Совсем не часто мы слышим от мамочек на детской площадке, что их полуторагодовалые малыши уже хорошо разговаривают. Но ведь заботливые родители стараются все время говорить со своими детишками, и часто, и много: так, как рекомендуют логопеды и психологи. Однако даже в этом случае результата порой приходится долго ждать. Нередко отчетливые слова ребенок начинает произносить лишь после полутора лет, а первые фразы — уже ближе к двум годам. Что делать? Давайте попробуем заняться с крохой специальными речевыми играми. На нескольких примерах, приведенных в этой статье, вы поймете, как именно следует общаться с ребенком, чтобы помочь ему заговорить самостоятельно.
Правило первое: доступно!
Для малышей от 9 месяцев до полутора лет в детских центрах раннего развития в комплексную программу интеллектуального развития включен цикл интереснейших речевых игр. Мы приведем некоторые из них, вполне доступные и в домашних условиях Но, начиная заниматься со своим крохой, не забывайте о нескольких важных правилах. Первое из них гласит. Начинайте развивать речь своего ребенка, исходя из уже имеющихся его навыков Это на самом деле очень важный момент! Играем!
«Повторяй за мной»
Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Этого достаточно для обучения самым первым словам. Перед началом игры подберите те слоги или звуки, которые малыш уже достаточно хорошо произносит. Возьмем, например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи».
Приготовьте игрушки, вещества, предметы, названия которых содержат этот слог. Подойдут песок, игрушечный пират, пижамка, пистолетик, детское пианино, яркая пирамидка. Сядьте поудобней, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Дайте ему немного воды и сразу же уберите бутылочку. Затем продолжайте: «А вот гляди, что у меня еще есть: это песок! Давай-ка поиграем, посмотри, какой он сыпучий!» Пусть малыш попересыпает песок. «Посмотри, кто это пришел? Мишка. А у мишки есть пижама. Пи-жа-ма. Скажи вместе с мамой: «Пижама». «Ой! Что за инструмент? — и нажмите при этом пальчиком крохи на клавишу детского пианино. — Пианино, пианино, давай повторим!»
Если что-то особенно заинтересует кроху, остановитесь на этом. Повторяйте новые слова по несколько раз. К следующему уроку подберите слова с новым слогом, который ребенок произносит самостоятельно, и игрушки к нему. Изучая новые слова, каждые два дня возвращайтесь к уже освоенным.
«Колыбельная»
Упражнение помогает малышу произносить звук «а-а-а». Эту игру хорошо проводить вечером. Помимо успокаивающего воздействия она стимулирует первые голосовые реакции. Включите медленную колыбельную, лучше всего знакомую малышу, и нараспев пойте звук «а», «а-а-а» (на разных высотах). Побуждайте ребенка к произнесению звука «а». Ваше лицо должно выражать эмоции, привлекать внимание к вашей артикуляции. Попросите ребенка спеть для вас. Используйте его любимую игрушку: мишку или же куклу и пойте вместе с ним этот же звук «а-а-а». Пусть названия подобранных игрушек или их имена начинаются именно со звука «а».
«Моя энциклопедия»
Игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также служит развитию артикуляции звуков. Заранее подберите картинки (они должны быть достаточно крупные, четкие, яркие и желательно одинакового размера) по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т. д. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями.
Посадите малыша напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать свое лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо. Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок при произнесении каждого нового слова. Вы должны достаточно выразительно артикулировать, чтобы привлекать внимание малыша и к себе, и к картинкам. В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему. Через какое-то время возвращайтесь для повтора уже пройденных тем. «Первая галерея»
Стимулирует первые голосовые реакции ребенка. Вам понадобятся яркие иллюстрации — изображения животных формата А4. Для начала подготовьте 3—4 картинки и повесьте их на стену детской комнаты. Для последующих игр картинки либо меняются, либо добавляются. Вывешивать их надо на уровне глаз ребенка.
Включите приятную музыку. Если вы повесили, например, изображения уточки, котенка, петушка и курочки, то можно нараспев произнести следующий текст: «Наши уточки с утра — крякря-кря, а котик замурлыкал — мяу-мяу-мяу, петушок проснулся и кричит — ку-каре-ку, курочки кудахчут — ко-ко-ко». Для игры хорошо бы приготовить указку, так будет удобнее. Произносите слова и показывайте на соответствующую картинку. Правило второе: эмоционально!
И еще одно правило правильного речевого развития.
Стимулирование самостоятельной речи ребенка всегда должно быть эмоционально окрашено!
Во время игр ребенок должен удивляться, радоваться. Тогда кроха сразу же станет повторять за вами новые слова. Какие же игры помогут эмоционально затронуть малыша?
«Говорящий мяч»
Сядьте напротив ребенка и возьмите мяч. Киньте его малышу и весело произнесите при этом: «А!» Кроха, кидая вам обратно мяч, тоже должен произнести «А!». Побуждайте его к этому. Затем можно произнести звук, слог или слово, которое уже умеет произносить сам ребенок, например, «ди!» — и он весело скажет «ди!», кидая вам мяч обратно.
Затем предложите свои звукоподражания. Кидая мяч, произносите «мяу!». Малыш должен кинуть мяч обратно, произнося «мяу!». Используйте звукоподражания «гага-га», «кря-кря-кря», «му-муму» и любые другие.
Если ваш кроха проявит инициативу и произнесет свой слог, непременно поддержите его, повторяя звуки или слова за ним. Пусть в этой игре он станет главным!
«Звуковая зарядка»
Подберите веселую ритмичную музыку: произнося звуки, например гласные, вам нужно будет выполнять какие-либо упражнения. Допустим, говоря «а-а», вы громко хлопаете в ладоши перед грудью, произнося «о-о» — хлопаете над головой, произнося «ы-ы» — хлопаете себя по коленям, говоря «э-э» — показываете рожки, «у-у» — дудите в кулачок.
Главное, чтобы эта музыка нравилась ребенку, а упражнения, которые он станет выполнять, были доступными. Тогда малыш с радостью присоединится к такой речевой гимнастике, тренируя правильное звукопроизношение.
«Говорящие игрушки»
Купите несколько мягких игрушек, которые «говорят» голосами животных (например, свинью, собачку, тигра, кошечку, слона).
Положите их перед ребенком и включайте по очереди каждую игрушку. Нажимаете на свинку — игрушка издает звонкое «хрю-хрю-хрю», нажимаете на тигра — он прорычит «рр-рр-рр». И так по очереди с каждой.
После того как игрушка-зверушка издаст звук, повторите его в своей речи, чтобы ребенок запомнил его уже из ваших уст. Затем предложите ему поиграть со всеми этими игрушками, но с условием: для этого нужно, чтобы малыш позвал их к себе. Предложите крохе позвать животных таким же звуком, какой издают сами игрушки. Например, как позвать хрюшку? — «Хрю-хрю-хрю». Любую голосовую реакцию, которую произведет ребенок, эмоционально поддерживайте, это очень важно!
Когда кроха произнесет что-то, пусть он получает своеобразное вознаграждение: это может быть игра со зверушкой, малыш может ее погладить, потанцевать с ней, и так по очереди с каждым из животных. После такого увлекательного мини-урока уберите игрушки и доставайте их в следующий раз только на время развивающих занятий.
«Домашний театр»
Игра тренирует восприятие речи и умение понимать простой сюжет. Посадите кроху за детский столик и приготовьте игрушки для одевания на руку (их еще называют перчаточными куклами, или би-ба-бо). Надев куклы на руки, разыграйте перед ребенком простой сюжет. Например, возьмем петуха и лисичку. Сначала появляется петух. Скажем за него «ку-ка-ре-ку», покажем, как он клюет зернышки, можно для достоверности даже насыпать немного фасоли на стол. Затем неожиданно появляется лиса, петух тут же испуганно убегает, а лиса его догоняет (безуспешно). Малыш будет внимательно слушать, если рассказ будет коротким и эмоциональным. Спектакль не должен длиться дольше 1 минуты.
«Кто там?»
Занятие развивает речевой слух у ребенка, а также учит малыша быстро реагировать на звук. Посадите малыша на детский стульчик, перед ним поставьте ширму. Заранее подготовьте игрушки, например уточку, кошечку и собачку. Не показывая игрушку, произнесите неожиданно: «Кря-кря-кря». Как только внимание ребенка будет привлечено, покажите из-за ширмы уточку. Малыш сразу потянет к ней ручки, в этот момент попросите его позвать уточку, также произнеся: «Кря-кря».
Обязательно вручите крохе эту уточку, пусть он с ней поиграет. Через пару секунд скажите с другой интонацией за ширмой: «Мяу, мяу». Малыш должен опять посмотреть на ширму, через 1—2 секунды покажите кошечку и также дайте ему в руки. Пока малыш играет с кошечкой, произнесите громко: «Гав-гав» — и вручите ему собачку.
«Улыбка для лягушки»
Игра формирует навык подражания. Это особенно важно, потому что подражание будет основой всей последующей интеллектуальной деятельности вашего ребенка. Также игра тренирует органы речи малыша, которые участвуют в артикуляции звуков. Наденьте на руку игрушку-лягушонка с широким открывающимся ртом. «Малыш, к тебе пришла лягушка — ква-ква-ква, улыбайся широко — да-да-да».
Вызовите в этой игре улыбку ребенка. Скажите: «Улыбнись лягушке!» Когда ваш малыш увидит лягушку, он должен улыбнуться. «Ой! А теперь давай серьезными будем. Как ты будешь серьезным? Вот так! Губки мы обратно собираем в трубочку. А теперь снова улыбнись широко-широко. Здорово, молодец!»
Самое главное, не переставайте удивлять своего ребенка и исходите из его возможностей, и тогда результат не заставит себя ждать!