Суббота, 11 Янв 2025, 12:44
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51656


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Заботливым родителям

В каком возрасте лучше воспитывать ребенка
Существуют разные мнения относительно того, когда в воспитании ребенка становится «поздно». Причём в разных культурах в разные времена эти сроки и вообще взгляд на детство были очень разные. Ещё совсем недавно бытовало мнение, что ребенок до 3-х лет вообще «не человек», не имеет личности и поэтому совершенно не важно, что с ним в это время происходит т.к. формирование человека начинается после 3-х. А до этого только нужно и важно лишь «техническое обслуживание». Сейчас широко известно ровно противоположное мнение, что основное в человеке закладывается до 3-х лет. В плоть до утрированной идеи, что после 3-х уже «поздняк метаться», всё уже заложено и ничего не вложишь сверх того и ничего не переменишь.

Возможно, и даже весьма вероятно, что в будущем будут и другие теории (они и сейчас есть), но на данный момент педагогическая и психологическая общественность придерживается плюс-минус единого мнения на тему возрастных этапов развития ребенка. Это мнение подтверждается практикой и вполне логично обосновано, придерживаюсь его и я.

В качестве возраста, после которого воспитывать ребенка уже поздно можно назвать приблизительно 12 лет (начало пубертата). Потому что в этом возрасте ребенок перестаёт быть ребенком и становится подростком, затем юношей, а потом и вовсе взрослым. Невозможно воспитывать то, чего уже нет, а попытки это делать приводят только к проблемам. Начиная с подросткового возраста человек требует (не в смысле «ему так охота», а в смысле фактической биологической и психической данности) к себе другого отношения, не как к ребенку, и понятие «воспитание» не входит в это отношение. Поэтому постепенно, но не затягивая до совершеннолетия родители должны поменять свой подход к чаду. У них собственно нет другого выхода. Но многие сопротивляются до последнего.

Однако, несмотря на то, что это уже не ребенок, строить взрослые отношения с 12-ти лет ещё рано, потому что взрослого пока ещё тоже нет. Взрослый появится после 17-18, а то и 20 лет (не надо говорить, что некоторые и в 30 не взрослые – они взрослые, просто психически не зрелые, душевно ленивые и безответственные и это их собственная «заслуга», не оправданная физиологией или обстоятельствами). Многие родители совершают ошибку, относясь к своему 15 летнему ребенку как к взрослому пытаясь строить с ним взрослые отношения и ожидая от него взрослых реакций, такую же ошибку как те, кто относится к 15 как к ребенку продолжая воспитывать его и пытаясь что-то вкладывать.

Состояния у человека не 2 (ребенок и взрослый) их 3 – ребенок, подросток (юноша) и взрослый (на самом деле больше, там за взрослым ещё пожилой и старый – тоже разные и особые возраста, но в ту сторону мы сейчас не идём, мы про этапы становления личности). И вот этот переходный между ребенком и взрослым возраст требует своего особого отношения, он длится от 4 до 6 лет, в среднем. Это довольно долго что б дать себе труд создать отдельную систему отношений, это не кризис, это целый этап.

Так, это была маленькая агитация в пользу тинэйджеров и я уже увлеклась, вернёмся к теме. Мы сказали, что после 12 воспитывать и вкладывать поздно. Но не всё так вот одновременно и резко обрубается с пубертатном, внутри промежутка 0-12 есть свои деления, свои возраста сенситивные для какого-то развития или уже не пригодные.

Например перинатальный период, внутриутробный – как-то повлиять на психику в этот период очень и очень трудно, но то что проникает и запечатлевается у плода остаётся уже навсегда и изменить это в течении жизни будет невозможно, только скорректировать, скомпенсировать, реабилитировать до какого-то уровня, но в целом это уже останется с человеком до конца (а может и после, смотря какой теории души вы придерживаетесь). После того как человек родился всё проще и мобильнее.

Дальше можно выделить веху в 3 года (внутри которой тоже есть свои градации, но так мелко дробить мы сейчас не будем). До 3-х лет ребенок живёт во внутреннем мире и в этот период формируется ещё не личность, а только её фундамент, глубокая база на которой всё будет строится - отношение к себе, базовые понятия об окружающей среде, о поведении с самим собой и ближайшим окружением (тем окружением, которое мы, взрослые, воспринимаем как «часть себя» и утрачивая чувствуем практически физическую боль потери) и многое другое. После 3-х, когда этот период уже закончен можно сказать что какой фундамент есть, такой уже есть. Хотя он может быть местами не достроен в силу разных причин и тогда достраивается после.

Есть такое универсальное для возрастных периодов и вообще для психологических ситуаций правило: чем хуже проблема, тем сложнее её «подвинуть». Т.е. если в возрасте до 3-х была нанесена жёсткая травма (клиническая смерть, сексуальное насилие, длительная и травматическая материнская депривация (неблагополучное сиротство) и т.п.), то изъять последствия полностью не возможно, а что б подвинуть их в приемлемый спектр, скорректировать, нужны особые, грамотные и целенаправленные усилия без гарантий результата. И чем легче травма или деформирующий психику фактор, тем проще его двигать вплоть до полного вытеснения из области негативного влияния на человека.

В реальности так получается, что подобная коррекция, «подвигание» и вытеснение происходит обычно уже после того, как возраст формирования закончен, зачастую вообще только во взрослом возрасте люди обращаются к своей детской проблеме и вытесняют её, избавляются от негативного влияния (обычно с профессиональной помощью, практически никогда не работает «помоги себе сам», это как аппендикс себе вырезать – даже и не видно толком что там в животе руки делают). Этот факт не позволяет утверждать что «после 3-х уже поздно что-то менять». Не поздно – можно очень многое сдвинуть в положительную сторону. Но законы физики таковы, что в отрицательную сдвинуть легче - в низ оно само падает, а вверх поднять это трудится надо, но об этом как-нибудь в другой раз... Я всё время пишу о том, как люди портят то, что имеют и как бы им этого не делать.

Итак, идём дальше. После 3-х и до 12 (все понимают, что это условные, примерные возраста? А то не напишешь такую очевидную мелочь потом всякие ходят и придираются. Ребенок формирует уже саму личность, это даже так и называется до личностный (до 3-х) и личностный (после 3-х) период. Личность это «Я в социуме», осознание «Я» и после этого осознание того, что есть социум (другие, точно такие же «Я») как раз и происходит во время и после кризиса 3-х лет. Соответственно в этот период формируется основная структура здания, этажи и их количество, размеры окон, толщина стен – внутренняя структура личности, принципов, ценностей, ориентиров. В это время ребенок рисует себе карту и собирает компас.

В этом интервале есть один момент – 7 лет, когда меняется качество, а не только количество изменений, которые проходит формирующаяся личность. До 7 идёт в основном формирование внутренней структуры личности, а после активно включается формирование и внешней, обращённой к социуму и социальным отношениям (в широком смысле – от класса школы, до страны, культуры нации и вообще человечества) части личности будущего взрослого.

Ну а после 12, как уже выше говорилось, формирование закончено, заканчивается детство и начинается период применения новой личности на практике, очень активного применения. Прилаживание её к миру, подтёсывание острых углов, заточка боевых орудий, упрочнение стен, мытьё окон и выращивание клумб перед парадным крыльцом. Уже-не-ребенок учится владеть тем, что у него выросло – самим собой. Это период обучения, апробирования, приспособления к самому себе и себя к миру. И конечно обретения самостоятельности и независимости от родителей – взрослости.

Вот примерно так оно и есть. Мы там начинали с чего? С воспитания, когда поздно, а когда не поздно воспитывать? Я конечно 2 страницы как бы об этом написала... но на самом деле не о том. Вообще, в идеале воспитывать ребенка вовсе не нужно. Да. Всё вот это, что выше описано, он и сам прекрасно сделает, без нашей помощи и если вы внимательно читали, то и так поняли. Главное – не мешать человеку расти, формироваться, постигать. Собственно и активная непосредственная помощь-то ему тоже не нужна, в нём эта программа заложена, прям в геноме и никуда от него не денется. Поэтому всё то, что написано выше относится не к воспитанию и поздно оно там или нет, а к тому до каких пор у родителей есть приличные шансы исправить собственные (или чужие) ошибки – то, что в ребенке было испорчено людьми или обстоятельствами.

А воспитается он сам. По образу и подобию сначала, до 3-х лет, домочадцев (включая нянь и воспитателей яслей, так что 10 раз подумаете а нужно ли оно и готовы ли вы доверить формирование фундамента личности ВАШЕГО ребенка ЧУЖОМУ не известному человеку), а затем к ним подключится близкий социум и культура среды, а позже и широкий социум и глобальная философия.

Какой вывод из всего этого? Не занимайтесь воспитанием ребенка, занимайтесь воспитанием себя любимых. Всегда, не зависимо от возраста. И всё с вашими детьми будет как надо. Всё со всеми будет как надо.
Категория: Заботливым родителям | Добавил: ZarZar (05 Окт 2012)
Просмотров: 716 | Теги: РЕБЕНКА, возрасте, лучше, воспитывать, каком | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
11 Янв 2025
12:44


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz