Да здравствует отличник! Или игра в «Интеллектуальное казино»
Гульнара Илямова, учительница русского языка и литературы средней школы им. А. Розыбакиева Панфиловского района. Хочу рассказать об игре «Интеллектуальное казино», в которую с удовольствием играют ребята нашей школы. Ее цель – развитие у детей интеллектуальных способностей, воспитание любви к знаниям. В начале игры на доске вывешивается красочно оформленное название – «Интеллектуальное казино», плакаты с пословицами: «Учиться – всегда пригодится», «Ученье – свет, а неученье – тьма» и так далее. – Наше казино – это место, – объясняет ведущий, – где каждый, кто честен, смел и находчив, может заработать деньги не как-нибудь, а собственным умом! Только, чур, деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством «один ум». Помните пословицу? Один ум хорошо, а два – лучше. А у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно по пять у каждого! Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. В игре вас ждут 18 вопросов из разных наук: литературы, математики, истории, географии, языкознания. Я называю область знания и вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в «один ум». В случае удачи ваша ставка удваивается, вы зарабатываете еще «один ум». Если же вы ошибетесь – и тогда не отчаивайтесь, ваши «умы» пополнят кассу нашего веселого казино. Как видите, условия игры просты: я задаю вопрос и даю три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей цифрой: 1, 2 или 3. Но давайте договоримся – отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделает свою ставку. Остальные – молчок! Задаются вот такие, например, вопросы: Что означает выражение «Ум за разум заходит»? (1.Человек устал и не соображает. 2.Человек много думает. 3.Человек мечтает.) В русской пословице говорится, что он: «...и вору даст фору». Про кого это? (1. Дурак. 2. Разбойник. 3. Азартный игрок.) Готовясь к нашей игре, я провела экспресс-опрос на тему: «Кто такие отличники и хорошисты?». Ответы были самые разные, например такие: это умники, зубрилы, везунчики. Или: зазнайки, терпеливые и усидчивые, умные. Но я о наших лучших учениках хочу сказать и свое слово: многие из них занимаются спортом, посещают кружки и секции, увлекаются музыкой, рисованием. Далее начинается следующий тайм игры, в котором также можно кое-что заработать. Дети показывают спортивные упражнения, жонглируют, декламируют стихи собственного сочинения, играют на музыкальных инструментах, поют и танцуют, показывают свои рисунки. Следующий тайм – «Черный ящик». Это задание рассчитано на команду. Вопрос обсуждают все члены команды ровно 30 секунд, а затем кто-то один из них дает ответ. Вот, например, описание одного такого «черного ящика». «В нем находится предмет, с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно даже убить одного страшного персонажа русских народных сказок». Игла! – отгадывают ребята. Последний и самый таинственный аукцион называется «кот в мешке». То, что находится в мешке, описывается весьма замысловато. Например: «В мешке то, что есть у каждого отличника, у хорошиста же ее может и не быть». Объявляется стартовая цена – «один «ум». Ну а в конце игры награждаются счастливчики, набравшие больше всех «умов». В заключение начинает свою работу кафе при интеллектуальном казино «Ням-ням», в котором каждый умник может развлечься, перекусить, снять напряжение… Думаю, что дети, почувствовавшие вкус игры в нашем интеллектуальном казино, покинув школу, вряд ли отправятся в казино настоящее.