Отзвенели последние звонки в школах, уже близок день выпускного бала. В эти дни, я уверена, многие вспоминают свою юность, свой выпускной вечер – и те, кто совсем недавно расстался с детством, и те, у кого уже внуки окончили школу. Разные это воспоминания и впечатления, у кого светлые, добрые, у кого не очень. А мне захотелось рассказать о своей школе, которая для меня, да и многих моих школьных товарищей, на всю жизнь осталась в памяти, как путеводная звезда. Не было в моей жизни дня, чтобы я с благодарностью не вспомнила свою школу и учителей!
В этом году нашей средней школе № 1 города Нарьян-Мара исполнилось 75 лет со дня основания, и 70 лет первого выпуска: тогда пять парней и 2 девушки получили аттестаты зрелости. Второй выпуск был немного больше первого, а третий – уже 21 воспитанник. Конечно, более половины выпускников предвоенных и военных лет погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Но те, кто остался жив, уже после Победы получили высшее образование, стали инженерами, геологами, учителями, занимали важные государственные посты. Школьный музей, открытый в апреле 1987 года, в дни празднования 50-летия первого выпуска, бережно собирает и хранит сведения обо всех своих питомцах.
До 1953 года школа имела по одному выпускному классу – 20-25 учеников. Но рос город, «росла» и наша школа. В 1957 году в школе было 4 десятых класса, 100 выпускников! Наша школа – ровесница города, административного центра Ненецкого автономного округа. Про Нарьян-Мар, конечно, все слышали, благодаря модной одно время песне: «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар, городок не велик и не мал, у Печоры, у реки, где живут оленеводы и рыбачат рыбаки…». Сейчас в Нарьян-Маре проживает около 20 тысяч человек, а 50 лет назад, когда мы заканчивали 10-й класс, в городе было всего 12 тысяч жителей. У нашей средней школы не было даже номера, она была одна на город. Вначале школа размещалась в небольшом одноэтажном доме, а в 1940 году получила новое двухэтажное, в котором мы учились. В 1995-м году первая средняя переехала в современное трехэтажное, специально построенное здание. Но мы, по привычке, когда приезжаем в родной город, идем в свою старую школу, где прошли наши лучшие детские годы.
Я по сей день не перестаю удивляться – как в маленьком заполярном городке, «в далекой тундре, на краю земли…», в трудные военные и послевоенные годы в нашей школе учили настолько хорошо, что большинство выпускников без особого труда поступали в институты и университеты Москвы, Ленинграда, Архангельска, Вологды и других городов СССР. Конечно, это заслуга и труд учителей и директора школы. 17 лет, с 1941 по 1958 годы, то есть все время моей учебы, школу возглавляла Ирина Алексеевна Елисеева – светлая ей память, давно ее уже нет в живых. Всегда опрятная, подтянутая, в строгой одежде, в пенсне, с тихим голосом. Ее уважали, и даже немного побаивались все, и ученики и учителя. Ирина Алексеевна родилась в конце 19-го века, гимназию окончила еще до революции. Может быть, что-то от тех времен она перенесла и в нашу школу. За долголетний труд Ирина Алексеевна была награждена орденами «Знак почета» и «Трудового Красного знамени», несколькими медалями.
Дисциплина в школе, особенно если судить с современных позиций, была строгая. Никто не пропускал уроков без уважительной причины, не опаздывал в класс. У нас практически до 8 класса не было школьной формы – из-за бедности, конечно. Семьи были в основном многодетные. В нашем классе из 25 учеников было только две девочки, у которых не было ни сестер, ни братьев. А 5, 6, 8, и даже 10 детей – почти в каждой семье. Но обязательный черный фартук у девочек в будни, белый в праздники, с любым темным платьицем, только простые чулочки вплоть до выпускного бала, никаких фильдеперсовых или шелковых, только косички, или гладкая стрижка, без «хвостов» и завивок. И никого это не ущемляло! Мальчики носили любые рубашки в будни, а на праздник всегда надевали светлую. Главное требование – быть чистыми! А жили мы без всяких современных удобств, тогда в нашем городе не было благоустроенных домов вообще!
Наша школа учила нас трудолюбию и коллективизму, взаимопомощи, умению дружить, честности, любви к своему городу и Родине. Нам часто повторяли пословицы: «Без труда не вынешь рыбку из пруда», и «Труд кормит, а лень портит». Как надо работать, учителя показывали своим примером. Школа отапливалась дровами, в классах стояли печи. Дров на учебный год нужно было огромное количество, учитывая суровый заполярный климат. Осенью в школьный двор привозили несколько машин бревен. На «субботники» (в любой день после уроков) выходили все. Учителя и старшеклассники пилили и кололи дрова, обычной двуручной пилой и топором, младшие носили их и складывали в поленницы. Никто не отлынивал! Топили печи уборщицы, у нас их называли нянечками, но дрова в класс заносили дежурные мальчики.
Водопровода не было, раз в день к школе подвозили воду в большой бочке на лошади, и мальчики с удовольствием носили ее ведрами в школьный бак. По весне, а она наступает на Севере в июне, около школы сажали деревья, которые приносили из лесотундры, в основном иву и березку. Сажали каждую весну, так как не все приживалось. И всегда с нами рядом были учителя. У школы был великолепно ухоженный пришкольный опытный участок (они тогда были у большинства школ, не только сельских), созданный трудами учительницы биологии. На нем с удовольствием работали ребята – юннаты, выращивали хорошие урожаи картофеля, морковь, капусту, ставили опыты. Это в тундре-то! Школа даже бывала участницей ВДНХ, имела награды.
С искренней благодарностью вспоминаем мы учителей русского языка и литературы, которые не только научили грамотно писать, но и привили любовь к литературе. Сколько стихов задавали нам учить наизусть! И правильно, что задавали, стихи развивают память. «Евгения Онегина» чуть не всего наизусть знали, лирику Пушкина и Лермонтова, басни Крылова, поэмы Маяковского, Твардовского и т.д. До сих пор помню всю «Песню о Буревестнике» А. М. Горького, такое она произвела на меня впечатление!
В нашем городе не было театра, а школьный драмкружок под руководством словесников ставил спектакли, и часто педагоги выступали в роли актеров наравне с учениками. Актового зала у нас не было, использовали для всех вечеров физкультурный. Сцена была разборной, устанавливали ее старшеклассники перед спектаклем, занавес натягивали на проволоку от стенки до стенки. Зрителей всегда было достаточно, иногда приходили и гости из семилетней и из ненецкой школы-интерната. В общем, школа была для нас не только учебным заведением, но и очагом культуры, вторым домом.