Цель программы « Разговор о правильном питании»: Формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Программа включает в себя три содержательных части: «Разговор о правильном питании» «Две недели в лагере здоровья» «Формула правильного питания» «Формула правильного питания» предназначена для детей 12 – 14 лет. Использование комплекта «Формула правильного питания» в рамках программы «Разговор о правильном питании направлено на достижение следующих результатов: Полученные знания позволяют подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные. Подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания. Подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, что будет способствовать расширению их общего кругозора. Подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации. Методы реализации программы: Ролевая игра. Ситуационная игра. Образно-ролевые игры. Проектная деятельность. Дискуссия, обсуждение. Разработка внеклассного мероприятия по теме «Здоровье – это здорово!» ( для учащихся 4 – 5 классов) Цели и задачи: Развитие у учащихся представлений о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей. Формирование представления о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья. Обобщение имеющих знаний о роли правильного питания как одной из составляющих здорового образа жизни. Расширение представлений учащихся о различных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах), их роли и значении для организма, также роли витаминов и минеральных веществ. Развитие умения оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое», «правильное» Основные понятия темы: здоровье, здоровый образ жизни, привычки, правильное питание, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Формы и методы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, дискуссия, обсуждение, презентация, мини-проект. Ход занятия. Организационный момент. - Что такое здоровье? (ответы детей) Здоровье – это одно из важнейших условий полноценной жизни человека. Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. В настоящее время существует более 300 различных определений здоровья. «Нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма» - говорится о здоровье в толковом словаре Ожегова. (Слайд № 2) - Сегодня на нашем занятии мы поговорим о здоровье. - Прочтите высказывания. Как вы их понимаете? (Слайд № 3) 1. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр) 2. Здоровье – это не все, но все – ничто без здоровья. ( Соломон)
Беседа о здоровье. - От чего зависит здоровье человека? - Здоровье человека на 25% зависит от наследственности (свойство организма повторять от поколения к поколению сходные природные признаки), на 25 % от условий жизни, 50 % - это вклад самого человека – его образа жизни. (Слайд № 4) - Как вы думаете, на какие факторы мы можем повлиять, а что изменить невозможно? - Давайте вместе с вами попробуем сформулировать правила здорового образа жизни. (спорт, правильное питание, свежий воздух, режим дня, хорошее настроение). (СЛАЙД № 5 ) - А сейчас давайте прослушаем песню М. Боярского и сделаем вывод: о чем мы будем говорить далее? (прослушивание песни) - Молодцы! Мы сейчас поговорим о еде или о нашем питании. - Расскажите, о том, что вы любите? Какие продукты часто употребляете в пищу? ДЕВИЗ: «Каждый человек – кузнец собственного здоровья». (Слайд № 6) – Объясните, значение этих строк. – Все ли продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья? – Что получает человек от правильного, здорового питания? – К чему приводит неправильное питание? ( СЛАЙДЫ № 7 - 12 ) - Согласитесь, что далеко не все, что вкусно полезно, а очень часто и вредно. Вывод: Неправильное питание приводит к болезням. - Одна из важных задач формирования здорового образа жизни связана с рациональным питанием. (Слайд № 13) Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для построения и возобновления клеток и тканей тела, восполнения энергетических затрат, поддержания жизни, здоровья и работоспособности. Существует 5 правил «культурного» питания: Регулярность. Разнообразие. Адекватность. Безопасность. Удовольствие. (Слайд № 14) - Как вы понимаете эти правила? Правильное питание – важный компонент здорового образа жизни, в значительной степени зависящий от самого человека. Знания о правильном питании помогают организовать свой рацион таким образом, чтобы полностью обеспечить организм необходимыми питательными веществами и сохранить здоровье. - Каждый человек в состоянии самостоятельно заботиться о собственном здоровье. - Движение к этой цели должно быть постепенным - шаг за шагом. Каждый шаг продлевает активные годы жизни. - Вести здоровый образ жизни совсем не сложно. (Слайд № 15 - 16 )
Пища полезная и разнообразная. - Пища должна быть питательной, полезной. Содержать в себе витамины, жиры, углеводы, белки. - Это интересно! Слово «витамин» придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 11 – 12 лет необходимо съедать в день 600-700 г овощей и фруктов. – Давайте, послушаем, где же живут витамины. ( СЛАЙДЫ № 17 – 23) Витамины А, В, С (хором): Витамины А, В, С – так мы называемся. Быть здоровыми всем вам, мы помочь стараемся. Витамин А: Витамин А – ретинол. Участвует в обмене веществ. Стимулирует процессы роста организма. Повышает защитные свойства кожи и слизистых оболочек глаз. При недостатке – болезнь - куриная слепота- сумеречная потеря зрения. Суточная потребность – 0,9 мг. Витамин А – содержится в яйцах, жирной рыбе, в свежих зелёных овощах. Он улучшает зрение и делает кожу здоровой. Витамин В: Витамин В1 – тиамин. Регулирует обмен веществ. Повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Нормализует функции нервной системы. При недостатке – болезнь бери – бери. Суточная потребность – 1,6 мг. Витамин В – содержится в рыбе, печени, белом хлебе. Этот витамин способствует сохранению энергии в нашем организме. Нормализует работу сердца, мышц, нервных клеток. У человека, который испытывает недостаток в витамине «В» могут болеть суставы, руки, ноги Витамин С: Витамин С – аскорбиновая кислота. Стимулирует процессы развития. Повышает сопротивляемость к заболеваниям. При недостатке развивается болезнь - цинга. Суточная потребность – 75 мг. Витамин С – содержится в фруктах, картофеле, в свежих зелёных овощах. Он необходим всем клеткам человеческого организма, помогает быстро восстановить силы после болезни. Витамины Е, Д (хором): Витамины Е и Д, мы советуем тебе, Чтоб и рос ты, и жил, не о чём бы ни тужил. Витамин Д: Витамин Д – кальциферол. Регулирует обмен кальция, фосфора. Усиливает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. При недостатке – болезнь - рахит. Суточная потребность – 2,5 мг. Витамин Д – можно встретить в молоке, рыбе, яйцах, масле. Это витамин роста, он также необходим для образования костной ткани. Витамин Е: Витамин Е находится в белом хлебе, рисе, растительном масле, зелёных овощах. Этот витамин помогает переносить кислород из лёгких в ткани и органы, укрепляет клетки организма. Витамины В, А (хором): Ешьте печень и желток, и морковь, и рыбу, Чтоб вы вырасти могли, видеть всё могли бы. Витамины В, С (хором):Чёрная смородина, и шиповник, и лимон – Всё полно С витамина, Как полезен нам всем он! Витамин В: Витамины группы В мы советуем тебе, Они в гречневой крупе, чёрном хлебе обитают, Укрепляют аппетит, памяти нам добавляют. Витамины В, Д (хором): Ну, а я всегда в бобах, рыбьем жире, молоке, В масле, сыре, рыбе, чтоб вы съесть могли бы. Овощи и фрукты: ( Слайды № 24 – 25) - Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней. Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить Все без исключения. В этом нет сомнения! В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь: Кто из вас вкуснее, Кто из вас нужнее! Ешьте больше овощей – Будете вы здоровей! - Основными компонентами, входящими в состав пищи, являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. (Слайды № 26 – 28) Каждый компонент питания несёт свою пользу организму. Например, белки являются строительным материалом человеческого тела, участвуют в процессе обмена веществ, без них плохо усваиваются некоторые витамины. Жиры – это прежде всего источник энергии, а также жиры растительного происхождения участвуют в дыхании клеток, принося в них кислород. Главная функция, которую выполняют углеводы в организме – снабжение энергией. Углеводы составляют значительную часть растительной пищи. Важнейшие представители углеводов – сахар, крахмал Учитель: С самого рождения маленький гражданин питается молоком. Материнское, коровье, козье молоко – замечательный, вкусный и полезный напиток, настоящий эликсир роста. Этот напиток придумала сама природа. В нём есть все полезные и питательные вещества, необходимые детскому организму, чтобы быстрее расти и правильно развиваться. Это белки, жиры, молочный сахар, витамины, ферменты, минеральные вещества – и всё содержится в молоке. (СЛАЙД № 29) - Каша – матушка наша, хлеб – кормилец. (Слайд № 30) Объясните смысл данной пословицы. - Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом. Каша – это полезная еда, которая поможет стать здоровыми и сильными. Ученик: Кто кашу есть не любит, Тот просто себя губит. Говорят, что щи да каша – Это пища наша. Гречневая каша развивает ум. Кто не ест такую, действует вслепую. Рисовая – полезная, не дает толстеть. Овсяную просто нужно детям есть! Перловая, как и ячневая, особый имеет вкус. Много не раздумывай, а мотай на ус! Пшенная, да если там еще и тыква есть, - Это такая вкуснятина, слов восторженных не счесть. Да, ребята, понял я, Каша – это сила, Каша – это рост, Если не употреблять ее Все усилия – коту под хвост! - Хлеб – полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. Этот продукт содержит большинство необходимых человеку питательных веществ. Он является богатым источником клетчатки, способствующей правильному обмену веществ. - Давайте вместе с вами сделаем вывод: Какие продукты питания полезны для нашего организма, а какие нужно употреблять ограниченно? ( Слайд № 32) Какой должна быть здоровая пища? (Слайд № 33) Дегустация и защита блюд, приготовленных учащимися совместно с родителями. (защита мини-проектов) Итог занятия. - Что нового вы сегодня узнали? - Какие выводы для себя сделали? (Слайд № 34 - 35) Помни всюду и всегда: для твоего здоровья Полноценная еда – важнейшее условие! Сегодняшнее занятие мне хотелось бы закончить словами: «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».