Внеклассное чтение. Польза для ребенка или прихоть учителя?
В конце учебного года, как правило, детям дают перечень книг на лето. Иногда это довольно внушительный список. А ведь многие дети хотят читать книги, которые не входят в список школьной программы. Как успеть прочитать за лето и то, что хочется, и то, что нужно? Ваша главная задача на лето – не освоить с ребенком весь список литературы, а показать, что чтение – это очень интересно. Каждая прочитанная книга – ступенька вверх в развитии ребенка, в познании окружающего мира и самого себя. Для ребенка любого возраста можно подобрать книгу, которая покажется интересной и близкой и, возможно, заложит желание и потребность читать в будущем. Летний список литературы условно можно разделить на две части: книги для души и книги, которые необходимо прочитать по школьному списку классного и внеклассного чтения. Так как в настоящее время есть несколько вариантов программы по литературе, то в разных школах список книг тоже разный и нужно в первую очередь ориентироваться на требования учебного заведения, в котором учится ваш ребенок. Если книг на лето уж слишком много Дети читают по-разному. Кто-то быстро и с удовольствием, кто-то медленно и с неохотой. Хорошо, если сын или дочь легко справляются со списком литературы и он не кажется им непосильным грузом. Иногда перечень обязательных и рекомендованных произведений для внеклассного чтения настолько велик, что впору задуматься: когда ребенку все успеть? Ведь летом нужно и отдохнуть от занятий! Если заданный объем кажется вам непомерно большим, сначала «рассортируйте» произведения. Начать лучше с самых интересных для ребенка книг – с занимательным сюжетом – и написанных легким для восприятия языком. Постарайтесь поговорить о прочитанном. В непринужденной беседе легче научить ребенка «погружению» в мир художественного произведения. О чем книга? Какие эпизоды запомнились? Легко читалось или нет, почему? Понравилась книга или не понравилась? Почему герой поступил так или иначе? Ответы на эти вопросы вместе с пересказом отдельных страниц помогут не только запомнить прочитанное и разобраться в нем, но и будут способствовать развитию речи, умению правильно формулировать свои мысли, анализировать. С детьми среднего и старшего возраста уже можно обсуждать особенности авторского стиля, сравнивать произведения с экранизацией, сопоставлять художественный текст с историческими фактами, находить интересные детали. Во вторую группу должны войти произведения, обязательные для изучения на уроках и большие по объему. Их летом прочитать гораздо проще, чем во время учебного года, когда дни предельно насыщены. А вот короткие рассказы можно оставить на потом, даже на учебное время, если летом ребенок не успеет или не захочет их прочесть. Если посчитать страницы Конечно, хочется, чтобы времени хватило на все. Велик соблазн суммировать все страницы и равномерно распределить книги на лето «по столько-то страниц в день». На практике это не получается по многим причинам. Правильнее и проще взять за правило читать каждый день, сегодня больше, завтра меньше, но систематически. Пусть ребенок читает тогда, когда хочет: утром после завтрака, днем или вечером перед сном. Главное, чтобы он имел возможность сосредоточиться на чтении и его не отвлекали разговоры взрослых или работающий на полную громкость телевизор. Если есть возможность, устройте ему уютное местечко на открытом воздухе, в саду или на террасе. Не стоит гнаться за количеством страниц! Ведь их и прочитать можно по-разному, и, что еще страшнее, при подобном подходе можно вообще невзлюбить чтение как таковое. Не существует единых норм, сколько школьник в том или ином возрасте должен читать ежедневно, и рекомендации тут индивидуальны. Конечно, если для начальной школы 15–20 минут – вариант нормы, то для учащихся средней и старшей школы это недопустимо мало. Дети, которые любят читать, читают много, не глядя на часы. Если ваш ребенок не из их числа, старайтесь, чтобы он читал ежедневно посильную для него норму, которая может меняться в зависимости от обстоятельств и настроения. Если читают, да не то Если ребенок увлекается чтением «для души» и предпочитает книги, которые ему кажутся интереснее предложенного списка литературы для внеклассного чтения, не стоит категорически запрещать их до тех пор, пока «не сделает то, что нужно». Сейчас огромное количество как классической, так и современной литературы, отечественной и зарубежной, привлекает своим разнообразием самого взыскательного читателя любого возраста. Во-первых, можно чередовать «обязательную» и «необязательную» литературу, во-вторых, любовь к чтению нельзя привить жестким ограничением числа предложенных книг. Главное – не отбить охоту к чтению. Если читательские интересы ребенка кажутся вам весьма далекими от совершенства, постарайтесь прививать вкус к хорошей литературе подбором книг, проверенных временем и не од- ним поколением читателей. ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ Чтение вслух по 10 минут в день значительно улучшает скорость и качество чтения. Следите только, чтобы слова произносились правильно и четко, чтобы ребенок читал осознанно, мог ответить на вопросы по тексту. Часть произведений можно прослушать в аудиозаписи, только не злоупотребляйте: аудиокассета никогда не заменит книгу, прочитанную ребенком самостоятельно. Просмотр фильма по книге – аварийный выход из ситуации во время учебного года, но никак не полноценная замена произведению. Не приучайте ребенка к этому! Постоянно пополняйте библиотеку школьника, в течение учебного года это пригодится. Если 10–14-летний ребенок не любит читать, возможно, ему просто не попадалась хорошая, интересная литература. Попробуйте предложить ему следующие книги... Классическая литература: В. Драгунский. «Денискины рассказы» Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома» Жюль Верн. «Дети капитана Гранта» Ю.Олеша. «Три толстяка» Л. Лагин. «Старик Хоттабыч» В. Губарев. «Королевство кривых зеркал» Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных» Д. Лондон. «Белый клык» М. Рид. «Всадник без головы» Дж. Ф. Купер. «Зверобой, или Первая тропа войны». Современная литература: Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот» С. Козлов. «Ежик в тумане» Д. Варденбург. «Приключения Ульяны Караваевой» Дж. Роулинг. «Гарри Поттер» В. Крапивин. «Мушкетер и фея» Л. Сникет. «Гадкий городишко» Л. Бессон. «Артур и минипуты» К. Булычев. «Древние тайны» С. Лем. «Приключения Йона Тихого».