Оформление: плакаты «Природа – удивительная книга, каждая страница которой полна глубокого смысла», «Друзья, будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле ее цветы! Они будут радовать многих людей, которые придут после вас»; выставка прочитанных книг (с отзывами).
Оборудование: таблицы-модели «Опыление», «Оплодотворение», «Распространение семян и плодов», гербарий, коллекции семян и плодов, «Биологическое лото», карточки, искусственные цветы, магнитофон и записи музыки П.И. Чайковского «Времена года».
Класс делится на команды. У каждой команды своя «полянка». У каждого участника есть зачетная книжка, куда записываются оценки, полученные за каждый конкурс. Консультанты и командиры учитывают активность каждого участника: за правильные ответы прикрепляют цветы на полянку команды. (Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года»). Учитель. На предыдущих уроках мы посеяли семена знаний, они проросли, и вот сегодня поляны расцветут. Чья поляна покроется большим количеством цветов, та команда и победит. Наш первый конкурс Ответы на вопросы.
1. О каком жизненно важном свойстве организмов идет речь в загадке?
В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду. В нем тогда таких, как я, Будет целая семья. (Размножение.)
2. Какое значение имеет размножение растений? (Увеличение их числа, распространение.)
Сыграем в «Биологическое лото». На столах лежат карты с названиями способов распространения плодов и семян (водой, ветром, саморазбрасыванием, животными, птицами) и наборы карточек с изображениями растений (клен, тополь, бешеный огурец, горох, фасоль, одуванчик и др.). Надо отобрать растения, распространяемые данным способом.
3. Какие способы размножения вам известны? (Вегетативное и семенное.)
4. Команды-соперники предлагают друг другу карточки с заданиями по вегетативному размножению. На карточках записаны начала фраз, которые нужно завершить. Отвечая, желательно приводить соответствующие примеры.
Вегетативное размножение – это ... (Увеличение числа особей с помощью вегетативных органов – корня, стебля, листа или видоизмененного побега.)
Усы – это... (Удлиненные надземные ползучие побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней – земляника.)
Стеблевой черенок – это ... (Отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями – смородина, роза, тополь.)
Корневой черенок – это ... (Отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений – одуванчик, малина, вишня, осот.)
Отводок – это ... (Отделенный от растения укоренившийся боковой побег – крыжовник, ель, черемуха.)
Деление куста – это ... (Деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживаются, – многолетние травы, пионы.)
Прививка – это ... (Пересадка черенка или почки привоя на подвой с последующим их срастанием – яблоня, груша.)
Детка луковицы – это ... (Разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы, – лук, чеснок, гладиолус.)
5. Что является органом семенного размножения? (Цветок.)
Блиц-опрос позволит нам установить, какая команда лучше знает строение цветка. Команды должны без задержки завершать начатую фразу.
– Цветки развиваются на тонких стеблях ... (цветоножках). – Цветоножка расширяется в ... (цветоложе). – Чашелистики образуют ... (чашечку). – Лепестки образуют ... (венчик). – Чашечка и венчик образуют ... (околоцветник). – Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называют ... (двойным). – Если околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик, он называется ... (простым). – Главные части цветка ... (пестик и тычинки). – Тычинка состоит из ... (тычиночной нити и пыльника). – Пестик состоит из ... (рыльца, столбика, завязи). – Цветки, имеющие и пестики и тычинки, называются ... (обоеполыми). – Цветки, имеющие только пестики или только тычинки, называются ... (однополыми). – Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении, называются ... (однодомными).
6. Что должно произойти, чтобы из цветка образовались плоды и семена? (Опыление и оплодотворение.)
Основные понятия этих тем: завязь, спермий, гаметы, семязачаток, яйцеклетка, оплодотворение, опыление. Снова сыграем в «Биологическое лото». Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками.
– Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. (Опыление.) – Процесс слияния половых клеток. (Оплодотворение.) – Половые клетки. (Гаметы.) – Женская половая клетка. (Яйцеклетка.) – Мужская половая клетка. (Спермий.) – Из какой части цветка развиваются плоды? (Из завязи.) – Из чего развиваются семена? (Из семязачатка.)
Следующий этап урока – тесты. Но сначала команды должны ответить на вопрос: Какие способы опыления вам известны? (Перекрестное, самоопыление.)
1. Каждая команда получает карточку, на которой написан тип опыления. Задание: выписать номера признаков, характеризующих приспособленность к этому типу опыления: 1 – сухая, легкая пыльца; 2 – яркая окраска венчика; 3 – наличие нектара; 4 – длинные тычиночные нити; 5 – растут скоплениями; 6 – цветки собраны в соцветия; 7 – многие цветут до распускания листьев; 8 – пыльца крупная, с выростами; 9 – имеют сильный запах.
А. Насекомоопыляемые – 2, 3, 6, 8, 9. Б. Ветроопыляемые – 1, 4, 5, 7.
2. Каждая команда получает карточку, на которой написан тип опыления. Задание: выписать номера растений, для которых характерен данный тип опыления: 1 – пшеница; 2 – шиповник; 3 – томаты; 4 – земляника; 5 – фасоль; 6 – клевер; 7 – картофель.
А. Перекрестное – 2, 4, 6. Б. Самоопыление – 1, 3, 5, 7.
Как же происходят процессы опыления? Какое значение для нас имеет их знание? Понять это помогут правильные ответы на следующие вопросы. (Вопросы записаны на лепестках ромашки: команды по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопросы.)
1. Почему безветренная погода, во время цветения ржи и пшеницы, может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы не повлияет? (Рожь – ветроопыляемое растение, а пшеница – самоопыляемое.)
2. Хозяйка оборвала весь пустоцвет с огурцов, считая, что от этих цветков нет никакой пользы. Правильно ли она поступила? (Нет, огурцы – двудомные растения; не будут опыляться.)
3. Цветки многих растений закрываются в дождливую погоду. Какое значение имеет это приспособление? (Защита пыльцы.)
4. Цветки растений ночной красавицы и душистого табака раскрываются с наступлением темноты. Какие приспособления к опылению они имеют? (Аромат. Светлая окраска венчика.)
Следующее соревнование – практическое. Команды выделяют по 3 участника для конкурса фермеров.
1. Участники получают семена одного из растений (горох, огурцы, редис, фасоль, лук) и готовятся дать обоснованный совет, в какое время и на какую глубину сажать эти семена.
2. Из предложенных растений (гербарий) выбрать сорняки.
3. Рассказать о проверке семян на всхожесть (домашняя лабораторная работа).
А тем временем остальные члены команд должны помочь разделить плоды и семена, смешанные на столе: рис, горох, пшеница, фасоль, кукуруза, семянки подсолнуха, арбузные семечки. Плоды: рис, кукуруза, семянки подсолнуха. Семена: горох, фасоль, арбуз. Урок завершается подведением итогов.
Т.И. ЗВОНАРЕВА, учитель биологии с.ш. № 15, г. Электрогорск, Московская обл.