Грамматическая тема: Звук и буквы Аа. Письмо Аа. Лексическая тема: Как мы ездили в аул Цели и задачи урока: Образовательная: познакомить со звуком [а], буквами "А", "а"; формировать умение выделять звук [ а] из речи.; Развивающая: развивать фонематический слух, внимание; умение слушать и слышать (аудирование), логическое мышление, речь; прививать интерес к чтению Воспитательная – воспитывать эстетические чувства детей, взаимовыручку, формирование ЗОЖ; Оборудование: презентация к уроку, рисунки, произведения К.И.Чуковского Ход урока 1. Организационное начало Звучит музыка, учитель в руках держит коробку, читает стихотворение. Учитель: Оглянись вокруг и увидишь ты вдруг, Что много чудес на свете. Рады им все, рады всегда И взрослые, и дети. Здравствуйте, дети. Тсс, слышите?! Чудеса начинаются. Я открою вам тайну, эта коробка волшебная. Мне ее подарила волшебница, ведь я с ней дружу. Давайте посмотрим, что лежит в моей волшебной коробке. Это письмо. Интересно от кого оно?(рисунок доктора Айболита) Здравствуйте, дети. Я желаю от души Вам здоровья, малыши! Чтоб прививок не боялись. Ежедневно закалялись, Чтоб не мучил вас бронхит. Добрый доктор…
А ещё я хочу, чтобы вы выучили мою любимую букву. Но сначала ответьте на мои вопросы. 2.Актуализация опорных знаний. - Какой бывает наша речь? Что мы произносим, когда говорим? На какие две группы делятся все звуки? Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными? 3.Постановка темы и цели урока. -Мы много говорили о звуках, путешествуя по стране Звуков, а с сегодняшнего дня будем знакомиться с буквами и отправимся мы с вами в волшебную страну Букв. А поможет нам в этом Букварь 4. Работа над новым материалом. Фонетическая зарядка. -Что произносит больной, когда врач осматривает его горло? -Язычок встречает преграду или нет? -Этот звук можно петь? Каким цветом мы обозначим его в схеме? -На что похожа буква А? Знакомство с новой буквой. - Кто знает эту букву? Найдите её в домике для букв. -Она обозначает гласный звук [а], который может быть ударным или безударным. Создание образа буквы (на ,что похожа буква?) Вот два столба наискосок, А между ними поясок, Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква … №1 №2 №3 Физминутка Поработали, ребятки, А сейчас – все на зарядку! Тихо встаньте, улыбнитесь, Все в зверюшек превратитесь Сколько в класс пришло зверей, Не узнать моих детей! Кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто кот, кто птичка? Веселее в пляс пускайтесь, веселиться не стесняйтесь! Работа в прописи Рассматривание образца, графический анализ (№2) Письмо в воздухе Работа на кальке Письмо в прописи. - Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я, друзья, от Вас не скрою – ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. Гимнастика для пальцев, для глаз А сейчас мы будем искать этот звук в словах. Игра на развитие фонематического восприятия. -Хлопните в ладоши, если услышите звук [а] в слове (№ 3) (лук, слива, абрикос, апельсин, тыква, лимон, перец, арбуз, киви) - Назовите слова, в которых звук [а] был бы в начале, в середине, в конце слова. Ребята, доктор Айболит хочет узнать у нас, полезны или вредны для нашего организма изображённые ягоды, фрукты, овощи? Беседа по иллюстрации к сказке Корнея Чуковского «Айболит» 5.Закрепление изученного. Работа с печатным текстом. Игра «Найди букву в слове» - Обведите красным карандашом букву [а] в словах. Время пошло! (Акула, аист, юрта, ананас, архар, мак, река, Айболит, аул) -Работа с читающими детьми - Ребята, у вас на партах лежит листок с отрывками из сказки Корнея Чуковского Айболит» Прочитайте, подчеркните букву [А, а] во всех словах, где она есть. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок. И медведица! И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!» И пришёл к Айболиту барбос: «Меня курица клюнула в нос!»
VI. Итог урока. Рефлексия. - С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились? - Какой звук она обозначает? Понравился ли вам урок? Что нового для себя узнали? Вручение наград за активную работу. Угощение от доктора Айболита (арбуз) - До встречи в стране Букв!