Суббота, 27 Апр 2024, 01:29
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю иностранного языка

Игра в обучении иностранному языку школьников разного возраста
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания ино­ст­ранных языков является организация обучения детей разных возрастов с по­мо­щью игр.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-пер­вых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств под­дер­жа­ния у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их дея­тель­но­сти на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой за­да­чи являются учебные игры.

Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания ино­ст­ран­но­го языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обу­че­ния к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению ино­ст­ранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть ус­пешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

На значение игровой деятельности в обучении иностранному языку ука­зы­вают известные методисты, такие как Е.И. Пассов (Пассов, 1989), М.Н. Скат­кин (Скаткин, 1980). «Важно осознавать», – указывает М.Н. Скаткин, «ре­ше­нию каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на раз­ви­тие каких психических процессов она расчитана» (Скаткин, 1980: 96). «Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, ов­ла­де­ние видами речевой деятельности» (Пассов, 1989). Е.И. Пассов отмечает сле­дую­щие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивиро­ван­ность, отсутствие принуждения; индивидуализированная, глубоко личная дея­тель­ность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие пси­хических функций и способностей; учение с увлечением (Пассов, 1989).

Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин наделяет иг­ру четырьмя важнейшими для ребенка функциями: средство развития моти­ва­ци­онно-потребностной сферы; средство познания; средство развития умствен­ных действий; средство развития произвольного поведения (Эльконин, 1978).

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств лич­ности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, из­ме­ня­ет, воспитывает.

Е.И. Пассов выделяет следующие цели использования игры в ходе учеб­но­го процесса: формирование определенных навыков; развитие определенных ре­чевых умений; обучение умению общаться; развитие необходимых спо­соб­но­с­тей и психических функций; запоминание речевого материала.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Вместе с тем, важно отметить, что эффективность игры как средства обу­че­ния зависит от соблюдения ряда требований, таких как: наличие вооб­ра­жа­е­мой ситуации, плана, в котором будут действовать учащиеся; обязательное осо­зна­ние детьми игрового результата, правил игры. Игра – это не просто коллек­тив­ное развлечение. Это основной способ достижения всех задач обучения, поэ­тому необходимо: точно знать, какой навык и умение требуется, что ре­бе­нок не умел и чему научился в ходе игры; игра должна поставить учащегося перед необходимостью мыслительного усилия (Негневицкая, 1987).

Итак, игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.

Вопросы методики преподавания иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности на начальном этапе получили освещение в трудах
Г.В. Ро­говой и И.Н. Верещагиной (Рогова, Верещагина, 1989), Е.И. Пассова (Пас­сов, 1989), Д.Б. Эльконина (Эльконин, 1978), Е.И. Негневицкой (Не­гне­виц­кая, 1987) и других ученых, методистов и психологов.

Проблема поиска организации обучения на среднем и старшем этапах на­шли отражение в работах Н.А. Салановича (Саланович, 1994), В.В. Анд­ри­евс­кой (Андри­евс­кая, 1987) и других авторов.

Вместе с тем, еще не в достаточной степени изучена проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой деятельности на раз­лич­ных этапах обучения – начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся.

Так, при обучении иностранному языку де­тей дошкольного возраста необходимо учитывать такие психолого-педаго­ги­чес­кие особенности, как пытливость и любознательность. Вместе с тем, важно пом­нить, что они не могут в течение длительного времени удерживать вни­ма­ние на одном виде деятельности. Поэтому их деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально насыщенной. Многие исследователи отме­ча­ют, что в дошкольном возрасте цель обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний. У ре­бен­ка формируется воображение и символическая функция сознания, которые поз­во­ляют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения (Се­лев­ко, 1998). И это позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном воз­рас­те формируется готовность к учению.

Игры могут использоваться при введении и закреплении лексики, мо­де­лей иностранного языка, для формирования умений и навыков устной речи. Имен­но игровая деятельность создает условия для естественного общения де­тей. С учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного воз­рас­та могут быть выделены следующие типы игр:

1) игра в куклы

2) подвижные игры (спокойные игры)

3) игры творческие

4) игра в сказку

5) игра «Живые картинки» (Чистякова, Чернушенко, Солина, 1964).

На наш взгляд, в организации обучения иностранному языку на на­чаль­ном этапе важно учитывать существенные психолого-педагогические различия де­тей дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей младшего школь­ного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лег­кость вхождения в образы (Се­лев­ко, 1998). Дети быстро вовлекаются в игровую дея­тельность и самостоятельно организуются в групповую игру по правилам. Иг­ровая обстановка трансформирует и позицию учителя, которая балансирует меж­ду ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие уме­ния выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обоб­ще­ние предметов по определенным признакам; группы игр в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на сло­во, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно ос­новному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на на­чаль­ном этапе обучения иностранному языку.

Игра является средством создания ситуации общения. Использование учеб­но-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным осо­бен­но­с­тям детей и создают условия для их естественного общения. Используемые учеб­но-речевые игры отличаются от развлекательных тем, что они имеют вто­рой план или узко методическую цель. Учебно-речевая игровая ситуация по­буж­дает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-ме­то­ди­чес­ких целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению. Мо­гут быть выделены следующие виды учебно-речевых игр:

1. Фонетические.

2. Для работы с алфавитом.

3. Орфографические.

4. Лексические.

5. Грамматические.

6. Для обучения чтению.

7. Для обучения аудированию.

8. Для обучения монологической речи.

9. Для обучения диалогической речи.

10. Подвижные игры.

На средней ступени обучения иностранному языку у учащихся меняется от­ношение к изучаемому предмету. Как показывают исследования, в структуре мотивации определяемыми являются внешние факторы. Г.В. Рогова и др. выделяют узколичностные мотивы (деятельность ради оценки или другой личной выгоды); отрицательные мотивы, связанные с осознанием школьником тех неприятностей, которые его ожидают, если он не будет добросовестно вы­пол­нять учебные обязанности (Рогова, Никитенко, 1982). А так как ядром ин­те­ре­са являются внутренние мотивы (коммуникативно-познавательные, исхо­дя­щие из самой деятельности по овладению иностранным языком), то интерес к пред­мету снижается. Это говорит о том, что наличие желания изучать ино­ст­ран­ный язык само по себе еще не обеспечивает положительную мотивацию. Она должна быть подкреплена интересом учащихся к выполнению учебной дея­тельности (Рогова, Никитенко, 1982). Поэтому одна из главных задач препо­да­вателя иностранного языка состоит в том, чтобы сохранить у учащихся ин­те­рес к предмету. Здесь необходимо обратиться к психолого-педагогическим осо­бен­ностям школьников данных возраста.

Переход к подростковому этапу развития личности характеризуется бурным физическим и духовным ростом, расширением познавательных ин­те­ре­сов, тягой к самооценке, к общественной активности (Газман, 1982). В реа­ли­за­ции всех этих процессов находят свое место такие игры, как спортивные, под­виж­­ные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые. На первое место выдвигаются твор­ческие, сюжетно-ролевые игры. Этот взлет объясняется возрастающим зна­че­нием общения в жизни подростка. Поэтому, на наш взгляд, на среднем этапе обу­чения иностранному языку средством повышения эффективности учебного про­цесса являются игры-соревнования, игры-конкурсы (Ноусиайнен, Воскре­сен­ская, 1980). Они отличаются от обыкновенной игры тем, что в них обя­за­тель­но должен присутствовать элемент соревнования и соперничества. Для не­ко­торых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, игры-соревнования могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Поэтому ис­пользование таких игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают уче­ники с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

Организация общения на старшем этапе обучения иностранному языку с использованием ролевых и деловых игр способствует повышению эффек­тив­но­с­ти учебного процесса.

Необходимо помнить, что особенностью игры в старшем школьном воз­рас­те является нацеленность на самоутверждение, юмористическая окраска, стрем­ление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность (Селевко, 1998). По мнению И.С. Кона, «единственный способ вызвать отклик юноши – по­ста­вить его перед близкой ему проблемы, которая заставляет его самостоятельно раз­мышлять и формировать вывод» (Кон, 1967). На наш взгляд, организация об­щения на старшем этапе обучения иностранному языку может происходить с ис­пользованием ролевых и деловых игр. Как отмечает методист Н.И. Гез, «си­ту­ация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является связанной с решением определенных проблем и коммуникативных за­дач. Цель ролевой игры – сконцентрировать внимание участников на ком­му­ни­кативном использовании единиц языка» (Гез, 1982).

Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моде­ли­ру­ющее разные аспекты профессиональной деятельности обучаемых. Она со­зда­ет условие для комплексного использования имеющихся у учащихся знаний пред­мета профессиональной деятельности, а также способствует более полному овладению иностранным языком. Как отмечает Н.И. Торунова, «введение де­ло­вой игры в вузовский педагогический процесс способствует формированию профессионального становления личности специалиста» (Торунова, Кокташева, 2000).

Проделанный анализ позволяет сделать следующие выводы:

- игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по ино­ст­ран­но­му языку;

- использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации общения эффективности учебного процесса;

- эффективность игры зависит от правильной ее организации;

- проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать во­с­­пита­тельные цели обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще;

- разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более ус­пеш­но­му решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.
Категория: Учителю иностранного языка | Добавил: almar71 (23 Мар 2012)
Просмотров: 1287 | Теги: возраста, школьников, разного, игра, языку, иностранному, обучении | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
27 Апр 2024
01:29


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz