Пятница, 08 Ноя 2024, 19:04
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 58
Гостей: 58
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Экономическая социология

Дисциплина труда
Дисциплина труда – система санкций за нарушение трудового распорядка, оговоренного в контракте, заключенном между работником и работодателем.

Это интегральный показатель, в обобщенном виде отражающий состояние дел на предприятии, но прежде всего – организацию труда и отношение людей к работе.

Слово «дисциплина» происходит от латинского discipulos и discere. С момента рождения мы становимся «учениками» окружающей нас социальной среды, выучивая все новые виды «порядка», которые интегрируют наши способы поведения. Это происходит, начиная с дисциплины принятия пищи, функции выделения, движений локомоторных и хватательных через дисциплину высшей формы движения: речи, благодаря которой мы усваиваем готовую систему видения окружающего мира, мышления и чувствования, и до всякого рода порядка, социального, познавательного, эстетического, морального и т.д., с которым мы сталкиваемся в течение нашей жизни и которым подчиняемся[1].

Трудовая дисциплина – один из важнейших, если не самый главный, элементов организации трудовой деятельности больших масс людей. Дисциплина может принимать личный характер надзора управляющих за группой работников, будь то рабы или вольнонаемные работники, и применение соответствующих санкций к нарушителям норм. Однако подобное возможно в небольших трудовых организациях. В крупных же она принимает безличный характер в виде свода правил, инструкций и требований, регламентирующих не только и не столько поведение людей, сколько взаимоотношения между определенными позициями (статусами, должностями).

Дисциплина труда – точное выполнение каждым участником совместной работы своих функций и обязанностей, строгое соблюдение установленных в организации требований и правил, определенную степень ответственности за их исполнение. Она выража­ется в подчинении единому режиму деятельности и общему руководству, в регулярности и согласованности совместных действий. Дисциплина – неотъемлемая черта всякого спосо­ба производства, коль скоро он должен приобрести харак­теристики устойчивости и независимости от простого случая или произвола.

Дисциплина труда – широкое понятие, оно включает в себя трудовую, производственную и технологическую дис­циплину. Трудовая дисциплина – выполнение правил внут­реннего распорядка, режима работы предприятия (цеха, бригады). Ее нарушениями считаются прогулы, опоздания, преждевременные уходы с работы, появление на работе в нетрезвом виде, нарушения порядка и т. д. За нарушение трудовой дисциплины, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить к нему дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения в соответствии с законодательством о труде. Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, соответствующими уставами и положениями о дисциплине, запрещено.

Обобщенным по­казателем состояния трудовой дисциплины выступает струк­тура потерь рабочего времени, совокупный (на предприятии) и единичный (на одного работника в промышленности) объем потерь. Под структурой потерь подразумевается рас­пределение потерь рабочего времени по видам нарушений трудовой дисциплины. На обследованных Ю.П. Сосиным предприятиях Красноярского края структура потерь выгля­дела так: на прогулы приходилось 37–45% потерь рабочего времени, на невыходы с разрешения администрации – 33–35, на внутрисменные и целодневные простои – 30–31%. В структуру потерь следует также включить опоздания, отлуч­ки или преждевременные уходы с работы, которые, по дан­ным В.С. Афанасьева, превышают число прогулов в 5–10 раз. Нерациональное использование рабочего времени заставляет руководителей предприятий держать лишний пер­сонал. Проявляется тенденция создания «резерва» рабочей силы для компенсации недостатков в организации труда и производства. Возникает своеобразное «равновесие нерацио­нальной организаций производства»: на предприятии одно­временно существуют и дефицит, и переизбыток рабочей си­лы. А уравновешиваются они тем, что постоянно снижается коэффициент сменности оборудования. Предприятие вынуж­дено работать в одну смену.

Случаи нарушения трудовой дисциплины классифициру­ются и другими способами. В частности, прогулы можно характеризовать по длительности и повторности. В первом случае выделяются однодневные и многодневные прогулы, во втором — разовые (если в течение года работник совер­шил только один прогул) и повторные (два и более раз). Наибольший вред производству наносят прогулы повторные и длительные. Удельный вес многодневных прогулов обыч­но достигает 50–70% от общего числа прогулов[2].

Помимо трудовой дисциплины в социологии различают также производственную и технологическую. Нарушениями производственной дисциплины, считается небрежное хранение и неэффективное использование материалов, сырья, топли­ва, поломки по вине работника оборудования и инструмен­тов, невыполнение производственного задания, халатное вы­полнение своих обязанностей и другие упущения в работе. Технологическая дисциплина включает в себя соблюдение технологии, стандартов, нормативов, технических условий производства, технологического режима, норм расходов ма­териалов и сырья. Нарушениями считаются несоблюдения технологии, ведущие к браку, снижению качества продукции.

Уровень дисциплины на предприятии определяется рядом причин. Это прежде всего технико-организационные условия производства: уровень механизации и автоматизации, орга­низация труда, обеспеченность оборудованием и материала­ми, ритмичность технологического цикла, содержание труда, принципы оплаты. Важным фактором дисциплины труда выступает персонал предприятия: отношения между работ­никами, стиль и методы руководства, уровень доверитель­ности в отношениях между руководителями и подчиненны­ми. Существенное влияние оказывают характеристики работ­ника — уровень квалификации и образования, потребности и интересы, отношение к труду, моральные принципы.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. ленинградскими социоло­гами, а затем специалистами из других промышленных цент­ров была выявлена любопытная закономерность: кривая на­рушений трудовой дисциплины неуклонно стремится вверх по мере ослабления ритмичности выпуска продукции. Ста­тистическое подтверждение получила гипотеза о том, что одним из решающих факторов дисциплины служит органи­зация труда и производства. На участках, где особенно часто были сбои в снабжении, простои и прогулы, число наруши­телей превышало нормальный уровень в 2 раза. По данным исследования И.А. Филатова и В.Н. Турченко, там, где простои увеличивались по не зависящим от работника при­чинам в 2 раза, потери по вине рабочих возрастали в 6,3 раза.

Плохая организация прямо влияет на производительность труда. В условиях аритмии рабочие заранее готовятся к не­избежной штурмовщине в конце месяца (квартала): рабо­тают с прохладцей, попутно создают запас деталей, сырья и материалов. Нарушители дисциплины рассуждают примерно так: в начале месяца, когда идет раскачка и нет работы, можно заняться и своими делами. Действительно, если почти половину нарушений дисциплины администрация оставляет без внимания, то незазорным считается и прогулять. Но прогулять так, чтобы это не было зафиксировано никем. В результате число отлучек с рабочего места без разрешения администрации в 20 раз превышает численность прогулов, простоев и неявок с разрешения руководителя (сравнива­лись экономические потери). Причем нарушения никак не отражались на зарплате рабочих. Администрация же, не су­мев должным образом организовать работу, лишилась воз­можности применить предусмотренные законом санкции.

Социологи обнаружили еще одно закономерное явление и назвали его фактором «эскалации нарушений». Производ­ственная аритмия, авралы и штурмовщина, по мнению Б.Н. Колодижа, создают отрицательный эмоциональный фон, ведут к физической и нервной усталости, психологичес­ким срывам, требуют разрядки, которая зачастую проявля­ется в неумеренном потреблении алкоголя. После организа­ции труда пьянство является вторым по важности фактором потерь рабочего времени. Штурмовщина в конце месяца требует дополнительных физических и нервных затрат. Про­изводительность труда после выдачи зарплаты снижается на 15–30%. В основе феномена эскалации нарушений ле­жит попустительство прогульщикам в начале месяца – своеобразная компенсация за дезорганизованность произ­водства, которое вызывает вторичные нарушения в середине и конце месяца уже по вине рабочих.

Парадокс производственной аритмии заключается не только в формировании сознательной установки на ослабле­ние интенсивности труда (работу вполсилы) в начале и се­редине месяца и запасе деталей в расчете на сверхурочные и аккордные выплаты третьей декады. Это, так сказать, его поведенческая компонента. Не менее важна и структурная компонента, касающаяся социальных факторов производи­тельности. Оказывается, реальные сбои в работе предприя­тия, как правило, только на 20—30% связаны с внешними причинами, недостатками в снабжении, а на 60–70% – с внутриколлективными факторами. Такова статистическая картина. Однако, по мнению руководителей предприятий, ситуация выглядит иначе: примерно в 60–70% случаев при­чиной выступают внешние, не зависящие от предприятия факторы, например сбои в поставках сырья и комплектую­щих. В данном случае срабатывает известный механизм мотивации: поскольку за положение дел на предприятии руководитель несет личную ответственность, постольку ука­зывать на внутренние причины означает косвенное призна­ние в собственном неумении организовать производство. Перенос ответственности на «объективные» обстоятельства автоматически подразумевает снятие личной вины.

Итак, неритмичность производственного процесса обусло­вливает почти 70% всех потерь рабочего времени и снижает производительность труда в среднем на 20%. В 1980-е гг. об­наружились новые тенденции. Если в 1970-е гг. максимум про­гулов приходился на первую декаду месяца, то в 1980-е гг. – на третью. Урон производству возрос, так как в первой декаде выполняется минимум задания, а в третьей – макси­мум. Если в 1970-е гг. основными прогульщиками являлись мо­лодые рабочие низкой квалификации, то в 80-е гг. средний возраст нарушителей, уровень их образования и размер за­работной платы, по данным В.С. Афанасьева, увеличились[3].

Соответственно росту общего образования должны ме­няться и дисциплинарные меры, применяемые к нарушите­лям. Иными словами, руководитель обязан переориентиро­ваться с директивных на экономические и социально-психо­логические методы воздействия. Однако в реальности подоб­ный сдвиг происходит крайне медленно: на большинстве предприятий практикуются авторитарные – явные или скрытые – методы руководства. Они получили название «властной мотивации», которая основывается главным обра­зом на принуждении. Возникает «эффект бумеранга», впер­вые обнаруженный еще в 1930-е гг. в ходе Хоторнских экспе­риментов: чем больше усиливаются формальные правила, тем чаще возникают их нарушения, а чем больше наруше­ний, тем чаще приходится придумывать новые формальные правила на санкции. При подобной практике на советских предприятиях число нарушений не сокращалось, но остава­лось либо стабильным, либо возрастало.

К «властной мотивации» как средству укрепления дис­циплины руководители прибегают обычно не из склонности лишний раз покомандовать, а по причине своей некомпетент­ности. В 1920-е гг. феномен «властной мотивации» описал со­ветский нотовец Ф. Дунаевский. В 1980-е гг. ситуация не из­менилась: по данным Ю.П. Сосина, четверть руководящих работников в промышленности Красноярского края не имели специальной подготовки. По мнению самих рабочих, этот показатель должен быть еще выше: только 33% опрошенных твердо убеждены в том, что непосредственный руководитель умеет правильно организовать производство.

Проблема оптимизации социальных факторов, влияющих на производительность труда, разумеется, не сводится к сто­процентному искоренению негативных явлений на предприя­тии. Этого достичь, видимо, невозможно. Правомерно ставить вопрос о достижении какого-то минимального, произ­водственно необходимого уровня. Причем, если минимизация внешних негативных факторов, скажем, социальной неодно­родности труда, гуманизация его содержания, неритмичного снабжения зависят от уровня развития всего народного хо­зяйства, то минимизация внутренних неблагоприятных тен­денций достигается прежде всего на самом предприятии.
Категория: Экономическая социология | Добавил: Dimon4uk (01 Мар 2012)
Просмотров: 929 | Теги: труда, Дисциплина | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
19:04


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz