Существуют разные мнения относительно того, когда в воспитании ребенка становится «поздно». Причём в разных культурах в разные времена эти сроки и вообще взгляд на детство были очень разные. Ещё совсем недавно бытовало мнение, что ребенок до 3-х лет вообще «не человек», не имеет личности и поэтому совершенно не важно, что с ним в это время происходит т.к. формирование человека начинается после 3-х. А до этого только нужно и важно лишь «техническое обслуживание». Сейчас широко известно ровно противоположное мнение, что основное в человеке закладывается до 3-х лет. В плоть до утрированной идеи, что после 3-х уже «поздняк метаться», всё уже заложено и ничего не вложишь сверх того и ничего не переменишь.
Возможно, и даже весьма вероятно, что в будущем будут и другие теории (они и сейчас есть), но на данный момент педагогическая и психологическая общественность придерживается плюс-минус единого мнения на тему возрастных этапов развития ребенка. Это мнение подтверждается практикой и вполне логично обосновано, придерживаюсь его и я.
В качестве возраста, после которого воспитывать ребенка уже поздно можно назвать приблизительно 12 лет (начало пубертата). Потому что в этом возрасте ребенок перестаёт быть ребенком и становится подростком, затем юношей, а потом и вовсе взрослым. Невозможно воспитывать то, чего уже нет, а попытки это делать приводят только к проблемам. Начиная с подросткового возраста человек требует (не в смысле «ему так охота», а в смысле фактической биологической и психической данности) к себе другого отношения, не как к ребенку, и понятие «воспитание» не входит в это отношение. Поэтому постепенно, но не затягивая до совершеннолетия родители должны поменять свой подход к чаду. У них собственно нет другого выхода. Но многие сопротивляются до последнего.
Однако, несмотря на то, что это уже не ребенок, строить взрослые отношения с 12-ти лет ещё рано, потому что взрослого пока ещё тоже нет. Взрослый появится после 17-18, а то и 20 лет (не надо говорить, что некоторые и в 30 не взрослые – они взрослые, просто психически не зрелые, душевно ленивые и безответственные и это их собственная «заслуга», не оправданная физиологией или обстоятельствами). Многие родители совершают ошибку, относясь к своему 15 летнему ребенку как к взрослому пытаясь строить с ним взрослые отношения и ожидая от него взрослых реакций, такую же ошибку как те, кто относится к 15 как к ребенку продолжая воспитывать его и пытаясь что-то вкладывать.
Состояния у человека не 2 (ребенок и взрослый) их 3 – ребенок, подросток (юноша) и взрослый (на самом деле больше, там за взрослым ещё пожилой и старый – тоже разные и особые возраста, но в ту сторону мы сейчас не идём, мы про этапы становления личности). И вот этот переходный между ребенком и взрослым возраст требует своего особого отношения, он длится от 4 до 6 лет, в среднем. Это довольно долго что б дать себе труд создать отдельную систему отношений, это не кризис, это целый этап.
Так, это была маленькая агитация в пользу тинэйджеров и я уже увлеклась, вернёмся к теме. Мы сказали, что после 12 воспитывать и вкладывать поздно. Но не всё так вот одновременно и резко обрубается с пубертатном, внутри промежутка 0-12 есть свои деления, свои возраста сенситивные для какого-то развития или уже не пригодные.
Например перинатальный период, внутриутробный – как-то повлиять на психику в этот период очень и очень трудно, но то что проникает и запечатлевается у плода остаётся уже навсегда и изменить это в течении жизни будет невозможно, только скорректировать, скомпенсировать, реабилитировать до какого-то уровня, но в целом это уже останется с человеком до конца (а может и после, смотря какой теории души вы придерживаетесь). После того как человек родился всё проще и мобильнее.
Дальше можно выделить веху в 3 года (внутри которой тоже есть свои градации, но так мелко дробить мы сейчас не будем). До 3-х лет ребенок живёт во внутреннем мире и в этот период формируется ещё не личность, а только её фундамент, глубокая база на которой всё будет строится - отношение к себе, базовые понятия об окружающей среде, о поведении с самим собой и ближайшим окружением (тем окружением, которое мы, взрослые, воспринимаем как «часть себя» и утрачивая чувствуем практически физическую боль потери) и многое другое. После 3-х, когда этот период уже закончен можно сказать что какой фундамент есть, такой уже есть. Хотя он может быть местами не достроен в силу разных причин и тогда достраивается после.
Есть такое универсальное для возрастных периодов и вообще для психологических ситуаций правило: чем хуже проблема, тем сложнее её «подвинуть». Т.е. если в возрасте до 3-х была нанесена жёсткая травма (клиническая смерть, сексуальное насилие, длительная и травматическая материнская депривация (неблагополучное сиротство) и т.п.), то изъять последствия полностью не возможно, а что б подвинуть их в приемлемый спектр, скорректировать, нужны особые, грамотные и целенаправленные усилия без гарантий результата. И чем легче травма или деформирующий психику фактор, тем проще его двигать вплоть до полного вытеснения из области негативного влияния на человека.
В реальности так получается, что подобная коррекция, «подвигание» и вытеснение происходит обычно уже после того, как возраст формирования закончен, зачастую вообще только во взрослом возрасте люди обращаются к своей детской проблеме и вытесняют её, избавляются от негативного влияния (обычно с профессиональной помощью, практически никогда не работает «помоги себе сам», это как аппендикс себе вырезать – даже и не видно толком что там в животе руки делают). Этот факт не позволяет утверждать что «после 3-х уже поздно что-то менять». Не поздно – можно очень многое сдвинуть в положительную сторону. Но законы физики таковы, что в отрицательную сдвинуть легче - в низ оно само падает, а вверх поднять это трудится надо, но об этом как-нибудь в другой раз... Я всё время пишу о том, как люди портят то, что имеют и как бы им этого не делать.
Итак, идём дальше. После 3-х и до 12 (все понимают, что это условные, примерные возраста? А то не напишешь такую очевидную мелочь потом всякие ходят и придираются. Ребенок формирует уже саму личность, это даже так и называется до личностный (до 3-х) и личностный (после 3-х) период. Личность это «Я в социуме», осознание «Я» и после этого осознание того, что есть социум (другие, точно такие же «Я») как раз и происходит во время и после кризиса 3-х лет. Соответственно в этот период формируется основная структура здания, этажи и их количество, размеры окон, толщина стен – внутренняя структура личности, принципов, ценностей, ориентиров. В это время ребенок рисует себе карту и собирает компас.
В этом интервале есть один момент – 7 лет, когда меняется качество, а не только количество изменений, которые проходит формирующаяся личность. До 7 идёт в основном формирование внутренней структуры личности, а после активно включается формирование и внешней, обращённой к социуму и социальным отношениям (в широком смысле – от класса школы, до страны, культуры нации и вообще человечества) части личности будущего взрослого.
Ну а после 12, как уже выше говорилось, формирование закончено, заканчивается детство и начинается период применения новой личности на практике, очень активного применения. Прилаживание её к миру, подтёсывание острых углов, заточка боевых орудий, упрочнение стен, мытьё окон и выращивание клумб перед парадным крыльцом. Уже-не-ребенок учится владеть тем, что у него выросло – самим собой. Это период обучения, апробирования, приспособления к самому себе и себя к миру. И конечно обретения самостоятельности и независимости от родителей – взрослости.
Вот примерно так оно и есть. Мы там начинали с чего? С воспитания, когда поздно, а когда не поздно воспитывать? Я конечно 2 страницы как бы об этом написала... но на самом деле не о том. Вообще, в идеале воспитывать ребенка вовсе не нужно. Да. Всё вот это, что выше описано, он и сам прекрасно сделает, без нашей помощи и если вы внимательно читали, то и так поняли. Главное – не мешать человеку расти, формироваться, постигать. Собственно и активная непосредственная помощь-то ему тоже не нужна, в нём эта программа заложена, прям в геноме и никуда от него не денется. Поэтому всё то, что написано выше относится не к воспитанию и поздно оно там или нет, а к тому до каких пор у родителей есть приличные шансы исправить собственные (или чужие) ошибки – то, что в ребенке было испорчено людьми или обстоятельствами.
А воспитается он сам. По образу и подобию сначала, до 3-х лет, домочадцев (включая нянь и воспитателей яслей, так что 10 раз подумаете а нужно ли оно и готовы ли вы доверить формирование фундамента личности ВАШЕГО ребенка ЧУЖОМУ не известному человеку), а затем к ним подключится близкий социум и культура среды, а позже и широкий социум и глобальная философия.
Какой вывод из всего этого? Не занимайтесь воспитанием ребенка, занимайтесь воспитанием себя любимых. Всегда, не зависимо от возраста. И всё с вашими детьми будет как надо. Всё со всеми будет как надо.