Среда, 08 Май 2024, 16:14
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Познавательная игра «Биолабиринт»
И.В. ТКАЧЕНКО,
г. Комсомольск-на-Амуре

Игра проводится среди учащихся 6-х классов, обучающихся по программе В.В. Пасечника, после изучения тем «Клеточное строение организмов», «Царства Бактерии и Грибы».

Класс делится на три команды, каждая команда выбирает капитана.

Оборудование

1. Таблица «Лабиринт» (1 шт.), схема «Клетка» (3 шт.).
2. Кроссворд «Клетка» (3 шт.).
3. Жетоны: по 14 шт. трех цветов – всего 42 жетона (каждая команда получает жетоны одного цвета).
4. Фишки с цифрами к этапу «Клетка»: по 6 шт. для каждой команды – всего 18 штук.
5. Фишки «клубки Ариадны» – трех цветов.
6. Задания к этапам для каждой команды.
7. Грамоты или призы участникам.

Оформление доски



Правила игры

Каждая команда должна пройти лабиринт, выполнить все задания и выйти обратно. У каждой команды будет свой «путеводный клубок» и свой коридор в лабиринте, по которому она будет двигаться, выполняя задания. Четвертый коридор лабиринта предназначен для передвижения героя мифа – Тесея.

После выполнения задания капитан команды передвигает свою фишку – «клубок» – к следующему этапу. Команда, выполнившая задание первой, получает 15 баллов, второй – 10 баллов, третьей – 5 баллов (баллы заносятся в таблицу «Результаты»). При оценке учитываются правильность ответов, быстрота и организованность выполнения заданий. За каждое нарушение правил команды теряют 2 балла, что отмечается в таблице «Штрафы».

Ход игры

В начале игры учитель рассказывает о критском лабиринте и нити Ариадны.

«Когда-то на острове Крит стоял огромный мрачный дворец, построенный знаменитым греческим архитектором Дедалом. В его подземелье был устроен лабиринт. Тот, кто попадал в него, без конца кружил по бесчисленным залам и переходам и никогда уже не мог выбраться на белый свет. Он неизбежно приходил к центру лабиринта, где обитал Минотавр – чудовище с головой быка, пожирающее людей.

Критский царь, победив афинян в войне, наложил на них страшную дань. Каждые девять лет они должны были выбирать семь прекрасных девушек и семь сильных юношей и привозить их на Крит на съедение чудовищу.

Афинский царь – молодой Тесей – отправился с другими несчастными, чтобы победить чудовище и освободить свой народ от страшной дани.

Его мужество, красота и отвага пленили дочь критского царя Ариадну, и она дала Тесею клубок ниток. Когда Тесея и его спутников, обреченных на смерть, привели к подземелью, он незаметно привязал конец клубка к ветке дерева у входа и пошел по запутанным переходам, разматывая клубок.

Нам с вами предстоит вслед за Тесеем проникнуть в лабиринт и помочь ему в преодолении препятствий и борьбе с чудовищем».

Далее учитель объясняет командам правила игры.

1-й этап. «Клетка»

Перед вами кроссворд «Клетка» и изображение клетки. Ваша задача – вписать в кроссворд названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква «О» была общей для всех строчек.

А затем фишками с цифрами, соответствующими пронумерованным словам, укажите соответствующие части клетки на рисунке. Цифре «1» в кроссворде соответствует фишка № 1.

Работать нужно по одному, по очереди.

Кроссворд «Клетка»



Схема «Клетка»



Ответ: 1 – пора, 2 – ядро, 3 – вакуоль, 4 – хлоропласт, 5 – оболочка, 6 – цитоплазма.

2-й этап. «Лабиринт в лабиринте»

Итак, мы помогли Тесею преодолеть одно препятствие. А теперь отгадайте загадку. (За правильный ответ команда получает жетон.)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.

(Гриб.)

Далее следует рассказ учителя о грибах, присутствующих в мифологиях разных народов.
«Грибы – загадочные создания. Что, казалось бы, удивительного в скромной сыроежке или красавце-подосиновике? Почти каждый собирал их, сушил, жарил, солил.
Так поступали люди еще в древности. Их поражала способность грибов появляться как будто бы из ничего за считанные часы и дни. Не зная толком, что собой представляют грибы, легко было уверовать, что они посланы богами: съедобные – в награду, ядовитые – в наказание.
Не случайно во многих странах существовал культ грибов, их использовали в ритуальных церемониях. В иранской мифологии важную роль играл божественный напиток – хаома. Так же звали божество, посвященное этому напитку, и гриб, из которого напиток изготовляли. А делали хаому из мухоморов с добавлением молока. Употребление хаомы было священнодействием, символизирующим бессмертие.
В Древнем Китае считалось, что священный гриб чти дарует вечную жизнь, особенно если он растет на очень старых деревьях или около них.
По преданиям народа батаки с острова Суматра, именно из грибов были выращены богами первые люди.
А живущие на Дальнем Востоке орочи верят, что грибы – это души новорожденных детей, спустившиеся на землю».

Задание «Лабиринт в лабиринте»



Чтобы узнать, какой гриб олицетворяет души новорожденных детей, вам нужно пройти лабиринт – от буквы к букве.
Сначала определите первую букву. Поможет вам игра «пятый «лишний» – найдите «лишнюю» карточку, и буква, которая стоит в нижнем углу в скобках, будет началом лабиринта.
Результат запишите на обороте карточки лабиринта карандашом.

«Пятый – «лишний»

Сморчок (е)
Боровик (в)
*Ягель (д)
Мукор (ж)
Спорынья (к)

3-й этап. «Разбитая амфора»

В зале дворца-лабиринта, в который мы с вами попали к третьему этапу, стоит множество древних статуй, ваз и амфор. Одна из амфор разбита, но именно она – пропуск к следующему залу.
Ваша задача – собрать древнегреческий сосуд, прочесть и выполнить задание, написанное на нем. Ответ запишите на карточке (учащимся предлагаются конверты с произвольно разрезанной «амфорой»).

* Задание на амфоре:

О какой группе организмов говорится в ребусе?



Ответ: дрожжи – одноклеточные грибы.

4-й этап. «Надпись на стене»

В мифологии Древнего Египта сфинксы – это существа с головой человека, крыльями орла и телом льва.
Русский биолог К.А. Тимирязев назвал растениями-сфинксами группу организмов, сочетающих в себе, подобно мифологическим сфинксам, черты разных существ. Под микроскопом эти организмы похожи на ковер, основная ткань которого образована бесцветными нитями, а рисунок – вкраплениями отдельных клеток. Отгадайте, о ком идет речь. (Команда, правильно ответившая на этот вопрос, получает жетон.)

Удивительное дело –
Как дружны зеленый с белым.
Друг за друга отвечают
И друг друга выручают.

(Лишайник.)

Задание «Надпись на стене»



На стене лабиринта Тесей нашел полустертую надпись – ключ к следующему этапу. Вам нужно восстановить эту надпись.

5-й этап. «Криптограмма»

Вслед за Тесеем мы добрались до центрального зала, где несчастных ждет чудовище.
Но Тесей со своей группой проник в зал первым – и все двери за ними закрылись. Чтобы помочь Тесею, нужно, используя ключ, отгадать криптограмму, из которой мы и узнаем, что произошло с Тесеем.

Криптограмма



5-й этап. «Конкурс капитанов»

Итак, Тесей победил Минотавра. Но на этом приключения не закончились. Теперь предстоит выбраться из лабиринта. Здесь Тесею и помогла нить Ариадны. Сматывая нить в клубок, Тесей вывел свою группу из лабиринта Дедала.

Капитанам команд предстоит, разгадывая загадки, привести свою команду к выходу из нашего биолабиринта. (За правильный ответ команда получает жетон.)

1. Выросли на полочке
Кисточки-метелочки,
Кисточки зеленые –
Лекари хваленые.
(Пенициллиум.)

2. Конское копыто
К дереву прибито.
(Трутовик.)

3. Для ржи – порча,
Для людей – корча.
(Спорынья.)

4. Это что за дело:
Просо обгорело!
И в метелках сажа,
И на листьях даже.
(Головня.)

5. Есть грибы и не в лесу:
В тесте, пиве и квасу.
(Дрожжи.)

В завершение игры подсчитываются общие баллы, подводятся итоги и награждаются победители.

Литература

Власова З.А. Загадки в стихах/Биология. 1999, № 25.

Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992.

Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: ACT-Пресс, 1998.

Чуб В.В., Малеева Ю.В. Биология: Флора. Экспериментальный учебник для учащихся 7-х классов – М.: МИРОС, 1994.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. – М.: «Аванта +», 1999.
Категория: Учителю биологии | Добавил: almar71 (12 Апр 2012)
Просмотров: 1019 | Теги: «Биолабиринт», познавательная, игра | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
08 Май 2024
16:14


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz