Материал по математике (1 класс) по теме: Таблица сложения
Урок математики 1 класс. Тема: «Таблица сложения». Цели: систематизировать знания детей о составе чисел от 2 до 9; закреплять знание состава числа 9, навыки счёта в пределах 9; устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действия сложения, вычитания; развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности. Оборудование: цифровая касса-веер, воздушный шар, счетные палочки. Ход урока Организационное начало. – Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке присутствуют гости. Они посмотрят, чему вы уже научились. – Покажите, с каким настроение вы пришли на урок. ( Показ карточек со смайликами) (Учитель вносит в класс воздушный шар. Там записка. Дети прокалывают его иголкой. В записке слова - SOS). - Что значат эти слова? (Кто – то просит нас о помощи…). Вот и письмо. Кто узнал его? Незнайка просит нас помочь ему. А для этого мы должны выполнить все задания, которые есть в этом конверте. Только в этом случае откроется дверь темницы, где его прячут злые колдуны. Я попрошу наших гостей, чтобы они тоже нам помогли выручать Незнайку. Актуализация опорных знаний. Задание. Счёт: 1) счёт до 20 (прямой и обратный), числовой ряд; 2) счёт, начиная от любого числа. (Пример: от 5 до 12, ….) О р и е н т и р о в а н и е по числовому ряду. – Какое число стоит между 4 и 6? 8 и 10? – Назовите соседей числа 4, 8. – Какое число стоит слева от 5? 9? 15? – Какое число стоит справа от 3? 8? 17? Написание цифр 6, 9. Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три меньше станет. – О какой цифре-акробатке идёт речь? (9.) – В какую цифру она может превратиться? (6.) – На сколько же 9 больше 6? – Напишите в тетради чередование 9 3 6. – Запишите числа, которые больше 5, но меньше 8. (6, 7.) Получают карточку с цифрой 6. 2. Задание Задачи в стихах. ( Ответы показывают при помощи цифрового веера) Что подарил нам сосновый бор? Восемь маслят и один мухомор. – Сколько всего грибов? (9) Все ли здесь цыплятки-детки? Надо сосчитать наседке. Пять – на грядках, три – во ржи. Сколько их всего, скажи? (9) Что такое начало греметь? Ульи строит наш медведь. Ульев сделал он лишь семь – На два меньше, чем хотел. – Сколько ульев хотел сделать мишка? (9) В кружку сорвала Марина Восемь ягодок малины, Пять дала своей подружке. Сколько ягод стало в кружке? (3) Запись выражений в тетрадь, нахождение их значений. На основе одного примера на сложение и одного на вычитание отрабатывается нахождение целого и части. Получают карточку с цифрой. (3) III. Постановка проблемы. Открытие нового. 3. задание. Р а б о т а п о у ч е б н и к у - т е т р а д и. Таблица сложения. № 1, с. 20. 1. Состав чисел от 2 до 9. – Перед вами таблица сложения треугольная. – Почему её так назвали? Попробуйте объяснить. (Форма напоминает треугольник, есть строки и столбцы.) – С помощью этой таблицы можно решать различные примеры. – Объясните, как это можно сделать. Заполнение таблицы, наблюдение за одним из слагаемых на единицу, а вследствие этого и суммы тоже на единицу. – Как вы думаете, что показано синим цветом? (Как можно найти сумму: 4 + 3 = 7.) – Какие равенства с помощью этого можно составить? (3 + 4 = 7; 7 – 4 = 3; 7 – 3 = 4.) – Итак, что же можно делать с помощью таблицы сложения? (В ы в о д: можно решать примеры не только на сложение, но и на вычитание.) Получают карточку с цифрой. (4) 4. задание. Заполнение «окошек» в «фургончиках» => состав чисел от 2 до 9. – Рассмотрите внимательно самый последний «вагончик». – Чему равна сумма? (9.) – Что вы можете сказать о первой строке слагаемых? (Числа идут в порядке возрастания.) – О второй строке? (Числа идут в порядке убывания.) – Какой вывод можно сделать? (Если сумма одинаковая и одно слагаемое увеличивается на несколько единиц, то другое уменьшается на столько же единиц.) Получают карточку с цифрой. (10) 5.задание. А теперь вам надо немного отдохнуть. Ф и з к у л ь т м и н у т к а (Достаю из конверта картинку с изображением утенка). А теперь отдохнем. Незнайка предлагает нам и гостям отдохнуть под музыку «Танец маленьких утят». IV. Повторение и закрепление пройденного. 6 задание. Вычислительные навыки. А нашим гостям нужно раскрасить геометрические фигуры. Треугольники – зеленым, круги красным, квадраты синим цветом. Получают карточку с цифрой 2. № 2, с. 20. – Предлагаю провести небольшое соревнование: за 3 минуты вы должны решить примеры, ответ записать возле «лепестков». (Проверка с помощью цифрового веера.) Получают карточку с цифрой. (9) 7. Задание. Конструирование фигур. Сложи эту фигуру из палочек. Переложи 2 палочки так, чтобы получился один большой квадрат и один маленький.
Получают карточку с цифрой. (7) Ф и з к у л ь т м и н у т к а Мы считали и устали. Дружно все тихонько встали. Ручками похлопали: раз, два, три. Ножками потопали: раз, два, три. Сели встали, встали сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. 8. задание. Состав числа 9. Подбор неизвестного слагаемого. № 6, с. 21. – Обратите внимание, как соотносится первое слагаемое 7 и одна из ломаных. (I слагаемое – красная ломаная, II слагаемое – синяя ломаная.) В ы п о л н е н и е з а д а н и я с комментированием. Получают карточку с цифрой. (1) П а л ь ч и к о в а я г и м н а с т и к а Пальцы в гости приходили. Тук-тук-тук – стучались в дверь. Только дверь им не открыли – Думали, там страшный зверь. Постукивание по парте подушечками всех пальцев одновременно. Получают карточку с цифрой. (8) 5. Практическая работа. – Закономерность. – Узор. Получают карточку с цифрой. (5) V. Итог. Посмотрим сколько карточек – жетонов мы с вами заработали. Кто расставит их в правильном порядке. Переверните карточки. Прочитайте, какое слово написано. (Молодцы!) Мы выполнили все задания и помогли Незнайке освободиться из плена злых волшебников. Вот за это он нас и благодарит. - Что понравилось больше всего? - А какое у вас было настроение? Покажите (показ смайликов).