Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте
В любом возрасте, на любом этапе своего развития человек стремится к самостоятельности. А уж о подростках и говорить не приходится. Нижеследующая информация об этапах развития самостоятельности и их типичных проявлениях поможет Вам лучше понять ваших учеников, объяснить причины их не всегда разумного поведения. Будьте внимательны к своим воспитанникам, помогите им успешно развить свою самостоятельность и они ответят Вам благодарностью. Этапы развития самостоятельности Типичные проявления 1-й этап
5-й класс
«Нужна ли мне самостоятель- ность? • Становится непослушным и негативным • Сопротивляется проявлению заботы и контроля • Детские желания и поступки Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: • терпеливо проявлять внимание, участие • акцентировать внимание на положительных качествах • осуществлять поддержку • повышать уверенность в себе • обсуждать начало взросления.
2-й этап
6-7-й классы
«Требую самостоятель- ности, хотя не знаю, что это такое» • Борется за свою независимость •Закрывается в комнате, развешивает постеры • Настаивает на правах, игнорирует обязанности • Часто не следит за своей речью, может обидеть Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: • обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей) • сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка • прощать и отделять реальные чувства от слов осуществлять поддержку
3-й этап
8—9-й классы
«Пробую быть самостоятель- ным, хотя не очень умею»
• Есть свое мнение, не всегда верное • Считает именно свое мнение истинно верным • Не считается с мнением родителей • Поступает так, как хочет • Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.) • Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности) Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: • аргументировать запреты • обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое) • считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим) • не считать свою позицию на 100% правильной • поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе) • не ругать ею друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился • в спорах пытаться договориться 4-й этап
9-11-й классы
«Проявляю самостоятель- ность»
• Прислушиваются к мнению родителей • Сами просят советов • Понимают свои реальные возможности • Пытаются сами договориться • Воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания • Действуют самостоятельно • Переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа) Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: • поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действию, еще большим успехам) • предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь • минимизировать контроль • быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям