Пятница, 26 Апр 2024, 20:47
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

Как донести вечные ценности до души каждого школьника
Говорить сегодня о духовно-нравственном воспитании очень трудно, не говорить - труднее вдвойне.
Урок литературы в 10-м классе. Пытаемся проанализировать фразу Ф. М. Достоевского из «Зимних записок о летних впечатлениях», посвящённую автору романа «Отцы и дети»: «Ну и досталось ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». Предлагаю прокомментировать эти слова, не касаясь оценки Базарова как беспокойного и тоскующего: об этом шёл разговор на предыдущем уроке. Но почему беспокойство и тоска - признак великого сердца? И каких людей мы можем назвать по-настоящему великими?
Если первый вопрос у основной части класса не вызвал затруднений («Только великое сердце может терзаться и мучиться в поисках смысла жизни»; «Беспокойство и тоска говорят о неудовлетворённости жизнью и поиске пути»; «Великое сердце ищет истину и старается понять свое назначение в мире»), то второй заставил задуматься.
После небольшой паузы звучат ответы. Конечно, несколько фамилий известных писателей, поэтов, великих полководцев, учёных и среди них Дж. Толкин, Говард Филлипс Лавкрафт ( фантастика, мистика, ужасы), Гус Хиддинг… В классе раздаются смешки…
Почему происходит такая подмена понятий? Что заставляет учеников десятого класса обращаться к этим именам в рамках заданного мной вопроса? Низкий уровень культуры? Безнравственность? Бездуховность? На мой взгляд: и первое, и второе, и третье.
Уже много раз говорилось о том, что пропаганда американского образа жизни и пресловутых «общечеловеческих ценностей», вседозволенности достигла огромных масштабов. Сегодня молодёжь живёт в условиях, когда на неё особенно сильно воздействует среда: через средства массовой информации через стереотипы жизни, через моду. С одной стороны подросток становится всё более и более свободным; с другой он делается всё более и более детерминированным в своём поведении, и происходит это так, что он не замечает этих решающих для своей жизни воздействий со стороны внешней среды. Именно поэтому задачей сегодняшнего воспитания является формирование таких духовно – нравственных качеств, как совесть, благочестие, милосердие, доброта, скромность, чего так не хватает современной молодёжи. Святитель Дмитрий Ростовский в 18 веке писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, - доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней».

Запомнился ещё один фрагмент этого урока. Ученица в качестве примера выбрала знаменитую на весь мир Мать Терезу. В классе притихли. С интересом слушали об этой удивительной женщине, которая в разных странах основывала приюты, школы, больницы для бездомных и больных. Было видно, что многие узнали об этом человеке только сейчас…
После этого разговора рассказ о Великих людях захотелось продолжить…
Так появилась серия уроков, посвящённая русским святым, подвижникам. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении древнерусской литературы, житий святых Александра Невского, Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских.
На уроке, посвящённом выдающемуся деятелю просвещения и культуры, К.В. Россинскому учащиеся узнали о его бескорыстном служении народу, о великой подвижнической деятельности, так много значащей для Кубани.
С интересом дети слушали рассказ об Амвросии Оптинском, особенном знатоке и любителе народной речи, различных присказок и пословиц ( «Дом души - терпение, пища души - смирение» ; «Кто уступает, тот больше приобретает»; « Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного»; « Как жить? Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение» ).
Привлекать материалы христианской педагогики следует разумно, учитывая возрастные особенности учащихся, национальность. В основе бесед о духовном воспитании должны быть идеи добра и справедливости, высокой нравственности, присущей любому народу.
Школьная программа предусматривает изучение произведений великий русских классиков о судьбе Родины, о нравственном становлении личности. С учётом возраста школьников необходимо подбирать тексты с патриотической тематикой, привлекая творчество кубанских поэтов и писателей: В. Бакалдина, И. Вараввы, К. Обойщикова, Ю.Кузнецова. Без пошлого нет будущего…
Большой интерес у ребят вызывают беседы на морально-этические темы «Устарела ли Добродетель?»; «Что такое Благодарность»; «Нравственность как способ выживания»; « Есть ли счастье в мире иллюзий?»; « Почему люди борются за справедливость». Рассуждая о доброте, справедливости, патриотизме, дети учатся понимать жизнь со всеми её сложностями. Подобные беседы способствуют духовному развитию учащихся, воспитанию лучших человеческих качеств.
Много полезного даёт внеклассная и внешкольная работа: экскурсии, паломнические поездки, посещение церквей, тематических выставок и лекций.
Необходимо объединить усилия семьи, школы, сферы дополнительного образования, общественных организаций для программы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.
Категория: Разное | Добавил: almar71 (21 Мар 2012)
Просмотров: 856 | Теги: донести, ценности, до, каждого, души, Как, школьника, Вечные | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
20:47


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz