Судя по находкам археологов, первые земледельческие поселения появились в долинах китайских рек около 7000 лет назад. Однако подлинная история китайской цивилизации начинается с первой из великих династий - Шан-Инь, правление которой традиционно относят к 1523-1027 гг. дон. э. Под властью шанских правителей находилась сравнительно небольшая часть Северного Китая в нижнем течении Хуанхэ со столицей в Аньяне, что на севере провинции Хэнань. В 1027 г. до н. э. государство Шан-Инь было завоевано племенем Чжоу, владыки которого повелевали страной до 256 г. до н. э. Согласно преданию, пришельцы объявили, что правители Шан утратили «небесную благодать» (данный богами наказ править государством), и она перешла к новой династии. В дальнейшем «небесная благодать» стала главным оправданием всех политических перемен, придавая законный статус любому преуспевшему мятежнику, который присваивал себе главную функцию посредника между Небом и Землей. Борьба за власть Феодальные правители Шан и Чжоу почти не имели власти над своими могущественными вассалами. Однако само существование верховного владыки говорило о наличии широко распространенной общей культуры, которая за этот период охватила бассейн реки Янцзы и шагнула еще дальше на юг от Аньяна. Распространение цивилизации продолжалось и после того, как в VIII в. до н. э. династия Чжоу растеряла остатки былой власти, и Китай раскололся на враждующие царства. Кровавые междоусобицы, по праву названные эпохой Воюющих царств (403-221 гг. до н. э.) привели к усилению сословия чиновников, более просвещенных, умелых и преданных, нежели феодальные князьки. Те же смутные времена стали свидетелями обострения борьбы идей и формирования двух крупнейших философских учений - даосизма и конфуцианства. Если проникнутое мистическим индивидуализмом Дао (основатель -Лао-Цзы) проповедовало жизнь в простоте и гармонии с природой, то Конфуций Ши-Хуанди принялся перекраивать государство по собственному разумению. Казни и изгнания сломили могущество местных феодалов и подавили всякое сопротивление. Сочинения неугодных литературных классиков предавались огню, и не один ученый поплатился жизнью за «еретические» взгляды. В то же время в эпоху Цинь была унифицирована китайская письменность, упорядочены системы мер и весов и развернуты грандиозные общественные работы. Всю империю связала сеть благоустроенных дорог, а для защиты от злейших врагов -кочевых разбойничьих племен - на севере выросла Великая стена протяженностью 2400 км, на строительстве которой было занято около миллиона человек. Спустя всего три года после смерти Ши-Хуанди (209 г. до н. э.) династия Цинь была свергнута. Ее менее деспотичные преемники из династии Хань правили страной 400 лет с 16-летним перерывом (9-25 гг. н. э.). Китайская цивилизация вступила в период зрелости, а военные походы расширили власть империи далеко на юг, до Тонкинского залива. В сферу китайского влияния на 18 веков вошли Вьетнам и Корея. Экспансия в Центральную Азию позволила проложить «шелковый» торговый путь на Запад, и китайские шелковые ткани появились даже в древнем Риме. Конфуцианская культура В эпоху Хань многие классические творения были восстановлены, а конфуцианство возведено в ранг государственной философии. Многое почерпнув из даосизма и других источников, учение Конфуция (VI в. до н. э.) стало мерилом поведения верноподданного чиновника. Правители Хань ввели систему экзаменов на замещение должностей, требовавшую глубокого знания конфуцианской литературной классики. Как результат, в Китае сформировался класс ученых чиновников, обладавших достоинствами государственных мужей, книжников и людей искусства. Трудами мандаринов, как их много веков спустя прозвали португальцы (это слово происходит от санскритского «мантра», совет), культурное наследие передавалось из поколения в поколение, ибо конфуцианский чиновник и конфуцианская этика оставались в неприкосновенности, переживая одну династию за другой. Даже когда страну захватывали кочевые племена, завоеватели поручали управление государством все той же чиновничьей касте, извечный порядок вещей оставался незыблемым, а могучая китайская культура с годами ассимилировала пришельцев. Эта всепоглощающая сила сыграла решающую роль после падения династии Хань в III в. н. э. На севере правили династии варваров, в других местах - феодальные князьки, но идея единого Китая - Срединного царства - под властью императора не канула в Лету, и в 589 г. один удачливый военачальник основал династию Суй. Золотой век Династия Тан (618-907 гг. н. э.), пришедшая на смену владыкам Суй, не только возродила былое величие Китая, но и обратила взгляды на Тибет, Центральную и Юго-Восточную Азию. Торговля процветала, и тан-ская столица Чанъань у истоков Великого шелкового пути превратилась в огромную многонациональную метрополию. В культурно-художественном отношении эпохи Тан и Сун (960-1279) считаются вершиной развития китайской цивилизации. Китайцы достигли небывалого совершенства в поэзии, пейзажной живописи и керамике. Фарфор тоже был изобретен в Китае, и вплоть до XVIII в. его секрет не давался европейским мастерам. Кочевники и варвары Императоры Тан и Сун непрестанно отражали набеги кочевых племен, но в начале XII века северный Китай все же захватила варварская династия Цзинь. Правители Сун сумели удержать власть лишь на юге, который с тех пор стал самым богатым и многонаселенным регионом Китая. В XIII веке династия Цзинь пала под натиском монголов, которые не замедлили расправиться и с владыками Сун. Со временем весь Китай оказался под властью монгольского хана Хубилая, который основал династию Юань (1271-1368) и заложил новую столицу - Пекин. Формально входя в состав Монгольской империи, Китай на деле превратился в самостоятельную державу, завладевшую всей Восточной Азией. Одни лишь японцы смогли успешно противостоять Хубилаю. Однако китайская культура и мировоззрение так и остались чуждыми для монголов, и когда их власть ослабела, мятежный монах Чжу-Юаньчжан изгнал их из страны и стал первым императором династии Мин (1368-1644). Эпоха Мин и маньчжуры В эпоху Мин столичный Пекин украсился знаменитым императорским дворцом. Во всем блеске возродилась китайская культура, однако в ней настолько укоренился консерватизм, что оригинальным современным творениям предпочиталось техническое совершенство прошлых веков. Династия Мин тоже была свергнута варварами, некогда осевшими на северо-востоке страны, в Маньчжурии. Маньчжурская династия Цин (1644-1912) многое переняла у китайской культуры, но еще долгое время завоеватели держались особняком от своих подданных, не желая поддаваться расслабляющему влиянию цивилизации. Некоторое время это им удавалось, и при императорах Канси (1662-1722) и Цяньлуне (1736-95) империя, наконец, одолела северных кочевников и распространила свою власть от Формозы (так раньше назывался о. Тайвань) до Тибета. Как и все их предшественники, маньчжурские правители начали постепенно терять контроль над бескрайней империей. При обычном ходе вещей военные неудачи и внутренние мятежи стали бы сигналом перехода «небесной благодати» к новой династии, и конфуцианский миропорядок вновь остался бы неизменным. Но на сей раз судьбе было угодно иное.
Контакты с Западом При владыках Цин началось губительное для Китая расширение контактов с Западом, которое привело к падению династии, краху всей империи и традиционного жизненного уклада. Еще в XIII в. итальянский купец Марко Поло, живший и работавший в Китае при дворе хана Хубилая, составил замечательное описание своих путешествий. Однако более широкие контакты с Европой начались только в XVI в., когда при императорском дворе открылась иезуитская миссия, а португальские купцы основали факторию в Макао. К середине XVIII в. во всем Китае насчитывалось лишь несколько сот европейцев, да и тем было дозволено торговать с китайскими купцами лишь в пределах Кантона. Столь медленное развитие событий объясняется самодостаточностью Китая. Ему почти ничего не было нужно от внешнего мира, и считалось, что ничему полезному научиться у варваров- некитайцев нельзя.