Среда, 08 Май 2024, 07:52
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Корень. Значение почвы для растений. Урок-беседа
Р.Н. АБДУЛКАДЫРОВА,
учитель биологии,
г. Южносухокумск, Республика Дагестан

Цели: сформировать у школьников представления о почве как о важном для растений факторе внешней среды, о видах корней и типах корневых систем, корнеплодах.

Оборудование: проростки пшеницы и фасоли, гербарные экземпляры растений с различными корневыми системами, таблицы с изображением корней (мочковатая и стержневая корневые системы); таблицы: «Механизированная обработка полей», «Животные в природном сообществе», «Вегетативное размножение корневыми, стеблевыми и листовыми черенками», «Горох посевной».

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала

1. Корень – орган растения.

Совместное заполнение схемы «Органы растения», начерченной учащимися на доске по памяти.



2. Рассказ учителя о значении корня:

– удерживает растение в почве;
– поглощает из почвы воду и минеральные вещества;
– в корнях откладываются в запас питательные вещества (демонстрация корнеплодов или их изображений);
– синтез аминокислот и гормонов;
– дыхание;
– симбиоз с грибами и клубеньковым и бактериями (демонстрация таблицы «Горох посевной»);
– вегетативное размножение корнеотпрысковых растений.

3. Почва, ее состав и свойства. (Актуализация знаний учащихся о почве из курса природоведения.) Беседа по вопросам.

– Что такое почва?
– Каков состав почвы?
– Чем отличается почва от горной породы (песок, глина и т.д.)?
– Из чего образуется перегной?
– Что такое севооборот?
– Какое он имеет значение?

4. Рассказ учителя о почвообразовании.

Почвообразование — длительный процесс. В среднем на образование слоя почвы в 1 см требуется 1000 лет. Почва – природное богатство. Обращаться с ней нужно бережно, по-хозяйски. Меры по охране почв: своевременное внесение удобрений; севооборот – средство от чрезмерного истощения почв; предупреждение массового вытаптывания пастбищ, лугов, пахотных земель скотом и людьми; после экскурсий на природу не оставлять на месте отдыха консервные жестяные банки, пластиковые бутылки и пакеты, битое стекло, не сыпать на землю поваренную соль.

5. Чем больше в почве перегноя, тем она лучше, плодороднее. Но имеются земли мало пригодные для хозяйственной деятельности человека: болота, знойные пустыни, равнины, покрытые сетью оврагов, коркой выступившей под солнцем соли, иссеченные ветровой и водной эрозией. (Запись в тетрадях под диктовку.)

6. Учитель записывает на доске, ученики переписывают в тетрадь: «Мелиорация – коренное улучшение земель».

7. Творческая работа по заданию: закончите предложения, написанные на правой половине доски, используя текст на левой половине (устно).

1. Земли южных засушливых районов... (в)

2. У болот, переувлажненных земель человек старается... (б)

3. Там, где мешает соль, ... (г)

4. В песчаные почвы добавляют... (а)

5. Тяжелые почвы – ... (е)

6. Неровные участки... (ж)

7. Уплотненные почвы... (д)

а) глину, органические удобрения;
б) отнять воду;
в) орошают, проводят снегозадержание;
г) почву промывают, добавляют в нее гипс, проводят глубокую обработку;
д) глубже вспахивают;
е) пескуют;
ж) планируют, делая их удобными для обработки. (Демонстрация таблицы «Механизированная обработка полей».)

8. Эти и другие мелиоративные мероприятия повышают урожай зерновых, овощей, трав, собираемых с этих земель, в 2–5 раз. Мелиорация требует больших затрат труда, знаний, изобретательности, любви к природе. Здесь ваша помощь, ребята, просто необходима. Выявление земель, требующих улучшения, анализы почв, посадка деревьев и кустарников, посев трав, создание новой техники, помогающей улучшить почву, – далеко не полный перечень тех дел, в которых вы можете и должны принять участие.

9. Запись на доске и в тетрадях: «Почва – среда обитания организмов». (Демонстрация таблицы «Животные в природном сообществе».)

10. Внешнее строение корня. (Демонстрация таблиц, проросших семян пшеницы и фасоли.)
Все корни растения составляют его корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневая и мочковатая. Виды корней: главный, боковые, придаточные.
Из зародышевого корешка семени развивается главный корень. Боковые корни отрастают от любых корней. Если же корни отрастают от стебля или листа – они называются придаточными. (Демонстрация таблицы «Вегетативное размножение растений корневыми, стеблевыми и листовыми черенками».)

11. Работа с учебником (В.А. Корчагиной «Биология»).

– Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, чем отличаются придаточные корни от боковых. Как называют корневые системы одуванчика, мятлика? Почему?
– На рисунке в учебнике рассмотрите разновидности стержневых корневых систем. Охарактеризуйте разновидности: нитевидную, веретеновидную, реповидную, ветвистую.

II. Закрепление знаний о почве, видах корней, типах корневых систем

Беседа по вопросам.

– Какие корни называют главными, боковыми, придаточными?
– Какая корневая система развивается, если посадить веточку или листик?
– Какую корневую систему имеют горох, фасоль, пшеница, овес, кукуруза?
– Какое значение имеет корень для растения?
– Какие разновидности стержневых корневых систем вам известны?
– Какие мероприятия проводятся по повышению плодородия почв и их охране?

III. Домашнее задание

Изучить § 11–12, рис. 21–22, ответить на вопрос 4 в конце § 12
Категория: Учителю биологии | Добавил: almar71 (13 Апр 2012)
Просмотров: 1581 | Теги: значение, Корень., почвы, Урок-беседа, растений., для | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
08 Май 2024
07:52


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz