Как научить ребёнка правильно усваивать учебный материал?
Довольно часто приходится сталкиваться с глобальной неуспеваемостью учеников, практически, по всем предметам школьной программы.
Родители, которые не равнодушны к своему чаду, зачастую, увидев такую плачевную картину, применяют силовые методы что, чаще всего, ни к чему хорошему не приводит, и картину успеваемости не только не улучшает, но и окончательно усугубляет, ведь подростковый бунтарский дух противится прямо пропорционально оказываемому на него давлению.
Почему же случается такое падение успеваемости?
Неужели школьная программа настолько сложна для современного ребёнка?
Неужели современные дети настолько не перспективны в умственном плане?
Однозначного ответа, конечно же, нет. Но есть несколько неоспоримых факторов, влияющих на мотивацию ребёнка по отношению к учёбе.
Итак, наряду с распространёнными факторами, такими как равнодушие родителей ко всякому развитию ребёнка, проблемы в семье, влияние улицы и дурного общества на систему ценностей и мотивацию несовершеннолетнего человека, существует ещё одна, очень существенная деталь, из-за которой теряется весь интерес к учёбе.
Перед тем, как рассказать об этой детали, я приведу небольшой пример: в обеспеченной семье порядочных людей, ребенок в переходном возрасте, чаще всего, 12 – 13 лет, будучи в 7 – 8 классе, напрочь теряет всякий интерес к учёбе. Родители, пытаясь возродить свой авторитет, зачастую, как уже было описано выше, ругают ребёнка, когда тот сообщает о том, что не понимает материал. Этого делать не следует, ибо проблема совсем не в вашем ребёнке, и, возможно, не в вас совсем. Дело в самой школьной системе.
Наша школьная система выполняет свою функцию, но не всегда успешно. Основной её изъян в том, что детей, пришедших в школу, сразу бросают на штурм новых знаний, толком, не объяснив, как эти новые знания правильно усваивать. В этом то и заключается весь «корень зла».
Школьный возраст отличается тем, что именно в этом возрасте способность воспринимать новые знания у человека наиболее высока. Но сам процесс обучения построен так, что не все дети могут справиться с тем количеством информации, которое нужно усвоить. В начальных классах, когда объем и сложность материала не велики, это не очень сказывается на успеваемости детей, но затем, в старших классах, с ростом количества и качества учебного материала, у детей возникают большие проблемы с его усвоением. А всё потому, что их мышление становится изначально нелогичным, что и вызывает умственный «беспорядок», в результате чего, ребёнок теряет концентрацию на обучении, не может ни правильно воспринимать материал, ни правильно его воспроизводить.
Сейчас наметились небольшие сдвиги в образовании – в школьную программу начинаю потихоньку вводить основы науки о правильном мышлении, имя которой – логика.
Именно основы логики помогают ученикам правильно отслеживать причинно-следственные связи, строить чёткий понятийный аппарат, правильно классифицировать материал.
Я стараюсь мотивировать учеников не к заучиванию, а к классификации. Этому очень помогают круги Эйлера и ассоциативные картинки по теме урока. Ещё, в ходе обучения, я даю негласное самостоятельное коллективное задание учащимся – создание «карты предмета». Карта предмета – это как дерево каталогов компьютера.
Схемы позволяют легко запоминать причинно-следственную связь между различными темами предмета. Порой, «карта предмета» занимает целый лист формата А1 или А0, иногда дети создают схему в электронном варианте, что, несомненно, удобней.
Именно знакомство с логикой и построение таких карт помогает детям ориентироваться в тематическом пространстве учебного материала. Если ученик по каким-то причинам пропустил занятие, то с помощью этой «карты» он с лёгкостью сможет понять, где он находится, и что он пропустил.
Интересно также и то, что ученики переносят подобный опыт классификации знаний и на другие предметы, преподаватели которых не используют подобную методику, и это создаёт колоссальный эффект для их самообразования.