Вторник, 16 Апр 2024, 22:06
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Собственные и нарицательные имена существительные Цели:
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные
Цели:
-распознавать собственные и нарицательные имена существительные;
- систематизировать знания о собственных и нарицательных именах существительных;
- углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных;
- совершенствовать речь, внимание, память, логическое мышление.
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
(И, и)мя (Б, б) аймагамбетов
(О, о)тчество (Б, б)иржанович
(Ф, ф)амилия (С, с)ултан
(С,с)обака (И,и)шим
(Р, р)ека (Б.)алхаш
(О. о)зеро (А. а)стана
(Г, г)ород (П, п)ушок

Учитель. Прочитайте вслух слова в левом м в правом столбиках. Что есть общего в словах обоих столбиков?
В левом и правом столбиках написаны имена существительные.
Учитель. Чем отличаются имена существительные левого и правого столбика?
Имена существительные левого столбика обозначают предмет, пишутся с маленькой буквы. Имена существительные правого столбика обозначают названия предметов, пишутся с большой буквы
Учитель. Имена существительные обозначающие предмет, называются нарицательными существительными. Имена существительные обозначающие название этого предмета называются именами собственными.

2. Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Скажите, о каких именах существительных мы будем говорить сегодня на уроке. Какова тема сегодняшнего урока?
Тема сегодняшнего урока- «Собственные и нарицательные имена существительные»
Учитель на доске записывает тему урока.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске.
Углубить и расширить знания о … ;
Учиться правильно писать …. ;
Цель нашего урока: углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Еще раз прочитайте имена существительные собственные и нарицательные. Скажите, какое задание с ними можно выполнить.
Можно соединить между собой собственные и нарицательные имена существительные, написать их, раскрыв скобки
Учитель. Выполните задание, записывая составленные пары столбиком.
Прочитайте написанные пары слов.
Учащиеся зачитывают пары слов, выделяя орфограмму.
Учитель. Как называются более общим понятиям названия рек, озер, городов, островов, океанов, морей и т.д. Что это такое?
Это географические названия.
Учитель. Еще раз скажите, как пишутся известные вам имена собственные, используя только что озвученное понятие.
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия пишутся с большой буквы.
4. Изучение нового материала.
На доске столбиком написаны слова:
героический эпос
сказка
басня
басня
журнал
картина
книга
историческое событие
Справка: «Алпамыс», «Грачи прилетели», «Зеленое яблоко», «Алдар Косе», «Телефон», Великий Шелковый путь, «Путь Абая».
Учитель. Прочитайте слова и справку. Сформулируйте свое задание.
Надо к нарицательным именам существительным подобрать подходящие по смыслу собственные имена существительные.
Работа выполняется коллективно на доске и в тетрадях.
Учитель. Давайте сделаем вывод по этому упражнению. Как пишутся названия исторических событий?
Названия исторических событий пишутся с большой буквы.
Учитель. Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычках?
Заглавия книг, басен, сказок, картин, журналов, героических эпосов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Учитель. Теперь давайте обобщим все наши рассуждения по материалу учебника.
Учебник для 3 класса 11-летней общеобразовательной школы.1 чать Алматыкітап баспасы 2010.
1) работа с правилом, по страницам 98-99 учебника.
2) устно страница 101, задание 229
5. Закрепление изученного материала
Упражнение 1.(на доске)
1.Музафар Алимбаев, Жамбыл Жабаев, Абай Кунанбаев, Райымбек
2. Казахстан, Северная Америка, Евразия, Австралия
3. Астана, Отрар, Кокчетав, Арал
4. Тянь-Шань, Памир, Эверест, Алтай
Учитель. Прочитайте упражнение. Найдите в каждом ряду лишнее имя собственное. Ответ обоснуйте. Остальные имена собственные напишите. Орфограммы подчерните.
Упражнение 2.(карточка)
(К, к)вартира, (Р, р)удный, (Г, г)итара, (Б, б)инокль, (В, в)ера, (О, о)рел, (Т, т)руд,
(К, к)осмонавт, (М, м)уха, (Н, н)адежда, (Ч, ч)ерное, (К. к)абинет, (А, а)ртика,
(Г. Г)реция, (И, и)зюм, (К, к)урган, (Р, р)оссия, (З.з)емля.
Имена существительные
Нарицательные Собственные Собственные
и нарицательные
здание Костанай Мишка, мишка

Учитель. Прочитайте слова, рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание.
Надо имена существительные распределить на три группы. Первая – имена существительные, которые бывают только нарицательными; вторая – имена существительные, которые могут быть только собственными, третья – имена существительные, которые могут быть и собственными, и нарицательными. Надо писать эти существительные, подчеркнуть орфограммы.
Работа выполняется индивидуально. Осуществляется проверка.
Упражнение 3.
Работа с текстом по учебнику, стр 228
Учитель. Прочитайте текст. Вспомните названия сказок. Назовите их.
Внимательно рассмотрите схемы к тексту. Сформулируйте задание.
На доске схемы
нар.сущ.+соб.сущ 2) глаг.+соб.сущ 3) прил.+соб.сущ
Из текста надо выписать словосочетания, которые состоят из нарицательного имени существительного и собственного имени существительного, словосочетания из глагола и собственного имени существительного и словосочетания, которые состоят из прилагательного и собственного имени существительного

6. Итог урока
Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке? Как пишутся имена существительные собственные?
Учащиеся рассказывают правило
Домашнее задание: стр 102 задание 230, повторить правило
Категория: Учителю русского языка | Добавил: vadik11092 (12 Фев 2012)
Просмотров: 3374 | Теги: существительные, Цели:, имена, собственные, нарицательные | Рейтинг: 1.0/ 14 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
16 Апр 2024
22:06


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz