Цели и задачи: закрепить представления о таких ценных качествах, как доброта, отзывчивость, скромность; об этических нормах поведения в обществt/
I. Вступительная беседа.
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о добре. Урок наш будет необычным и немного волшебным.
-Добрый день! – тебе сказали, -Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали – Теплоты и доброты.
Как приятно, когда с тобой здороваются. Ведь что такое «Здравствуйте»? «Здравствуйте» - это пожелание здоровья, мира, добра.
-Здравствуйте! – ты скажешь человеку. _Здравствуй! – улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет.
Разговор о доброте мы завели потому, что в последнее время появилось очень много зла. Зло совершается по отношению друг к другу, к животным, природе.
Кто любит собак Или прочих животных, Серьёзных котят И щенков беззаботных, Кто может любить И козла, и осла, Тот людям Вовек Не сделает зла.
Что же такое доброта? Давайте заглянем в словарь.
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов). II. Коллективное составление аппликации. Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Уч-ль: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро?
Человеку совсем несложно делать добро другому. А добро, оказывается, умеет расти. И, если ты сделал кому-то добро, оно возвратится к тебе ещё большим добром.
Стать добрым волшебником, Ну-ка, попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой: Понять и исполнить Желанье другого- Одно удовольствие, Честное слово.
А что можно сделать для других?
III. Инсценирование рассказов.
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”: По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. -Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка? - Нет,- ответил мальчик. - Мама?- удивилась подружка. - Нет! - Ну, тётя? Или знакомая? - Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка! Что вы скажете про этого мальчика? Можно ли его назвать добрым? Почему? Спросила молния у солнца: Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая? Солнце. Они любят тепло и ласку. Молния. От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает! Солнце. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед. Учитель. Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?
На клумбе - цветок Его листья повисли. Грустит он… О чём? Угадал его мысли? Он хочет напиться. Эй, дождик, - полей! И дождик струится Из лейки твоей. А что же сестрёнка Скучает в сторонке? Волшебное что-нибудь Сделай сестрёнке!.. И ты обернулся Ретивым конём- Галопом сестрёнка Помчалась на нём! Хоть мама ещё Не вернулась с работы, Нетрудно узнать Её думы, заботы: «Вернусь, Хорошо бы пошить, почитать… Да надо с уборкой Возиться опять». И ты совершаешь Весёлое чудо – Ковёр засверкал, Засияла посуда! И ахнула мама, Вернувшись домой: -Да это как в сказке… Волшебник ты мой!
А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Выступление детей:
1. Если с другом разделил Ты свои конфеты- Хорошо ты поступил, Каждый скажет это. 2. Ты узнал чужой секрет И разнёс сейчас же, Это плохо, хуже нет, Это подло даже! 3. Если подал ты при всех Девочке пальтишко, Ты- культурный человек, Мировой мальчишка! 4. Если ты, как дикий зверь, Сразу лезешь драться, Не достоин ты, поверь, Человеком зваться!
5. Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу, Это- просто красота, Только так и нужно! 6. Ты подбил собаке глаз, Бросил кошку в лужу. Будь уверен, в сорок раз Ты собаки хуже. 7. Уважай людей вокруг, Старших, младших тоже. И тогда тебя, мой друг, Назовут хорошим.
IV. Работа в микрогруппах. Детям предлагается составить и объяснить пословицы. Добрые дела красят человека Делать добро спеши Без добрых дел нет доброго имени Жизнь дана на добрые дела Злой не верит что есть добрые люди Скромность каждому к лицу Скромность украшает человека V. Составление «букета добрых дел». (На столах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, основа для букета (из зеленой бумаги – на доске). Каждый должен выбрать по одному цветочку, написать на нем доброе дело, которое ребенок может сделать для своих родных, близких, окружающих, затем прикрепить свой цветок на основу букета. VI. Обобщение. - Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. - Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела . (Эти слова на доске).
VII. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”. Если добрый ты. Хайт Аркадий Из м/ф "Лето кота Леопольда"
Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал... Если ясный день, это - хорошо. А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно... Если песни петь, с ними - веселей, А когда наоборот - скучно!