ема урока: Местоимение как часть речи. Цели: обучающиеся должны иметь представление местоимении, как о самостоятельной части речи, его роли в речи; должны уметь распознавать местоимение в тексте, правильно употреблять их, заменять имя существительное местоимение соответствующего рода; способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфической письменной речи, обогащению словарного запаса, наблюдательности, вниманию, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; способствовать воспитанию самостоятельности, чувство сопереживания друг за друга, уважительное отношение друг к другу Ход урока. 1.Орг.момент. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Соберёте много знаний, Если приложить старанье. 2. Вводная беседа.( Слайд) -Ребята, а вы любите тайны, приключения, древние истории о жизни наших предков? -А откуда мы можем узнать о прошлом? (из книг, летописей, музеев, рукописей, археологических раскопок). - Сегодня на урок археологи прислали нам старинную рукопись, (слайд ) но, к сожалению, прочитать её невозможно, так как часть слов не сохранена и есть неизвестные символы и знаки. Хотели бы вы разгадать эту тайну? Но нам придётся немало потрудиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата. - Давайте проведём научное исследование и расшифруем тайну древней рукописи. - Прежде всего, как положено, запишем в тетради дату и место нашего исследования (Слайд , число, классная работа) 3. Минутка чистописания - Перед тем, как выяснить значения символов, потренируемся в написании букв. (слайд). 4. Словарная работа. (слайд) -Учёный предлагает нам узнать новые словарные слова. Какие слова мы называем словарными? -Ребята, а кто такие археологи? ( слайд ) Из толкового словаря найти Археолог – человек, который изучает быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам, рукописям, легендам. - Чем они пользуются на раскопках? (слайд) лопата, кисточка, Слова на ассоциацию- археолог - Что прислали нам археологи на урок? (слайд) рукопись - Какое это слово? Сложное Почему? Состоит из двух корней 5. Работа над темой. - А где хранятся найденные археологами старинные вещи, рукописи, документы? Правильно, в музеях. -Прочитайте текст об одном из них. (Слайд - Не заметили ли вы в тексте какой-либо недочёт? (повторы) - Как его можно исправить? (заменить слова) - Какие бы слова вы использовали? ( слайд) - Давайте спишем исправленный текст. - Вместо какой части речи мы использовали эти слова? (Вместо существительного музей) - Значит есть такая группа слов, которая употребляется вместо имени существительного. Эта группа является частью речи. Как вы думаете, как она называется? (местоимение). Тема нашего урока местоимение. - Ребята, а может быть это и есть та часть речи о которой говорится в грамоте? Проверим? ( слайд) - Но посмотрите здесь стоит запятая, значит фраза не закончена.
- А для чего служит местоимение? ( слайд )(заменяю имена существ) - Продолжим наше исследование. ( слайд послание от археологов)
-Послушайте сказку, она вам поможет продолжить расшифровку послания. Сказка «Достойная замена» см. Волина «Весёлая грамматика» с.206
- Теперь мы можем продолжить фразу в нашей рукописи. Какую роль выполняют местоимения? ( указывают на лицо или предмет, но не называют его) ( слайд) но и тут стоит запятая, значит мы ещё не всю рукопись расшифровали. - Попробуйте применить свои знания. Найдите местоимения. ( слайд)
Давайте их запишем. (они, оно, мы, он, я, ты, вы, она,) Самопроверка (слайд Молодцы. 6. Физминутка. Ребята, что изображено на экране? (точка). Если вы сможете заменить её местоимением, то мы сможем с ней поиграть. Следите за красной точкой только глазками, головой вертеть не надо. (слайд) 7. Работа с учебником. ( слайд ) - откройте учебник на стр 78 №280 (устно) - Можно ли узнать по местоимения о ком или о чём идёт речь? (Нет они лишь указывают на предмет, но не называют его) правило с 78 рассказать в парах
- С помощью каких местоимений человек указывает на самого себя?(я, мы) - А на того к кому обращаемся? (ты, вы) - На того о ком говорим собеседнику? ( он, она, оно, они) (слайд)
- Сравните местоимения в 1 и 2 столбике. Что вы заметили? (ед и множ) - Но по числам местоимения не изменяются. Каждое местоимение может употребляться только в форме единственного или множественного числа.
(Слайд 28) Личные местоимения различаются по лицам. - Какие грамматические значения имеют местоимения? ( число и лицо) Посмотрим, может это и есть конец рукописи? (слайд 29)
8.Вывод. - Итак, рукопись расшифрована. А в нашем учебнике есть современный перевод рукописи. Стр 78 правило 2 Так что такое местоимение? (слайд 29) не убирать. Это постоянные признаки, а есть непостоянные, о них мы будем говорить на следующих уроках. Выполнение упр 281, стр79 Работа с деформированными предложениями 9. Закрепление. Слайд -Найди четвёртое лишнее и объясни. - Ребята, археологи благодарят вас за оказанную помощь и в подарок дарят вам памятки. По ней вы легко выучите лица местоимений к следующему уроку. А сейчас, пользуясь памяткой подбери местоимение, определи лицо. (слайд) Подобное задание будет дома. 10. Домашнее задание стр 78 правило, упр.285 11. Итог. Подумай и ответь. Слайд Наше исследование подошло к концу. Но ведь в нашей истории ещё много неизученного, загадочного и интересного. (слайд Всё знакомо вокруг, тем не менее, На земле ещё столько всего, Что достойно, поверь, удивления, И моего и твоего. Спасибо за урок, все были молодцы.