Воскресенье, 05 Май 2024, 20:53
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Урок по теме: «РАЗМНОЖЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ»
Оформление: плакаты «Природа – удивительная книга, каждая страница которой полна глубокого смысла», «Друзья, будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле ее цветы! Они будут радовать многих людей, которые придут после вас»; выставка прочитанных книг (с отзывами).

Оборудование: таблицы-модели «Опыление», «Оплодотворение», «Распространение семян и плодов», гербарий, коллекции семян и плодов, «Биологическое лото», карточки, искусственные цветы, магнитофон и записи музыки П.И. Чайковского «Времена года».


Окулировка:
1 – удаление листьев на привое; 2 – вырезание глазка; 3 – выполнение Т-образного надреза; 4 – раскрывание крылышков коры; 5 – вкладывание глазка; 6 – отрезание выступающих частей; 7 – готовый вложенный глазок; 8 – обвязанный лубом глазок; 9 – альтернатива – глазок, обвязанный окулировочной эластичной повязкой

Ход урока

Класс делится на команды. У каждой команды своя «полянка». У каждого участника есть зачетная книжка, куда записываются оценки, полученные за каждый конкурс. Консультанты и командиры учитывают активность каждого участника: за правильные ответы прикрепляют цветы на полянку команды.
(Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года»).
Учитель. На предыдущих уроках мы посеяли семена знаний, они проросли, и вот сегодня поляны расцветут. Чья поляна покроется большим количеством цветов, та команда и победит. Наш первый конкурс Ответы на вопросы.

1. О каком жизненно важном свойстве организмов идет речь в загадке?

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Размножение.)

2. Какое значение имеет размножение растений? (Увеличение их числа, распространение.)

Сыграем в «Биологическое лото». На столах лежат карты с названиями способов распространения плодов и семян (водой, ветром, саморазбрасыванием, животными, птицами) и наборы карточек с изображениями растений (клен, тополь, бешеный огурец, горох, фасоль, одуванчик и др.). Надо отобрать растения, распространяемые данным способом.

3. Какие способы размножения вам известны? (Вегетативное и семенное.)

4. Команды-соперники предлагают друг другу карточки с заданиями по вегетативному размножению. На карточках записаны начала фраз, которые нужно завершить. Отвечая, желательно приводить соответствующие примеры.

Вегетативное размножение – это ...
(Увеличение числа особей с помощью вегетативных органов – корня, стебля, листа или видоизмененного побега.)

Усы – это...
(Удлиненные надземные ползучие побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней – земляника.)

Стеблевой черенок – это ...
(Отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями – смородина, роза, тополь.)

Корневой черенок – это ...
(Отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений – одуванчик, малина, вишня, осот.)

Отводок – это ...
(Отделенный от растения укоренившийся боковой побег – крыжовник, ель, черемуха.)

Деление куста – это ...
(Деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживаются, – многолетние травы, пионы.)

Прививка – это ...
(Пересадка черенка или почки привоя на подвой с последующим их срастанием – яблоня, груша.)

Детка луковицы – это ...
(Разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы, – лук, чеснок, гладиолус.)

Глазок клубня – это ...
(Группа боковых пазушных почек клубня –картофель.)

5. Что является органом семенного размножения? (Цветок.)

Блиц-опрос позволит нам установить, какая команда лучше знает строение цветка. Команды должны без задержки завершать начатую фразу.

– Цветки развиваются на тонких стеблях ... (цветоножках).
– Цветоножка расширяется в ... (цветоложе).
– Чашелистики образуют ... (чашечку).
– Лепестки образуют ... (венчик).
– Чашечка и венчик образуют ... (околоцветник).
– Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называют ... (двойным).
– Если околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик, он называется ... (простым).
– Главные части цветка ... (пестик и тычинки).
– Тычинка состоит из ... (тычиночной нити и пыльника).
– Пестик состоит из ... (рыльца, столбика, завязи).
– Цветки, имеющие и пестики и тычинки, называются ... (обоеполыми).
– Цветки, имеющие только пестики или только тычинки, называются ... (однополыми).
– Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении, называются ... (однодомными).

6. Что должно произойти, чтобы из цветка образовались плоды и семена? (Опыление и оплодотворение.)

Основные понятия этих тем: завязь, спермий, гаметы, семязачаток, яйцеклетка, оплодотворение, опыление. Снова сыграем в «Биологическое лото». Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками.

– Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. (Опыление.)
– Процесс слияния половых клеток. (Оплодотворение.)
– Половые клетки. (Гаметы.)
– Женская половая клетка. (Яйцеклетка.)
– Мужская половая клетка. (Спермий.)
– Из какой части цветка развиваются плоды? (Из завязи.)
– Из чего развиваются семена? (Из семязачатка.)

Следующий этап урока – тесты. Но сначала команды должны ответить на вопрос: Какие способы опыления вам известны? (Перекрестное, самоопыление.)

1. Каждая команда получает карточку, на которой написан тип опыления. Задание: выписать номера признаков, характеризующих приспособленность к этому типу опыления: 1 – сухая, легкая пыльца; 2 – яркая окраска венчика; 3 – наличие нектара; 4 – длинные тычиночные нити; 5 – растут скоплениями; 6 – цветки собраны в соцветия; 7 – многие цветут до распускания листьев; 8 – пыльца крупная, с выростами; 9 – имеют сильный запах.

А. Насекомоопыляемые – 2, 3, 6, 8, 9.
Б. Ветроопыляемые – 1, 4, 5, 7.

2. Каждая команда получает карточку, на которой написан тип опыления. Задание: выписать номера растений, для которых характерен данный тип опыления: 1 – пшеница; 2 – шиповник; 3 – томаты; 4 – земляника; 5 – фасоль; 6 – клевер; 7 – картофель.

А. Перекрестное – 2, 4, 6.
Б. Самоопыление – 1, 3, 5, 7.

Как же происходят процессы опыления? Какое значение для нас имеет их знание? Понять это помогут правильные ответы на следующие вопросы. (Вопросы записаны на лепестках ромашки: команды по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопросы.)

1. Почему безветренная погода, во время цветения ржи и пшеницы, может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы не повлияет? (Рожь – ветроопыляемое растение, а пшеница – самоопыляемое.)

2. Хозяйка оборвала весь пустоцвет с огурцов, считая, что от этих цветков нет никакой пользы. Правильно ли она поступила? (Нет, огурцы – двудомные растения; не будут опыляться.)

3. Цветки многих растений закрываются в дождливую погоду. Какое значение имеет это приспособление? (Защита пыльцы.)

4. Цветки растений ночной красавицы и душистого табака раскрываются с наступлением темноты. Какие приспособления к опылению они имеют? (Аромат. Светлая окраска венчика.)

Следующее соревнование – практическое.
Команды выделяют по 3 участника для конкурса фермеров.

1. Участники получают семена одного из растений (горох, огурцы, редис, фасоль, лук) и готовятся дать обоснованный совет, в какое время и на какую глубину сажать эти семена.

2. Из предложенных растений (гербарий) выбрать сорняки.

3. Рассказать о проверке семян на всхожесть (домашняя лабораторная работа).

А тем временем остальные члены команд должны помочь разделить плоды и семена, смешанные на столе: рис, горох, пшеница, фасоль, кукуруза, семянки подсолнуха, арбузные семечки.
Плоды: рис, кукуруза, семянки подсолнуха.
Семена: горох, фасоль, арбуз.
Урок завершается подведением итогов.

Т.И. ЗВОНАРЕВА,
учитель биологии с.ш. № 15,
г. Электрогорск, Московская обл.
Категория: Учителю биологии | Добавил: almar71 (13 Апр 2012)
Просмотров: 2206 | Теги: Урок, РАСТЕНИЙ», по, цветковых, теме:, «РАЗМНОЖЕНИЕ | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
05 Май 2024
20:53


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz