выводила полетать. В. Левин

Воробей с берёзы
На дорогу – прыг!
Больше нет мороза –
Чик-чирик! М. Клокова

Пять лет Серёже в январе,
Пока четыре, пятый.
Но с ним играют во дворе
И взрослые ребята. А. Барто

Хороший день, земля в цвету!
Цветы растут, и я расту! Е. Долматовский

Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. Э. Куклина

Учитель нам давал урок,
К доске не вызывал.
Нас на уроке ветерок
Тихонько обдувал. А.Барто

Дай молока, коровушка,
Хоть капельку – на донышко.
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем даёт здоровье
Молоко коровье!

Однажды заяц прибежал в деревню: захотелось ему капусты свежей. Увидели зайца собаки и погнались за ним.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой. И.Бунин

Крылатые фразы. Когда так говорят?

Погнаться за двумя зайцами. Кто-то берётся сразу за два дела и ни одного не может осуществить.
Убить двух зайцев. Одновременно выполнить два разных дела, осуществить сразу два намерения.
Дрожать как заяц. О трусливом человеке или о том, кто испытывает сильный страх в данное время.
Грести деньги лопатой. Получать много денег.
Молочные реки, кисельные берега. О хорошей, привольной и беззаботной жизни, неиссякаемом достатке, благополучии.
Голодный, как собака. Очень сильно проголодался, хочет есть.
Жить, как собака. О человеке, живущем безрадостно, неуютно.
Замёрз, как собака. Об очень замёрзшем, продрогшем человеке.
Злой, как собака. Об очень злом, ожесточённом или сильно рассерженном человеке.
Устал, как собака. Об очень сильно, до крайности утомлённом человеке.
Считать ворон. Бездельничать, без цели глядеть по сторонам, ротозейничать
Взять на карандаш. Делать запись, заметку для памяти, записывать что-либо.
Берёзовая каша. О наказании розгами.
Бросать деньги на ветер. Безрассудно тратить деньги.
Ветер в голове. О пустом, легкомысленном человеке.
На семи ветрах. О месте, открытом всем ветрам.
Воробьиная ночь. Короткая летняя ночь.
Дядя, достань воробушка. Об очень высоком человеке.
Белая ворона. О том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих.
На деревню дедушке. По заведомо неполному, неточному адресу.
Ехать зайцем. Ехать без билета.
Как корова языком слизнула. О том, кто куда-то делся, неизвестно где находится.
Как корова на льду. О том, кто скользит, у кого разъезжаются ноги.
Как корове седло идёт что-либо кому-либо. (Обычно об одежде) Совершенно не идёт, не к лицу, или не годится.
Как нельзя лучше. Очень хорошо, отлично.
Медвежий угол. Захолустье.
Медвежьи объятья. Тяжёлые и неловкие.
Медвежья услуга. Помощь, причиняющая только вред.
Молоко на губах не обсохло. О том, кто ещё молод и неопытен.
Мороз по коже пошёл. О чувстве сильного холода или внезапного ужаса.
Вторая родина. Место, давшее кому-либо приют, ставшее родным.
Сорока на хвосте принесла. О неизвестно откуда полученных сведениях, непроверенных слухах.
Трещит, как сорока. Говорит быстро и громко.
Одного поля ягода. О том, кто схож с кем-нибудь в поведении, взглядах, принадлежит к одной компании.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: vadik11092 (12 Фев 2012)
Просмотров: 1932 | Теги: методические, задания, На, словарной, уроках, проведения, работы, Русского, для, рекомендации | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
27 Янв 2022
17:55


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz