Р.Н. АБДУЛКАДЫРОВА, учитель биологии, г. Южносухокумск, Республика Дагестан
Цели: сформировать у школьников представления о почве как о важном для растений факторе внешней среды, о видах корней и типах корневых систем, корнеплодах.
Оборудование: проростки пшеницы и фасоли, гербарные экземпляры растений с различными корневыми системами, таблицы с изображением корней (мочковатая и стержневая корневые системы); таблицы: «Механизированная обработка полей», «Животные в природном сообществе», «Вегетативное размножение корневыми, стеблевыми и листовыми черенками», «Горох посевной».
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала
1. Корень – орган растения.
Совместное заполнение схемы «Органы растения», начерченной учащимися на доске по памяти.
2. Рассказ учителя о значении корня:
– удерживает растение в почве; – поглощает из почвы воду и минеральные вещества; – в корнях откладываются в запас питательные вещества (демонстрация корнеплодов или их изображений); – синтез аминокислот и гормонов; – дыхание; – симбиоз с грибами и клубеньковым и бактериями (демонстрация таблицы «Горох посевной»); – вегетативное размножение корнеотпрысковых растений.
3. Почва, ее состав и свойства. (Актуализация знаний учащихся о почве из курса природоведения.) Беседа по вопросам.
– Что такое почва? – Каков состав почвы? – Чем отличается почва от горной породы (песок, глина и т.д.)? – Из чего образуется перегной? – Что такое севооборот? – Какое он имеет значение?
4. Рассказ учителя о почвообразовании.
Почвообразование — длительный процесс. В среднем на образование слоя почвы в 1 см требуется 1000 лет. Почва – природное богатство. Обращаться с ней нужно бережно, по-хозяйски. Меры по охране почв: своевременное внесение удобрений; севооборот – средство от чрезмерного истощения почв; предупреждение массового вытаптывания пастбищ, лугов, пахотных земель скотом и людьми; после экскурсий на природу не оставлять на месте отдыха консервные жестяные банки, пластиковые бутылки и пакеты, битое стекло, не сыпать на землю поваренную соль.
5. Чем больше в почве перегноя, тем она лучше, плодороднее. Но имеются земли мало пригодные для хозяйственной деятельности человека: болота, знойные пустыни, равнины, покрытые сетью оврагов, коркой выступившей под солнцем соли, иссеченные ветровой и водной эрозией. (Запись в тетрадях под диктовку.)
6. Учитель записывает на доске, ученики переписывают в тетрадь: «Мелиорация – коренное улучшение земель».
7. Творческая работа по заданию: закончите предложения, написанные на правой половине доски, используя текст на левой половине (устно).
1. Земли южных засушливых районов... (в)
2. У болот, переувлажненных земель человек старается... (б)
3. Там, где мешает соль, ... (г)
4. В песчаные почвы добавляют... (а)
5. Тяжелые почвы – ... (е)
6. Неровные участки... (ж)
7. Уплотненные почвы... (д)
а) глину, органические удобрения; б) отнять воду; в) орошают, проводят снегозадержание; г) почву промывают, добавляют в нее гипс, проводят глубокую обработку; д) глубже вспахивают; е) пескуют; ж) планируют, делая их удобными для обработки. (Демонстрация таблицы «Механизированная обработка полей».)
8. Эти и другие мелиоративные мероприятия повышают урожай зерновых, овощей, трав, собираемых с этих земель, в 2–5 раз. Мелиорация требует больших затрат труда, знаний, изобретательности, любви к природе. Здесь ваша помощь, ребята, просто необходима. Выявление земель, требующих улучшения, анализы почв, посадка деревьев и кустарников, посев трав, создание новой техники, помогающей улучшить почву, – далеко не полный перечень тех дел, в которых вы можете и должны принять участие.
9. Запись на доске и в тетрадях: «Почва – среда обитания организмов». (Демонстрация таблицы «Животные в природном сообществе».)
10. Внешнее строение корня. (Демонстрация таблиц, проросших семян пшеницы и фасоли.) Все корни растения составляют его корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневая и мочковатая. Виды корней: главный, боковые, придаточные. Из зародышевого корешка семени развивается главный корень. Боковые корни отрастают от любых корней. Если же корни отрастают от стебля или листа – они называются придаточными. (Демонстрация таблицы «Вегетативное размножение растений корневыми, стеблевыми и листовыми черенками».)
11. Работа с учебником (В.А. Корчагиной «Биология»).
– Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, чем отличаются придаточные корни от боковых. Как называют корневые системы одуванчика, мятлика? Почему? – На рисунке в учебнике рассмотрите разновидности стержневых корневых систем. Охарактеризуйте разновидности: нитевидную, веретеновидную, реповидную, ветвистую.
II. Закрепление знаний о почве, видах корней, типах корневых систем
Беседа по вопросам.
– Какие корни называют главными, боковыми, придаточными? – Какая корневая система развивается, если посадить веточку или листик? – Какую корневую систему имеют горох, фасоль, пшеница, овес, кукуруза? – Какое значение имеет корень для растения? – Какие разновидности стержневых корневых систем вам известны? – Какие мероприятия проводятся по повышению плодородия почв и их охране?
III. Домашнее задание
Изучить § 11–12, рис. 21–22, ответить на вопрос 4 в конце § 12