«Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».
ЦЕЛИ УРОКА:
1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном; 2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки; 3) развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление и орфографическую зоркость; 4) воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словарными словами, карточки с индивидуальным заданием, таблицы по теме «Имя существительное».
Ход урока
1. Организационный момент
Эпиграф к уроку:
«Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом».
- Прочитайте эти замечательные слова и скажите: Какая часть речи встречается чаще всего?
2. Сообщение темы урока
- Кто может сделать вывод, чем мы будем заниматься на уроке?
3. Проверка домашнего задания
- Назвать имена существительные, которые соответствуют схеме:
(Индивидуальная работа по карточкам – синтаксический разбор предложения.)
- Одинокая капля дождя упала в воду и от неё пошли тонкие круги. - За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй пронёсся сильный вихрь. - По стволам толстых деревьев постукивает мороз.
- Что объединяет эти слова? - Что мы знаем об имени существительном? - Найти «лишнее» слово. - Раздели на две группы. - От существительных мужского рода образовать прилагательные. - Какие постоянные признаки выделим у существительных?
- Словарь в конце учебника, 1 - столбик, назвать одушевлённое существительное, мужского рода.
Выполнить фонетический разбор: «капитан».
- Составь и разбери предложение со словом «капитан».
КАПИТАН СТОЯЛ НА МОСТИКЕ И ДАВАЛ ЗАДАНИЕ МОРЯКАМ.
- Выполнить синтаксический разбор предложения. - Из чего состоит предложение?
(Слово – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия и состояния. В предложении слово выполняет свою синтаксическую роль.)
- Какие части речи нам известны? - В предложении найти имена существительные и назвать их постоянные признаки, определить число имён существительных.
5. Работа по теме
- Учебник стр. 87, упр. 105. (работа над устной научной речью). - Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает. Почему так называется? - Какие постоянные признаки имеет имя существительное? - Почему род и одушевлённость – неодушевлённость - это постоянные признаки? - Какие непостоянные признаки имени существительного знаете? - Каким членом предложения может быть имя существительное? (На этот вопрос мы ответим, выполнив задание по учебнику упр.103, стр. 86.) - Списать предложения, объяснить орфограммы, поставить запятые. - Разбор предложений с записью на доске.
НЕУСТАННО КУКОВАЛА В БОРУ КУКУШКА.
ЦАПЛЯ ВЫМАХНУЛА ИЗ СУХИХ ТРОСТНИКОВ.
БОЛОТНАЯ ОВСЯНКА РАСКАЧИВАЛАСЬ НА ОДНОЙ ТОНЕНЬКОЙ ТРОСТИНКЕ.
РАННЯЯ ИВА РАСПУШИЛАСЬ, И К НЕЙ ПРИЛЕТЕЛА ПЧЕЛА, И ШМЕЛЬ ЗАГУДЕЛ, И ПЕРВАЯ БАБОЧКА СЛОЖИЛА КРЫЛЫШКИ.
- Каким членом предложения могут быть имена существительные?
Вывод: Имена существительные в предложении могут быть главным членом предложения (подлежащим) и второстепенными членами предложения.
- Самостоятельно разобрать предложение:
ЗЕМЛЕРОЙКА ПИСКНУЛА В СТАРОЙ ЛИПЕ.
- Каким членом предложения является имя существительное?
6. Домашнее задание
Стр. 86. упр. 104, словарные слова.
7. Итог урока
- О какой части речи говорили на уроке? - Почему она так называется? - Какие признаки имеет имя существительное? - Назвать постоянные признаки имени существительного. - Каким членом предложения может быть имя существительное?