Я люблю тебя большое время, но - прошу - прислушайся ко мне: не убей последнего тайменя, пусть гуляет в тёмной глубине. Не губи последнего болота, загнанного волка пощади, чтобы на Земле осталось что-то, от чего щемит в моей груди. С. Куняев.
Одной из главных задач современной школы является формирование экологических знаний учащихся, воспитание экологической культуры и грамотности, рационального использования природных ресурсов. В широком смысле экология- наука о системном подходе к выявлению взаимосвязи любого изучаемого объекта с окружающей средой, поэтому экологический подход не специфичен для какой- либо из наук, а является общенаучным методом и рассматривается во всех естественнонаучных циклах: географии, биологии, химии, физике. Но особое место в экологическом образовании и воспитании принадлежит географии и биологии, так как глобальные географо - и биолого-экологические процессы взаимосвязаны и взаимозависимы. Школьные программы дают широкую возможность для изучения биоэкологии и геоэкологии как глобального, так и краеведческого материала на уроке в классе в виде учебного материала и практических работ. Но материал о природе, без работы в природе, вдалеке от природы изучать совершенно невозможно. Поэтому, совместно с учителем биологии Фёдоровых Т. Н., была разработана совместная программа по перенесению экологической работы «из класса школьного в класс природный». Так как вопросы взаимосвязи между человеком и природной средой, многообразия явлений и процессов в живой и неживой природе, их единство в составе экосистемы можно и нужно изучать только совместно географами и биологами. Первым этапом этой работы было изучение биогеоценозов в районе П.-Пригородной школы и на этой основе создания малой экологической тропы в пределах пришкольного участка. Тропа включает в себя несколько основных экосистем: луг, степь, участок леса, антропогенный ландшафт. Для её создания предпринимались экспедиции по сбору различных видов растений, типичных для данных экосистем Тамбовской области. Эта работа по созданию малой экологической тропы оказала помощь не только учителям географии и биологии, но и учителям начальных классов при изучении курса природоведения. Эта работа сочеталась с природоохранной по озеленению пришкольной территории, закладкой парков у памятника погибшим воинам и ЦРБ. Вторым этапом работы можно назвать разработку и включение в тематическое планирование интегрированных уроков- походов по географии и биологии. Эта работа в первую очередь создание экологической тропы, маршрут которой включал бы в себя основные биогеоценозы Тамбовской области, наиболее яркие объекты, создавал бы условия для эстетического, нравственного воспитания личности, доступностью и безопасностью, а так же примеры воздействия человека на экосистему. Наиболее выигрышным со всех точек зрения оказался маршрут: п./о «Пигмент»- р. Цна - оз. Чистоозёрное - р. Гремячка. Именно здесь можно встретить и естественные и антропогенные ландшафты, соответствующие изучаемому материалу в географии и биологии: река, болото, озеро, лес, пойма и т.д. Вместе с этим были определены основные задачи работы на втором этапе: 1. Формирование экологической культуры и принципов здорового образа жизни; 2. Осознание детьми «принципа Эко - я», то есть себя, как части живой природы; 3. Определение системности компонентов природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств. Разработав маршрут экологической тропы, определив задачи экологической работы, была начата практика исследовательских уроков - походов по интегрированной программе. Проводятся такие уроки раз в сезон, меняя цели работы в связи со знаниями, полученными на уроках, а так же сезонными изменениями в природе и интенсивностью вмешательства человека в природу. Главной целью уроков - походов по экологической тропе в курсе 6 класса было научить учащихся работать в природном классе, привить навыки наблюдений и простейшей исследовательской работы, понять и принять для себя правила поведения в природе. Осенний и зимний уроки были в основном описательными. Задания были простыми: описание озера, болота, ручья, воздействия на них человека, а так же по сезонным явлениям в природе. Вместе с детьми были разработаны основные правила поведения в природе. Весенняя экскурсия была уже более сложной, так как целью этого урока было формирование умений показывать взаимосвязи между компонентами природы, влияние рельефа на компоненты природы, в первую очередь на тип растительности. Каждая группа получила карточку-задание по изучению определённых экосистем: пойма и водораздел, низина и холм, где они должны были провести исследование компонентов природы. В 7 классе задания усложняются в связи с усложнением материала, изученного на уроках. В задания включаются работы по описанию зональных экосистем по отношению к теплу, влаге, свету, а так же экосистем водоёмов. Для этого используются объекты не только в районе р. Гремячка, но и р. Цна, оз. Чистое. На основе полученных данных учащиеся делают выводы о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы в экосистеме. Проведён мониторинг состояния воздушной среды по лишайникам. Эта работа подводит к основной цели уроков-походов в 7 классе: осознанию закономерностей географической оболочки, а так же роли человека в изменении первичного состояния экосистем. Вместе с исследовательскими работами были проведены природоохранные мероприятия (очистка экосистем от мусора, очистка родников в истоках р. Гремячки и Лысой горы), собран материал для малой экологической тропы, проведены опыты по акклиматизации растений. Итогом работы является создание отчётов-презентаций, фотоотчётов, сочинений о родном крае, высадка растений леса и луга на пришкольной «Малой экологической тропе». Особым значением уроков-походов можно назвать эстетическое воспитание детей. Обязательно обращается внимание детей на красоту окружающей природы: шелест листвы, журчанье ручья, цветок, травинку, покрытую каплей росы, туман над озером.