Среда, 08 Дек 2021, 13:27
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51552


Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Контроль на уроках русского языка
КОНТРОЛЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(Теоретические и методологические аспекты)

Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения.
Главная её функция состоит в контроле знаний и умений учащихся, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения учащимися минимума содержания образования. Выявленный уровень подготовки учащихся дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения: определение путей ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения.
Однако проверка играет не только контролирующую роль. Немаловажное значение для учителя имеют такие функции контроля:
 обучающий;
 развивающий;
 воспитывающий.
Задачи обучения и развития при этом решаются на основе определения уровня овладения учащимися различными видами учебной деятельности:
 общеучебной;
 практической, связанной со спецификой предмета;
 творческо-интеллектуальной.
Немаловажное значение в системе контроля имеет воспитательная функция, которая направлена на формирование у учащихся ответственного отношения к учёбе, что способствует осознанному усвоению материала, а также постоянной готовности к проверке знаний и их практическому применению. Кроме того, содержание материала, предназначенного для проверки, может быть направленно на формирование культурно-ценностных ориентаций учащихся, а форма – на формирование коммуникативных качеств личности.
Обратимся к целям и задачам дисциплины «Русский язык», с тем, чтобы определить направленность проверки знаний и умений по данной дисциплине, специфику форм и методов контроля знаний и умений.
Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологическое образование нацелено на формирование определенных компетенций:
 Языковой
 Лингвистической
 Коммуникативной
 Культурологической
Языковая культура подразумевает соблюдение культурно-речевых норм, функциональную грамотность, умение общаться, индивидуальную речевую манеру, бережное отношение к языку; она предполагает знание самого языка и его норм, соответствующих языковым уровням.
Лингвистическая компетенция подразумевает знания о языке как общественном явлении и знаковой системе, об устройстве языка и его функционировании.
Коммуникативная компетенция направлена на формирование умений и навыков чтения, письма, говорения и слушания; культуры устной и письменной речи, следовательно, функциональной грамотности.
Культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа.
Результатом формирования вышеуказанных компетенций должна стать языковая культура, которая характеризуется следующими аспектами речевого поведения носителя языка: соблюдением культурно-речевых норм; функциональной грамотностью; умением общаться в любой ситуации, осознавая коммуникативные задачи; индивидуальной речевой манерой; бережным отношением к языку.
Формы, методы, приемы и виды проверки знаний и умений весьма разнообразны.
Методы контроля делятся на две группы:
 связанные с проверкой языковой и лингвистической компетентности учащихся;
 формирующие умения и навыки.
Существует множество разных форм и методов проверки результатов учебной деятельности школьников, которые должны выполнять основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность.
Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Чтобы контроль знаний сделать для учащихся интересным используют разные формы опроса: индивидуальный, групповой, коллективный.
Предлагаю Вашему вниманию примерную классификацию различных приемов и способов проверки знаний и умений, которые я применяю в своей деятельности:
Виды контроля Устный Письменный
Традиционные методы
Входной
Текущий
Тематический
Промежуточный
Итоговый Фронтальный опрос
Экзамен
Зачет
Рассказ
Ответы на вопросы
Контрольное списывание Контрольная работа
Тестирование
Самостоятельная работа
Практическая работа
Диктант
Словарный диктант
Графический диктант
Изложение
Сочинение
Комплексный анализ текста
Нетрадиционные методы Занимательная грамматика:
Сообщение на заданную тему
Моделирование
Творческие работы исследовательского характера
Викторины
Диспут
Деловые игры
КВН
Интеллектуальный ринг
Зрительные диктанты
Сигнальные карточки Эссе
Реферат
Доклад
Проект
Презентация
Карточки
Перфокарты
Технологические карты
Составление схем
Работа по таблице
Кроссворды
Ребусы
Шарады
Чайнворды
Перевертыши
Загадки
Задачи
Логические квадраты

Контроль в процессе обучения должен носить системный характер. Необходимо отслеживать динамику развития умений и навыков учащихся, чтобы работать над пробелами знаний. Положительную динамику имеет контроль, который проводится в непринужденной обстановке, когда учащиеся не чувствуют стресса. Этого можно достичь, используя в своей практике нетрадиционные формы и методы опроса учащихся.
Сегодня наиболее актуальны такие методы контроля, которые включают в себя комплексно-дифференцированный контроль – возможность проверить умения и навыки учащихся сразу по нескольким параметрам: знание теории, умение применять на практике, выполнение заданий творческого характера. Необходимо отметить что, когда контроль преподносится в непринужденной и творческой обстановке, результативность его повышается. Именно поэтому, планируя уроки, я применяю нетрадиционные формы опроса учащихся, в основе которых лежит комплексная направленность - они не только контролируют теоретические знания, но также позволяют оценить речевые, учебно-языковые и правописные умения и навыки.
Предлагаю наиболее актуальные методы опроса учащихся, которые я использую на этапе контроля:
Методы контроля Форма опроса Вид контроля Направленность контроля
1 Сообщение по заданной теме Индивидуальная, устная Тематический Проверка практических и общеучебных умений и навыков
2 Презентация Индивидуальная,
устная Тематический Проверка практических, общеучебных , творческих умений и навыков
3 Проектная работа Индивидуальная, групповая письменная Тематический Проверка практических и общеучебных умений и навыков
4 Лингвистический анализ текста индивидуальная, групповая
устная письменная Промежуточный, итоговый Проверка практических и общеучебных умений и навыков, знаний о языке
5 Комплексный анализ текста Индивидуальная, групповая
устная письменная Тематический,
промежуточный, итоговый Проверка практических, общеучебных, творческих, интеллектуальных умений и навыков
6 Заполнение технологической карты Индивидуальная
письменная Тематический,
промежуточный, итоговый Проверка практических, общеучебных , творческих умений и навыков
7
Практическая контрольная работа Индивидуальная
письменная Тематический,
промежуточный, итоговый Проверка практических, общеучебных , творческих умений и навыков

Методический комментарий к таблице:
1. Сообщение как метод текущего контроля может быть использован при проверке домашнего задания, что нацелено на выяснение понимания изучаемой темы и готовности к восприятию нового материала. Как метод промежуточного контроля сообщение предполагает проверку усвоения материала по определенному разделу и может быть включен в зачет в конце четверти. В рамках итогового контроля сообщение может предполагаться при проведении экзамена по предмету.
2. Презентация- данный вид контроля помогает проверить теоретические знания, творческие способности, умение работать с материалом интернета, уровень компьютерной грамотности, креативность мышления. Его используют как при тематическом контроле, так и при завершении раздела.
3. Проектная работа – Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного или заключительного задания урока учебника. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.
4. Лингвистический анализ текста в последнее время стал одним из популярных способов проверки знаний. Это связано с усилением внимания к тексту (межфразовому единству, сложному синтаксическому целому), содержание и структура которого позволяет проводить наблюдение над тем, как реализуются языковые единицы в речи. В тексте всегда содержится богатый материал для проведения различного рода разборов (лексического, морфологического, синтаксического ит.д.). Все это дает возможность учителю проверить знания и умения учащихся, полученные в результате изучения тем по лексике, фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации, а также из области стилистики.
5. Комплексный анализ текста - позволяет определить уровень теоретических знаний по определенной теме, умения применять их на практике, практические умения и навыки по разным видам разбора, умение выполнять нестандартные творческие задания.
6. Заполнение технологической карты. Данный вид контроля направлен на рефлексию по изучению новой темы, помогает определить, насколько успешно, учащиеся освоили новый материал, могут применить его на практике, делает процесс изучения и закрепления более продуктивным. Данный вид контроля развивает умение учащихся логически строить письменный ответ, аргументировано ответить на поставленный вопрос, продемонстрировать приобретенные навыки, развивает логическое мышление, формирование умения доказательно отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно решать логические трудные задачи.

7. Практическая контрольная работа - работа предусматривает проверку комплекса знаний по данной изученной теме. Как правило, в структуре контрольной работы выделяют 2 части: теоретическую и практическую, таким образом, определяя объем проверяемых знаний, умений и навыков. В теоретической части от учащихся требуется аргументировано ответить на поставленный вопрос, продемонстрировать приобретенные навыки. Вместе с тем, наряду с развитием процессов мышления особое внимание в контрольной работе уделяется реализации навыков построения доказательств в письменной речи. В практической части, набором различных заданий, проверяется умение применить на практике теоретический материал.

В заключение отмечу, что немаловажную роль в развитии орфографических навыков учащихся играет система контроля на уроках. Контроль должен быть плановым, объективным, осуществляться периодически. Учащиеся не должны бояться контроля, напротив, этот процесс должен быть для них обычным процессом рефлексии, а это зависит от Вас, коллеги! Разнообразить формы и методы контроля знаний, формы организации опроса учащихся на разных этапах урока необходимо, чтобы сделать опрос разнообразным и интересным. Системность опроса повышает его результативность, а высокий уровень качества знаний – то, к чему мы все стремимся.
Коллегам хочу пожелать успехов в творческом поиске.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: vadik11092 (11 Фев 2012)
Просмотров: 5819 | Теги: контроль, языка, На, уроках, Русского | Рейтинг: 1.0/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
08 Дек 2021
13:27


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz