Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Посмотрит живой любознательный глаз На то, что другие видали не раз. Посмотрит – и тотчас примчатся бегом Сто тысяч вопросов и сядут кругом. Повсюду загадки. Зачем? Что? И как? И всюду в конце вопросительный знак. Пойдемте, друзья, по тропинке мы с вами Ответы искать под лесными шатрами.
Ребята, почему говорят: «Лес – наше богатство»?
Обобщая ответы учащихся, ведущий приглашает их вспомнить стихотворение С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» Ребята в лицах читают стихотворение, и в заключение звучат слова Лесничего:
Лесничий
Что мы сажаем, Сажая леса? Чащу, Где бродят Медведь и лиса. Лист, что развернут из почки До срока, Пение птиц – Хором правит сорока.
Далее учащиеся инсценируют несколько сказок.
Бюро добрых медвежьих услуг
Сорока.
Соседи, соседки! Слыхали, в лесу Открылось «Бюро Добрых услуг»?
Заведует этим бюро Косолапый, Уже объявленье повесил Мохнатый.
Птицы и зверье, Меняйте свое жилье! Кому очень жарко, кому слишком сыро – Бюро подыщет другую квартиру, Чтоб каждому жить удобнее было.
Лягушка.
А что, если и правда поменяться, – На болоте негде разгуляться: Кругом сыро, одни комары, А таланты мои не для мошкары: Я ведь пою почти как соловей. Вполне подойдет мне квартира ежей.
Еж.
И нам поменять не мешает жилье, Пусть сухо у нас, но немного темно. Слыхал, что лисица покинула дом, Давайте отныне мы в нем заживем.
Лисица.
Уже подрастает лисенок-щенок, Хочу, чтоб на скрипке учился сынок. А лучший в лесу музыкант-педагог, Комар Комарович, живет средь болот.
Все.
Миша, дружок, помоги Поменять нам квартиры свои.
Медведь.
Конечно, друзья, Помогу. Сделаю все, Что смогу. Ты, Лиса, ступай на болото, Если скрипке учиться охота. Для Лягушки – квартира ежей, Ну, а ты, Ежик, лисьей владей.
(Расходятся по своим новым квартирам, но вскоре возвращаются.)
Лиса.
Медведь, голубчик, невмоготу Жить на болоте. Намочила я шубку свою. Сыро мне в новом жилье, И нет рядом вкусных мышей.
Еж.
В Лисьей норке Светло и тепло, Но за червями Бежать далеко.
Лягушка.
Я пою день-деньской, но, увы, Подыграли бы мне комары. Но от лисьей норы до болота далеко, А солист без оркестра – одна только нота.
Все.
Верни нас, Медведь, в квартиры свои, Ни к чему нам медвежьи услуги твои. Мы не будем меняться, Хотим в своем доме остаться!
Ведущий. Почему животные решили вернуться в свои квартиры?
Ответы учащихся.
Путаница
У природы во всем строгий порядок. Все в ней крепко-накрепко связано, все живут по строгим законам: и растения, и насекомые, и птицы, и звери.
А давайте мы с вами Устроим путаницу И поглядим, Что получится.
Заяц.
Надоело мне, Зайцу, трусом быть! Хочу в лесу сильным слыть. Клыки и когти нужны мне из стали, Чтобы, увидев меня, все пугаться стали.
Кузнец.
Получай свой заказ, Зайчишка. Теперь никто не скажет, что ты – трусишка. Избегать тебя станут и лисы, и волки, Еж, завидев тебя, выставит иголки.
Заяц.
Спасибо, кузнец, век не забуду, Детишкам своим рассказывать буду. Теперь мне не надо бежать стометровку, Получи за работу сладкую морковку.
Ведущий.
Но печальный у сказки конец: Не подумал кузнец-молодец, Что без врагов и без холоду Пропадать зайцам с голоду.
Это только кажется, что хищным зверям легко живется: у них и острые зубы, и цепкие когти. А те, за кем они охотятся, бедняги, совсем беззащитные. Нет, не такие уж они беспомощные. У каждого обязательно есть то, что позволяет ему выжить. Давайте вместе подумаем: что помогает разным животным избежать зубов хищника?
Ответы учащихся: у оленя – рога и быстрые ноги; у кабана – длинные клыки; у черепахи – твердый панцирь; у ежика – иголки; у зайца – чуткие уши, зоркие глаза, быстрые ноги; у пчелы – жало.
Ведущий. Но есть животные, которые не имеют ни зорких глаз, ни быстрых ног, ни твердого панциря, но все равно врагов им удается избежать. Давайте посмотрим, как у них это получается.
На лугу
Ведущий.
В жаркий полдень на лугу Собрались друзья в кругу: Бабочка-крапивница, Божья коровка, Муха-цокотуха и Кузнечик Левка.
От жары разомлели, В тенечке сели, О разном болтают, Наряды обсуждают.
Божья коровка.
Не пойму тебя, Крапивница-голубка, На тебе разноцветная юбка. Пестрота такая не годится – Заметит любая птица. Издали разглядит, Мигом прилетит, Клювом – тюк-тюк... Так наряжаться – смертельный трюк.
Бабочка.
Зря, подруга, ты моду пугаться взяла. Вот смотри-ка, я крылышки приподняла – И на ветке висит только бурый листок, И играет со мной молодой ветерок.
Кузнечик.
И меня спасает цвет. Это вовсе не секрет. Кто в защитный цвет окрашен, Враг тому не так уж страшен.
Муха.
Вот здорово! Даже завидно – В траве вас никапли не видно. Хоть мне горевать ни к чему – Замаскирована я под пчелу. Посмотрите: мохнатая, толстая я, Пчеловидкой не зря называют меня. Подлетит птица, а я ей: «Уж-жалю, уж-жалю!» Словно пчела – обманывать обожаю. Тут враг наутек, И ему невдомек, Что я не жалюсь, А лишь притворяюсь.
Кузнечик (обращаясь к Божьей коровке).
Надо же, Муха пчелой нарядилась. Только, подруга, лишь ты поленилась: Красное платьице выбрала зря – Птица же сразу заметит тебя. Тебе от птицы Нипочем не скрыться.
Божья коровка.
Мы птиц не привыкли бояться, Знаем, как обороняться. Каждая едкую жидкость имеет, И птица клюнуть не смеет. Если и клюнет птенец разок, На всю жизнь запомнит урок. Каковы мы на вкус, знают, И потому не обижают. Мы ярко-красные, Для всех опасные.
Странно, я слышал, Кузнечик трещал, Красавицу-бабочку он навещал. Пропали. Ищу как в сене иголку, А от Божьей коровки никакого толку. В природе, верно, Все устроено скверно. Никуда не годится – Все норовят скрыться!
Кузнечик.
Эй, друзья, опасность миновала. Матушке-природе слава! Раз скворец нас не нашел – Значит все хорошо!
Ведущий.
Если все хорошо на свете, То кто мне ответит: За что Мишку Вписали в Красную книжку?
Ответы учащихся.
Ученик.
Красный цвет – Сигнал тревоги. Вам пример – Светофор у дороги. Ну а книга в обложке красной Предупреждает: с Земли прекрасной Могут исчезнуть животные эти – Их очень мало их на нашей планете.
Ведущий. Что нужно делать, чтобы их сохранить?
Ответы учащихся.
Ученик.
Важно нам знать, друзья, Что можно, а что – нельзя. Можно мастерить кормушки, Но нельзя – рогатки и ловушки. Можно птиц, зверей оберегать, Но нельзя к себе домой их брать. Если всем знакомы Правила эти, Не останемся одни мы На планете.
Ведущий.
Планета – наш общий дом. Места всем хватает в нем. Давайте попытаемся решить, Кто где предпочитает жить.
Вывешиваются плакаты, на которых изображены река, лес, болото, луг, горы, море, огород и т.д. Под каждым из этих объектов имеется карман. Учащиеся размещают заранее нарисованные ими изображения животных в местах их обитания. Затем все вместе проверяют правильность ответов.