Как научить писать отзыв о прочитанном произведении
В методике и школьной практике термины «отзыв» и «рецензия» часто используют как синонимы. Но если по своему лексическому значению эти слова действительно близки, то в терминологическом плане (применительно к развитию речи) они требуют дифференциации. В основе ученической рецензии лежит анализ литературного произведения, что предусматривает оценку не только содержания, но и художественного мастерства писателя. Это требует от рецензента известной начитанности, литературного и речевого развития, литературоведческих знаний, умения искать и находить те художественные средства, с помощью которых автор реализует основную идею произведения. Эти знания накапливаются учащимися (в соответствии с программой по литературе) к старшим классам. Рецензия требует от автора знаний законов построения литературного произведения, если речь идет о художественном произведении, особенностей сценических постановок, если это рецензия на спектакль, знаний специфики телевидения, если речь идет о рецензии на телепередачу. Поэтому считаем, что рецензия доступна лишь старшим школьникам, которые способны воспринять не только фабулу произведения, оценить поступки героев (что обязательно в отзыве), но и дать анализ художественного произведения (что обязательно в рецензии). Итак, отзыв о прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепередаче — такой вид школьного сочинения, который по своей сути, по специфике жанра должен отражать и выражать авторскую позицию, взгляды и интересы автора. Сочинение-отзыв представляет большие возможности для самовыражения личности школьника. Поэтому мы рассматриваем отзыв как особое речевое произведение, основанное на выражении личностного мотивированного эмоционально-оце¬ночного отношения к прочитанному. Аргументация оценки в отзыве во многом определяется тем, насколько овладели школьники литературоведческими знаниями (идея, тема, сюжет, композиция и пр.) и умением анализировать произведения, опираясь на эти знания. Чем шире используют эти знания школьники, тем ближе отзыв к рецензии. В работе над отзывом о прочитанном рекомендуется использовать прием анализа школьниками ученических отзывов (как положительных, так и негативного характера). Эта форма работы является и способом проверки приобретенных знаний и умений и позволяет судить об усвоении учащимися требований, предъявляемых к отзыву. Анализ отзывов может проводиться как по одному, так и по ряду параметров и в последовательности, позволяющей постепенно усложнять задания. При такой работе необходимо, чтобы учащиеся были знакомы с произведением, о котором написан отзыв. Желательно, чтобы анализируемый ученический отзыв воспринимался школьниками не на слух, а был размножен по количеству детей в классе (или по одному варианту на парту). Школьникам (учащимся 9 класса) заранее дается задание прочитать к данному уроку рассказы Б. Васильева «Великолепная шестерка» и Ю. Яковлева «Цветок хлеба», определить тему каждого рассказа, основную мысль; попытаться выявить, какими художествен¬ными приемами пользуются авторы для раскрытия основной мысли, своего отношения к героям (эти умения отрабатываются на уроках литературы). Далее проводится беседа с учащимися: — Вспомните, что вы знаете об отзыве о прочитанной книге. (Отзыв — оценка, выражение своего отношения к прочитанному. Аргументировать свою оценку можно выражением отношения к герою, его поступкам и поведению, суждением о его характере, отношении к жизни. Кроме того, если отзыв положительный, можно отметить, насколько интересна тема, поднятая писателем в произведении, указать какие-то особенности сюжета, композиции как способа выражения идейного смысла произведения и пр.) — С какими видами отзывов вы знакомы? (Девятиклассники могут назвать такие известные им виды отзывов, как запись в дневнике с выражением мнения о книге; отзыв, написанный по заданию учителя, библиотекаря, по собственному желанию; отзыв-письмо (к другу, товарищу по классу, автору произведения, в издательство (по обращению издательства); заметка в классную или школьную газету и т. д.) — Докажите, что цели и задачи отзывов могут быть различными в зависимости от адресата отзыва. (Школьники отмечают, что задачи отзывов могут быть различны: поделиться впечатлением о книге, поставить в отзыве вопрос дискуссионного характера и т. д.) Учитель обращает внимание школьников на то, что если цель отзыва — привлечь внимание к книге, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев, то такой отзыв может быть написан в форме статьи в стенгазету. — Как вы думаете, какой стиль будет тогда уместен? (Публицистический.) — Назовите его особенности. -Чем, по-вашему мнению, будет отличаться от него отзыв, цель которого — поделиться о прочитанном с другом, который живет далеко, и этот отзыв — ваше письмо? (Большей непринужденностью, «разговорностью» в сравнении, например, с письмом по просьбе издательства.) — В чем, с вашей точки зрения, особенности отзыва, в котором вы пытаетесь разобраться в прочитанном, понять, каким путем достигает автор воздействия на читателя? (Учащиеся говорят, что такой отзыв близок к рецензии. В нем высказывается не только своя оценка произведения, но и частичный его анализ: обращается внимание на особенности раскрытия идейного содержания произведения, на роль художественно-выразительных средств и пр.) Говоря о строении отзыва, учитель обращает внимание на то, что в нем, как правило, можно выделить: 1) часть, в которой высказывается мнение, понравилось или не понравилось произведение; 2) часть, в которой обосновывается, аргументируется высказанная оценка. Но, конечно, содержание отзыва, как и его форма, зависит от того, кто его адресат, какова его цель, задача. — Нужно ли в отзыве пересказывать содержание произведения? (Краткий пересказ может быть, например, в отзывах-пись¬мах людям, которым пишем о том, что прочитали. Если отзыв обращен к другу, товарищам по классу, которые не читали это произведение, вряд ли стоит пересказывать его содержание подробно. Можно пересказать какой-нибудь эпизод, чтобы заинтриговать собеседника, одноклассника.) Предлагаем учащимся познакомьтесь с отзывом девятиклассницы о рассказе Б. Васильева «Великолепная шестерка». Он написан в форме письма к подруге. Докажите, что содержание отзыва, выбор стиля зависят от его задачи и адресата — поделиться впечатлением о прочитанном с близким человеком. Привет, Маришка! Наконец-то получила от тебя письмо и узнала, чем ты занимаешься в каникулы. Я тоже много читаю. В последний раз прочитала тот рассказ, который ты мне советовала,— «Великолепную шестерку» Б. Васильева. Ты просишь меня написать, понравился ли он мне. Не то слово! Он меня просто поразил. Мне кажется, что этот рассказ о том, что такое бездушие и казенщина. Как страшен равнодушный человек! Знаешь, я уже много дней хожу под впечатлением от этого рассказа, поэтому сегодня больше ни о чем писать не хочется. Напиши, согласна ли ты с моим мнением или думаешь по-другому. Жду письма. Наташа. Р.s. Ты спрашиваешь меня об авторе рассказа. К сожалению, я не читала других его книг, но мне кажется, что это человек большой души. Анализируя отзыв в форме письма к подруге, учащиеся подчеркивают, что желание автора поделиться впечатлением о прочитанном с близким человеком определило форму отзыва — письмо. Обращение к хорошо знакомому человеку дало возможность автору высказать свое отношение к рассказу, его героям непринужденно, эмоционально. Школьники отмечают, что отзыв естественно и логически вплетается в избранную ученицей форму («Наконец-то получила от тебя письмо и узнала, чем ты занимаешься в каникулы. Я тоже много читаю. В последний раз прочитала...»). Не остается без внимания учащихся и следующий факт: школьница, понимая, что в частном письме обычно сообщается о каких-то семейных новостях, так объясняет отсутствие этих сведений; «Знаешь, я уже много дней хожу под впечатлением от этого рассказа, поэтому сегодня больше ни о чем писать не хочется». Отзыв написан в разговорном стиле. Школьники указывают на характерную для разговорного стиля лексику (привет, знаешь), использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Маришка), обращения, использование обратного порядка слов в предложении, синтаксических конструкций, свойственных устной разговорной речи (не то слово в значении «понравилось», «хорошо», «необычно»). Следует обратить внимание школьников на значок Р.s. (лат. постскриптум), который часто используется в письме для обозначения приписки к оконченному и подписанному письму. Школьники находят в отзыве и элементы анализа произведения: определяется тема и основная мысль рассказа («Это рассказ о том, что такое бездушие и казенщина, как страшен бездушный человек»). И тем не менее это отзыв: в нем много эмоциональности, непосредственности, взволнованности.
Предлагаем учащимся ознакомьтесь с ученическим отзывом о рассказе Ю. Яковлева «Цветок хлеба» с элементами рецензии. — В чем автор работы видит духовное взросление героя рассказа? — Как характеризуется и оценивается им манера авторского повествования? — Как передает автор отзыва свои чувства, вызванные рассказом?
Я только что прочитал рассказ Ю. Яковлева «Цветок хлеба». Он мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, потому что они не просто нравятся или нет, а входят в нас, волнуют, а подчас и переворачивают наши души. Простота сюжета, его безыскусственность помогают нам лучше понять его основную мысль: доброта рождает еще большую доброту. Главный герой рассказа — деревенский мальчишка Коля. Характер его дан в развитии. Если в начале рассказа перед нами просто голодный мальчик, на долю которого выпало трудное испытание войной, то в конце видим его повзрослевшим, способным на подвиг! Разве не подвиг для маленького мальчика, истосковавшегося по свежему хлебу, которого не видел всю войну, отказаться от предложенного ему хлеба и сохранить его для другого? Он делает это потому, что доброта деда, отдававшего этот хлеб ему, поразила его, пробудила новые, неизвестные ему до того чувства, подвигнув к настоящему самопожертвованию. Токи любви и доброты, идущие от окружающих Колю людей, которые сумели сохранить эти чувства, несмотря на ужасы войны, проникли в неокрепшую душу мальчика и сделали его сильнее. Этот поступок говорит о взрослении героя. Автор передает мысли Коли в этот момент, еще по-детски сформулированные, но уже не детские. Совесть, уважение к деду, чувство долга перед старым солдатом — первые гражданские чувства просыпаются в душе мальчика. Тонко, с большой добротой, человечностью рассказывает Ю. Яковлев о своих героях. Вот дед. Речь его проста, немного небрежна, но она выдает хлебопашца. «Земля родит»,— говорит он. Уважение к земле, олицетворение ее свойственно деревенским людям. За внешней небрежностью деда скрывается забота о своей старухе — подлинное, сильное человеческое чувство!
Сколько теплоты в описании Кольки! И мы так легко по этим описаниям представляем себе этого «затравленного волчонка»: вот он представляет себе корочку хлеба, вот он, опьяненный хлебным запахом, мечтает увидеть цветок хлеба. И вероятно, мечта видеть цветок хлеба останется самой дорогой его мечтой. Рассказ «Цветок хлеба» показывает нам великую силу доброты, учит нас доброте. Анализируя работу ученика, школьники отмечают, что ее автор сумел правильно определить пафос произведения, его идею. («Доброта рождает еще большую доброту», «Рассказ показывает нам великую силу доброты, учит нас доброте».) Выделяя главных героев, говорят ученики, автор работы подробно прослеживает становление характера главного героя: «Если в начале рассказа перед нами просто голодный мальчик, на долю которого выпало трудное испытание войной, то в конце видим его повзрослевшим, способным на подвиг! Токи доброты,— отмечается в сочинении,— идущие от окружающих Колю людей, проникли в неокрепшую душу мальчика и сделали его еще сильнее. Этот поступок говорит о взрослении героя». С теплотой описывается пробуждение в мальчике гражданских чувств: «совесть, уважение к деду, чувство долга перед старым солдатом — первые гражданские чувства просыпаются в душе мальчика». Школьники говорят, что в сочинении выражается отношение его автора и к другому герою — старому деду: «За внешней небрежностью деда скрывается забота о своей старухе — подлинное, сильное человеческое чувство!» Учащиеся отмечают, что в отзыве обращается внимание и на речевую характеристику героя: «Речь его проста, немного небрежна, но она выдает хлебопашца. «Земля родит»,— говорит он. Уважение к земле, олицетворение ее свойственно деревенским людям». В сочинении школьника определяется роль художественно-выразительных средств в раскрытии замысла писателя: «Сколько теплоты в описании Кольки! И мы так легко по этим описаниям представляем себе этого «затравленного волчонка». Таким образом, отмечают учащиеся, в этой работе даются элементы анализа произведения, но они могли бы быть расширены. Например, можно было сказать о роли композиции в раскрытии идеи произведения, смысле заглавия рассказа. Поэтому данная работа представляет собой не рецензию, а скорее отзыв с элементами рецензии. Отзыв написан в стенгазету, и автор, верно понимая постав¬енную перед ним задачу, обращается к публицистическому стилю. Само слово отзыв может стать и названием сочинения. Вместе с тем отзыв может иметь и другой заголовок: «Об этой книге хочется рассказать», «Книга (рассказ), которая оставила сильное впечатление», «Приглашение к размышлению», «Книга о замечательном человеке», «Книга, которая учит любить природу», «Книга, которая мне понравилась» и пр. По окончании работы над предложенными отзывами учащимся предлагается написать собственный отзыв о прочитанном произведении.