Как донести вечные ценности до души каждого школьника
Говорить сегодня о духовно-нравственном воспитании очень трудно, не говорить - труднее вдвойне. Урок литературы в 10-м классе. Пытаемся проанализировать фразу Ф. М. Достоевского из «Зимних записок о летних впечатлениях», посвящённую автору романа «Отцы и дети»: «Ну и досталось ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». Предлагаю прокомментировать эти слова, не касаясь оценки Базарова как беспокойного и тоскующего: об этом шёл разговор на предыдущем уроке. Но почему беспокойство и тоска - признак великого сердца? И каких людей мы можем назвать по-настоящему великими? Если первый вопрос у основной части класса не вызвал затруднений («Только великое сердце может терзаться и мучиться в поисках смысла жизни»; «Беспокойство и тоска говорят о неудовлетворённости жизнью и поиске пути»; «Великое сердце ищет истину и старается понять свое назначение в мире»), то второй заставил задуматься. После небольшой паузы звучат ответы. Конечно, несколько фамилий известных писателей, поэтов, великих полководцев, учёных и среди них Дж. Толкин, Говард Филлипс Лавкрафт ( фантастика, мистика, ужасы), Гус Хиддинг… В классе раздаются смешки… Почему происходит такая подмена понятий? Что заставляет учеников десятого класса обращаться к этим именам в рамках заданного мной вопроса? Низкий уровень культуры? Безнравственность? Бездуховность? На мой взгляд: и первое, и второе, и третье. Уже много раз говорилось о том, что пропаганда американского образа жизни и пресловутых «общечеловеческих ценностей», вседозволенности достигла огромных масштабов. Сегодня молодёжь живёт в условиях, когда на неё особенно сильно воздействует среда: через средства массовой информации через стереотипы жизни, через моду. С одной стороны подросток становится всё более и более свободным; с другой он делается всё более и более детерминированным в своём поведении, и происходит это так, что он не замечает этих решающих для своей жизни воздействий со стороны внешней среды. Именно поэтому задачей сегодняшнего воспитания является формирование таких духовно – нравственных качеств, как совесть, благочестие, милосердие, доброта, скромность, чего так не хватает современной молодёжи. Святитель Дмитрий Ростовский в 18 веке писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, - доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней».
Запомнился ещё один фрагмент этого урока. Ученица в качестве примера выбрала знаменитую на весь мир Мать Терезу. В классе притихли. С интересом слушали об этой удивительной женщине, которая в разных странах основывала приюты, школы, больницы для бездомных и больных. Было видно, что многие узнали об этом человеке только сейчас… После этого разговора рассказ о Великих людях захотелось продолжить… Так появилась серия уроков, посвящённая русским святым, подвижникам. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении древнерусской литературы, житий святых Александра Невского, Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. На уроке, посвящённом выдающемуся деятелю просвещения и культуры, К.В. Россинскому учащиеся узнали о его бескорыстном служении народу, о великой подвижнической деятельности, так много значащей для Кубани. С интересом дети слушали рассказ об Амвросии Оптинском, особенном знатоке и любителе народной речи, различных присказок и пословиц ( «Дом души - терпение, пища души - смирение» ; «Кто уступает, тот больше приобретает»; « Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного»; « Как жить? Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение» ). Привлекать материалы христианской педагогики следует разумно, учитывая возрастные особенности учащихся, национальность. В основе бесед о духовном воспитании должны быть идеи добра и справедливости, высокой нравственности, присущей любому народу. Школьная программа предусматривает изучение произведений великий русских классиков о судьбе Родины, о нравственном становлении личности. С учётом возраста школьников необходимо подбирать тексты с патриотической тематикой, привлекая творчество кубанских поэтов и писателей: В. Бакалдина, И. Вараввы, К. Обойщикова, Ю.Кузнецова. Без пошлого нет будущего… Большой интерес у ребят вызывают беседы на морально-этические темы «Устарела ли Добродетель?»; «Что такое Благодарность»; «Нравственность как способ выживания»; « Есть ли счастье в мире иллюзий?»; « Почему люди борются за справедливость». Рассуждая о доброте, справедливости, патриотизме, дети учатся понимать жизнь со всеми её сложностями. Подобные беседы способствуют духовному развитию учащихся, воспитанию лучших человеческих качеств. Много полезного даёт внеклассная и внешкольная работа: экскурсии, паломнические поездки, посещение церквей, тематических выставок и лекций. Необходимо объединить усилия семьи, школы, сферы дополнительного образования, общественных организаций для программы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.