Сюжетно-ролевая игра, как средство усвоения детьми младшего школьного возраста социального опыта.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность, которая сменяет игровую. Но дети остаются детьми, и игра занимает у них ещё много внимания и в младшем школьном возрасте. Игра для младших школьников является специфическим видом деятельности. Цель ее не в результате, а в самом процессе. Применение игровых методов в учебной и воспитательной деятельности даёт всегда положительные результаты. Любые виды игры моделирующие проблемные жизненные ситуации; создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; открывают простор для фантазии, импровизации; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не находят применения в повседневной жизни. Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Знакомство младшего школьника с особенностями социума проходит значительно интереснее и эффективнее, если такие занятия строятся с применением сюжетно – ролевой игры. Соединение двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно - ролевая. Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому, возникает основа для развития сюжета. Как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Именно в сюжетной игре скрыт большой потенциал возможностей для обучения ребенка, элементарным бытовым навыкам, которые являются крайней необходимостью для нормальной жизнедеятельности в обществе. Основная задача педагога - сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры. Необходимым моментом при подготовке к сюжетно-ролевым играм являются беседы на этические темы: («Доставляй людям радость своими добрыми делами», «Твои добрые дела», «Поступок товарища, достойный подражания»), в ходе которых дети учатся давать нравственную оценку своим поступкам и поведению своих сверстников, начинают понимать, что наиболее ответственные роли в предстоящих играх по справедливости должны выполнять те, кто этого достоин. Чтобы интерес к игре, которая длится долго, не угасал, необходимо вносить в нее все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения. Важно правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке. В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек): «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.) «Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п. «Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.) Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. Игры с правилами принято делить на дидактические и подвижные. Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети "заболевают" видеоиграми, компьютерными играми, настольными играми. Именно подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать. Основные типы дидактических игр: Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, различными природными материалами. Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Простейший пример – складные картинки из кубиков, пазлы, парные картинки – найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках, лото. Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа "Краски", "Молчок", "Черное и белое", Весёлый мяч» и др. развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Отметим так же, что в игры по правилам иногда включают музыкальные игры. Такие игры развивают музыкальный слух, чувство ритма и т.д. Одним из условий освоения социальной адаптации является овладение всеми навыками самообслуживания. Поэтому данный вид игровой технологии является одним из самых эффективных средств воспитания и повышения социальной адаптации детей в условиях проживания в школе-интернате, тем самым будет способствовать их успешной социальной адаптации (совершенствование коммуникативных навыков, навыков социального взаимодействия и сотрудничества, снижение уровня агрессии и тревожности, вызванных проживанием в данных условиях). Приложение Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов 1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре. 2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой. 3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев. 4. Просмотр диафильма по теме игры. 5. Проведение экскурсии по теме игры. 6. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.). 7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций. 8. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей. 9. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки. 10. Совместная с детьми игра. 11. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения. 12. Постановка проблемных игровых задач. 13. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, ее обсуждение. 14. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали. 15. Поручение родителям посетить с детьми почту, зоопарк, автовокзал, магазины и т. д.; обменяться впечатлениями. 16. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам. 17. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры. 18 . Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре). 19. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики. 20. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов. Сюжетно-ролевая игра «Почта» . Заранее изготавливаются все необходимые для ее организации атрибуты (конверты, бланки, открытки, сумку для почтальона, почтовый штамп), проводится экскурсия на почту, в ходе которой дети знакомятся с работой почтовых работников; составляю письма читается стихотворение «Почта» С. Маршака.
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Читаются детям произведения разных авторов, посвященные природе; рассказы о животных, которых дети могут увидеть только в зоопарке: верблюд, слон, обезьяны и т. д., сопровождая рассказ показом иллюстраций; изготавливаются все необходимые атрибуты (силуэтные фигуры верблюда, медведя, слона, оленя и их детенышей, деревьев, растущих в тех природных зонах, где обитают эти животные; картонные вольеры для них, указатели, инвентарь для ухода за ними и т. д.).
Для организации игры «Дорога» необходимо предварительно оформить автозаправочные станции, путевки для водителей грузового транспорта, перевозящих различные грузы, дорожные указатели; рассказать о различных видах машин (самосвал, бульдозер, экскаватор, бетономешалка и т. д.), повторяются ПДД.
Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы» Информационная часть. Рассказать детям: • об обязанностях пешеходов; • о том, где разрешается ходить; • о правилах перехода в установленных местах; • о том, что запрещается пешеходам; • о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.) Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек, накидки, обозначающие различные виды транспорта, иллюстрации по дорожным знакам Создание проблемной ситуации • Дети отправились на экскурсию по городу Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения. • Что случится, если не будет дорожных знаков Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры» Информационная часть. Рассказать детям: • о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; • о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; • о правилах поведения в легковом автомобиле; • познакомить с профессией кондуктора Атрибуты: Шапочка кондуктора, таблички остановок Создание проблемной ситуации • Детей пригласили в музей. Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.
Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения» Информационная часть • Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: o движение и переход дороги в неустановленных местах; o погодные условия; o неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; o переход на запрещающий знак светофора; o игры в неустановленных местах. • Познакомить,со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы) Атрибуты: • Набор дорожных знаков, • пешеходных дорожек; • Накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; • Иллюстрации специального транспорта Создание проблемной ситуации • На вызов едет пожарная машина Задача детей: организовать движение других транспортных средств.