Пятница, 22 Ноя 2024, 07:23
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51645


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Не в тему (штрафные)

Сельская малокомплектная школа: быть или не быть?
Приходилось ли вам, уважаемый читатель, хоть раз в жизни поколесить по нашей российской глубинке – по служебной надобности или так, ради культурного интереса? Тогда вы поймете меня. Первая мысль при взгляде на бескрайние просторы вокруг: как необъятна наша земля! И тут же вторая: как все-таки бездарно мы распоряжаемся ею!

Нет более унылой картины, чем заброшенные поля, заросшие пыльным, в человеческий рост, лопухом и чертополохом сельские дороги! В такие минуты захлестывает чувство досады и злости на себя, всех нас, равнодушных и безалаберных – от простых обывателей, которым лень скосить бурьян перед забором и навести порядок во дворе, до начальников всех мастей, не умеющих да и не желающих добросовестно выполнять свою работу.

Эти мысли одолевают меня каждый раз, когда я с инспекцией объезжаю школы района, особенно дальние. Настраивает на такие раздумья и сама долгая дорога, и безотрадные пейзажи за окном с заброшенными фермами и нелепыми, обшарпанными пятиэтажками – атрибутами ушедшей советской эпохи в каждом, самом захудалом селе. И школы в них под стать окружению – построенные в эпоху демографической стабильности, в два, а то и три этажа – высятся они теперь допотопными исполинами на фоне всеобщего запустения, такие же обшарпанные и неухоженные.

Вот в одну из таких школ и привезла нас роновская «Нива» недавним зимним утром.

Расположенная буквой «п», двухэтажная, на триста мест школа видна издалека. Она встречает нас веселым звонком, и трудно поверить, что вместе с ним выбегают в ее просторные коридоры, без привычного школьного шума и толчеи, всего семнадцать ребятишек.

Здесь нет компьютеров и мультимедийных проекторов, не стоят на окнах современные стеклопакеты, а дети не сидят за регулируемыми ученическими столами. И туалет здесь на улице.

Зато есть огромные кабинеты, которые нужно прогревать. Есть крыша, которую необходимо чинить, чтобы не протекала, и пропитывать, чтобы не сгорела. Есть аварийный спортивный зал, за который прокуратура штрафует немилосердно. А еще системы всевозможных сигнализаций – пожарных, тревожных, которые (кровь из носу!) нужно устанавливать, обслуживать, поддерживать. А детей-то всего семнадцать!

Поэтому проверка наша, хотя и плановая, для школы носит характер судьбоносный: решается вопрос о ее ликвидации – как неперспективной и затратной. На деловом языке это называется оптимизация сети общеобразовательных учреждений. В расшифровке читай: реорганизация или ликвидация.

За шесть последних «модернизационных» лет таким образом в нашем районе ликвидировано уже шесть школ.

Оно вроде и оправдано: малокомплектная сельская школа оказалась на поверку неконкурентоспособной – ни материальной базы тебе, ни кадров. Современная система оснащения школ ориентирована на крупные, базовые. Опять же кадры: ну кто из молодых специалистов поедет в какую-то Пелеховань! Вот и трудится в этой самой Пелеховани незаменимая Мариванна – и швец, и жнец, и на дуде игрец! О каком профессионализме может идти речь в этих условиях?!

Потому о судьбе наших семнадцати ребятишек вроде бы нечего и волноваться: в современной базовой школе они получат, несомненно, более качественные образовательные услуги.

…Проверка тем временем идет своим чередом. Учителя заметно волнуются. Все понимают: в их карьере этот учебный год, возможно, окажется последним.

Одни ребятишки не осознают серьезности момента. Спрашиваю вихрастого, в мелких веснушках шестиклассника Мишку Вишнякова (он из многодетной семьи, и здесь учатся еще четверо его братьев и сестер):

– Хочешь каждый день ездить на большом автобусе в новую школу?

Он делает хитрые глаза и вместо ответа спрашивает сам:

– А нашу куда?

– Никуда. Так и будет стоять. Зато там чего только нет: новые парты, в каждом классе компьютер, можно на уроках разные опыты делать, участвовать в конкурсах. Друзей у тебя прибавится.

Мальчишка медлит с ответом, наконец, совсем смущается и пожимает плечами…

Я понимаю его растерянность: новые люди, новая обстановка. Его устоявшийся мир вполне его устраивает. Ему пока не с чем его сравнивать.

Я люблю приезжать в маленькие школы. В них есть то, что незаметно уходит из крупных сельских школ и давно и безвозвратно утеряно в городских: это атмосфера общего дома, взаимного доверия. Здесь совсем другой мир, где время замедляет свой ход, и все совершается неторопливо и степенно. В таких школах обычно нет проблем с учебной дисциплиной, да и в комиссии по делам несовершеннолетних они редкие гости.

Здесь на зависть всем родится картошка с капустой и варятся самые вкусные обеды. И кормят здесь всех, независимо от того, сдал деньги или нет. Потому что знают, что для многих ребятишек эти обеды становятся единственной возможностью хотя бы раз в день нормально поесть.

Непререкаем здесь и авторитет учителя. Ведь добрая половина села – его ученики. Он и нерадивого отца-пьянчугу как своего бывшего ученика отчитает, и с сыном его, к учебе не способным, не один час после уроков пронянчится.

Здесь они все у него как на ладони. Только вот где гарантия, что в новой школе они сумеют найти свое место, не затеряются, не замкнутся? И как быть с младшим Вишняковым, который в третьем классе еле-еле буквы научился писать? Да был бы он один такой! Что станется с ними, привыкшими к постоянному вниманию, в новом, чужом окружении?

Казалось бы, что за беда? Ну не дается учение – и бог с ним! Если ребенок не побеждает в олимпиадах, не спортсмен и не артист – что, в нем других талантов нет? Да на нем все домашнее хозяйство, и в школе он мастер на все руки! Но разглядят ли эти его «таланты» в новом коллективе?

Вот она – оборотная сторона оптимизации.

Так как же правильней-то, лучше для детей сделать: закрыть или оставить?

В условиях современного финансирования образования в нашей стране ответ однозначный – закрывать. Зачем плодить нищету? Несмотря на громкие проекты, вливания в российское образование мизерные. Чтобы понять это, не мешало бы нашим партийным боссам проехаться разок по сельским школам – не тем, что напоказ, а рядовым – с допотопными компьютерами, разномастной мебелью, туалетами во дворе...

Как несбыточный сон, с болью и обидой за нашу большую и непутевую страну смотрела недавно по телевидению сюжет о системе образования в Финляндии – абсолютно бесплатной, начиная с учебников и заканчивая двухразовым горячим питанием. Показывали как раз маленькие сельские школы. Вот бы в нашу глубинку такие кабинеты и такое оборудование! Тогда сам собой отпал бы вопрос: быть или не быть сельской малокомплектной школе…
Категория: Не в тему (штрафные) | Добавил: Lesha96 (05 Фев 2012)
Просмотров: 768 | Теги: или, школа:, сельская, малокомплектная, быть, быть?, не | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
22 Ноя 2024
07:23


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz