1-ый класс "Математика. Вспоминаем, повторяем по теме: Как устроены числа".
Цели урока: Закрепить название, последовательность и запись чисел от 11 до 20. Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10; решать текстовые задачи. Познакомить учащихся с птицами Якутии (стерхом, розовой чайкой, клестом). Развивать внимание, мышление, математическую речь учащихся. Воспитывать нравственные качества, бережное отношение к природе, интерес к родному краю.
Вид урока: закрепление знаний.
Тип урока: интегрированный.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: деятельностный, проблемный, коллективный диалог.
Информационное сопровождение урока: презентация. Ход урока 1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок И позвал нас на урок. Будем думать, рассуждать И друг другу помогать 2. Актуализация знаний.
– Сегодня на уроке нам предстоит закрепить все, что мы изучали на последних уроках математики.
– Прочитайте числа: 20 и 2; 40 и 4; 60 и 6.
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– О чем мы будем говорить на уроке?
(Вспоминать, повторят.)
– Урок у нас будет необычным. Мы отправимся с вами в экспедицию.
– Кто знает, что такое экспедиция?
– Экспедиция будет заочная, но я думаю, что и в такой экспедиции можно для себя сделать какие-то открытия.
– А где будет проходить наша экспедиция, мы узнаем расшифровав слово.
(Дети выполняют задания. На слайде выплывают буквы. 8 – Я, 7 – У. 3 – И, 5 – Т, 6 – К, 9 – Я ЯКУТИЯ) 5 увеличить на 3; первое слагаемое 3, второе слагаемое 4, найдите сумму; На сколько 7 больше 4; Уменьшаемое 8, вычитаемое 3, найдите разность; 9 уменьшить на 3; 6 увеличить на 3.
– Прочитайте слово, которое у нас получилось.
– Мы с вами живем в Якутии и стараемся узнать как можно больше о своей республике. А Якутия наша богата и во многом ещё не изученный край.
– Чем богата Якутия?
(Полезными ископаемыми, природой)
– Все, кто бывает в Якутии, говорят об удивительной красоте нашей природы. Посмотрите на пейзажи нашей природы. (Показ нескольких слайдов)
– Но кого-то здесь не хватает? (Животных, птиц, насекомых)
– Решите задачу.
Под шатром ветвистой ели Белка сделала качели. И на Белкины качели Собрались лесные звери: Заяц, куница, Рыжая лисица, Еж и шестеро зайчат – На качели все спешат. Вы, ребята, не зевайте, Всех зверей пересчитайте. (1+1+1+1+6=10) 3. Работа по теме урока.
А) Сегодня нас ждет встреча с удивительными птицами.
– Но сначала необходимо выполнить задание.
– Откройте учебник.
№1 с. 32 – Запишите цифрами:1 десяток – это….. 5 десятков – это…. 3 десятка – это….. 9 десятков – это…
№ 3 С.32.
– Назовите предыдущее и следующее число.
– Мы узнаем о редкой птице – стерх.
У якутов эта величественная птица самая почитаемая с давних времен. О ней сложены легенды, стихи, она олицетворяет красоту. Птиц этих очень мало осталось на Земле, поэтому они занесены в Красную книгу. На зимовку они улетают в Китай, а весной возвращаются к нам в Якутию и выводят своих птенцов.
– Сейчас мы попробуем выяснить, почему этих птиц остается все меньше и меньше. Решив примеры первого столбика, вы узнаете, сколько яиц откладывает стерх, а ответы примеров второго столбика расскажет, сколько птенцов выживает. Пока ребята решают примеры, все остальные выполняют №2.
– Можете ли вы назвать причину маленького количества стерхов?
– Но это только 1 причина, другая причина в том, что стерхи очень осторожные птицы, не любят, когда их беспокоят. Если человек близко подходит к гнезду, они могут улететь и больше не вернуться к своему гнезду. Стерхи живут парами и гнезда делают друг от друга на расстоянии 5 км. Селятся они на болотах и около озер.
Физкультминутка
Журавли летят Крыльями машут. Склонились над водой Качают головой. Гордо и прямо умеют держаться И тихо на воду садятся.
– Что вы узнали о стерхах? Где они селятся?
Б) Следующее задание приведет нас еще к одной редкой птице.
№4 с. 32
– Запишите числа цифрами. Поставьте знак больше или меньше.11… 12 15…25 13…12 41…14
– Розовая чайка живет на севере Якутии в тундре. Там она гнездится, а на зиму кочует не на юг, как все птицы, а на север, в Арктику, на Северный Ледовитый океан. Розовая чайка птица небольшая, чуть больше голубя. Встречается очень редко, занесена в Красную книгу. Чтобы увидеть эту птицу, ученые, журналисты отправлялись на Север в экспедиции. А увидев, назвали эту птицу жар – птицей Севера. Что– то сказочное есть в этих словах. А ведь действительно похоже на сказку, когда среди ледяного безмолвия пролетает стайка птиц с розовым оперением. Птицы стараются поселиться подальше от людей. Они гнездятся на кочках, около озер по несколько семей.
– Составьте задачу по иллюстрации.
“На первом озере поселилось 7 семей, а на другом на 2 больше. Сколько семей поселилось на втором озере?”
– Запишите решение разрезными цифрами.
– О чем вам рассказала эта задача? (Чайки могут жить по несколько семей)
– Но у каждой пары чаек есть свое гнездо. Сколько же яиц откладывают эти редкие птицы?
– Подскажут вам эти выражения.5 +…=8 6+…=9 8-…=5
– Какое число вставили в выражение?
– Сколько яиц в гнезде у жар-птицы Севера? (3)
– Существует легенда, что когда розовых чаек убивают, то их оперение белеет. С каждой капелькой пролитой крови уходит необыкновенная красота оперения этой птицы.
В) №5 с.33 (по вариантам)
– Запишите числа в порядке увеличения. (Взаимопроверка)
– Это птица – клест. Её можно встретить в наших хвойных лесах. Она не больше воробья, но очень отважная, так как выводит своих птенцов в самое холодное время – в январе. Питаются они семенами шишек елей и сосен, а чтобы достать семена, есть специальный инструмент – их крестообразный клюв. Самка высиживает яйца, а самец кормит её, а затем и вылупившихся птенцов.
– Где живет клест? 4. Самостоятельная работа.
№6 с.33. Каждый выберите для себя один столбик примеров.