Урок математики в 1 классе по теме: "Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность"
Урок разработала и прислала: Гусейнова Светлана Сабировна, учитель начальных классов МОУ "Средняя Общеобразовательная школа №3 с УИОП" Образовательная программа "Школа - 2000", автор Л. Петерсон
1) Уточнить названия: "компоненты вычитания"; проверить грамотное их использование в речи детей. 2) Закрепить счёт в пределах 6, представления об области и границе, взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. 3) Развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память. Оборудование: рисунки домиков для логической задачи, рисунки к математическим задачам экологического характера, таблица компонентов, рисунок с кружками (разность), математические альбомчики (у детей).
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
-Покажите на "светофоре" с каким настроением вы начинаете урок?
2.Актуализация опорных знаний:
1) Счёт в пределах 20 (прямой и обратный):
-Сосчитайте от 4 до 12; от 15 до 6.
- Назовите последующее число 7, 19. Как получить последующее число? - Назовите предыдущее число 10, 18. Как получить предыдущее число? - Какое число стоит между 8 и 10, а между 15 и 17? - Какое число стоит справа от 9 (10)? А слева от 12 (11)? - Назовите "соседей" числа 13.
2) "Потерялось" число. Найдите его место в натуральном ряду чисел:
1 2 3 4 5 7 8 9 10
- Что вы можете сказать о числе 6 ? - Как получить число 6? - Придумайте разные варианты.
3) Закономерность : 1 4 7 … … …
Установите закономерность и продолжите ряд чисел.
4) Задание на логику:
-В трёх домиках живут Три Поросёнка. Нуф-нуф и Ниф-ниф живут в домиках с большим окном. Ниф-ниф и Наф-наф живут в домиках с высокой крышей. Определите кто из Поросят в каком домике живет?
5) Математические задачи экологического характера:
Буратино и Красная Шапочка, гуляя по лесу, наткнулись на 3 птичьих гнезда. В каждом из них было по 2 яйца. Буратино хотел взять в руки яйцо и посмотреть, но Красная Шапочка вовремя остановила его. "Не трогай птичьих гнёзд и яиц!" - закричала она. Ведь тогда птицы, высиживавшие птенцов, бросили бы это гнездо.
Сколько будущих птенцов спасла Красная Шапочка?
(2+2+2=6)
- Ребята, а сколько раз в день надо чистить зубы? А как вы думаете, пресную воду зря тратить можно? (варианты ответов детей)
Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате чего напрасно расходуется 3 литра воды. Если Незнайка чистит зубы утром и вечером, то сколько воды впустую расходуется за день?
(3+3=6)
- Ребята, а что вы знаете о мухоморах?
Буратино нашёл под одной берёзой 4 мухомора,
а под другой - 2 мухомора. Мухоморы - ядовитые грибы, их нельзя рвать! Но, оплетая корень берёзы, они питают это дерево.
Сколько мухоморов нашёл Буратино?
(4+2=6)
(Вывешивается табличка с данным числовым равенством, с обозначением "частей" и "целого")
- Что обозначает число "4" в этом равенстве? ("часть") - А число "2"? ("часть") - А число "6"? ("целое") - А как называются компоненты при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма)
Красная Шапочка сорвала 4 кг травы чистотела. Она подложила 1 кг к муравейнику, так как это лакомство для муравьёв. А остальную траву она засушила, так как трава эта лекарственная и лечит заболевания кожи.
Сколько килограммов травы засушила Красная Шапочка?
( 4 - 1 = 3)
(Вывешивается табличка с данным числовым равенством, с обозначением "частей" и "целого")
-Что обозначает число "4" ? ("целое")
-А число "1" ? ("часть")
-А число "3" ? ("часть")
6) Заполни пропуски (на доске):
2 + * = 5
* + 2 = 6
-Как найти неизвестную часть в числовом равенстве?
3. Постановка проблемы. Открытие нового:
1) Введение компонентов вычитания.
-По рисунку составьте числовое выражение
6 - 2 = 4
- Как называется число "6"? ("целое") - Как называется число "2"? ("часть") - Что получается в результате? ("часть") - А как по-другому назвать эти числа? (проблема!)
/Демонстрация таблицы компонентов вычитания на доске и в математических альбомах учащихся /
2) Работа по учебнику. (стр.62-63) стр.62 задание №2
- попробуем заполнить данную в этом задании таблицу: - посмотрите на первую строчку, что здесь известно? - Назовите уменьшаемое, вычитаемое, разность. - Подчеркните их, как "части" и "целое". - Разность - это что? ("часть") - Вспомните, как найти неизвестную "часть", если известны "целое" и другая "часть"?
(надо из "целого" вычесть известную "часть")
6 - 2 =?
3 - 1 =?
5 - * =3 (демонстрация решения этого примера на доске, можно пригласить ученика)
* - 1 = 4 (решает ученик)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
4. Повторение и закрепление пройденного.
Области и границы:
а) задание № 4:
-давайте вспомним понятия "области и границы"
-раскрасьте области синим цветом и обведите границы красным карандашом.
Решение примеров с помощью числового отрезка:
б) задание № 5:
-а теперь решим примеры с помощью числового отрезка (комментируют ученики)
Составление числовых выражений по рисунку (самостоятельная работа):
в) задание № 6:
-по какому признаку разбили фигуры слева? (по размеру) -сколько фигур в каждой группе фигур? -Какое выражение получилось? (2 + 4) -по какому признаку разбили фигуры в центре? (по форме) -сколько фигур в каждой группе фигур? -Какое выражение получилось? (3 + 3) -по какому признаку разбили фигуры справа? (по цвету) -сколько фигур в каждой группе фигур? -Какое выражение получилось? (2 + 2 + 2)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (любая)
Знаки действий:
г) задание № 7 (по усмотрению учителя при достаточном времени)
-поставьте вместо звёздочек знаки "+" или "-"
5. Итог урока:
- чему учились на уроке? - что нового вы узнали сегодня? - что больше всего понравилось на уроке? - какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? Покажите на "светофоре". - каким стало настроение в конце урока?