Соединение в открытом уроке уроков разного типа основывается на логике процесса освоения знаний. Классические этапы урока, предложенные профессором Т.И. Шамовой и активно используемые ныне в педагогической практике, учитель может превратить в собственный план открытого урока. Например: 1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. Возможно использование трех вариантов проверки или их комбинаций. 3. Работа с новым учебным материалом (подготовка к усвоению нового, изучение нового). 4. Домашнее задание. 5. Подведение итогов урока. Рассмотрим это более подробно.
I ЭТАП. Организация начала урока Организационный момент открытого (как, впрочем, и любого другого) урока предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока или блока уроков (имеются в виду спаренные уроки), предварительная, лаконичная и ясная формулировка целей и задач урока. Своими действиями учитель должен подвести детей к осознанию цели урока как заранее запрограммированного учителем результата, который должен быть достигнут путем их сотрудничества в конце урока.
II ЭТАП. Проверка домашнего задания 1. Монолог: пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему. 2. Тестирование или составление технологической карты. 3. Фронтальный опрос, составление словаря исторических терминов или хронологической таблицы. Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности. Логическим переходом от проверки домашнего задания к изучению новой темы может быть доклад или сообщение учащегося, подготовленное заранее по заданию учителя и являющееся логическим мостиком при переходе от предыдущей темы к последующей. Специфика этой формы домашнего задания состоит в обучении учащихся самостоятельному отбору материала из дополнительных источников информации и умению грамотно и красноречиво донести его до своих одноклассников, которые ведут конспект доклада. Таким образом учащиеся обучаются конспектированию, рациональной работе со своей тетрадью, а также умению составлять и ставить (что не одно и то же) вопросы докладчику по теме выступления, тренируя тем самым сразу два важнейших вида общеучебных умений: информационные и коммуникативные. Следует отметить, что подчеркнуть составление вопросов к докладчику по теме услышанного — одна из наиболее сложных форм работы с учебным материалом, ведь это вырабатывает у учащихся навыки письменного изложения основных мыслей доклада в виде тезисов и учит выделять главное. Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего в недалеком будущем Единого государственного экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются сразу же по окончании этой работы. Кроме этого подготовка подобного доклада может предоставить ученику дополнительный шанс улучшить учебные результаты по предмету, исправить плохие отметки, что, конечно же, является положительным мотивом к обучению в целом.
III ЭТАП. Получение новых знаний Здесь возможно использование трех известных методов обучения:
* частично поискового, * метода проблемного изложения материала, * исследовательского метода, или их композиции.
Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы «Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.
1. Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:
* развитие сельского хозяйства, * развитие ремесла, * развитие торговли.
2. Далее учитель предлагает изучение нового материала по уже известной учащимся схеме «Экономическое развитие».
Аграрное (сельскохозяйственное) производство:
* земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство; * агротехнические приемы и пр.; * орудия труда и их развитие.
Ремесленное (промышленное) производство:
* ремесленное производство на заказ, на рынок; * мануфактурное производство.
Торговое и денежное дело:
* обмен натуральный, денежный; * товарно-денежные отношения; * внутренняя и внешняя торговля.
Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:
АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Земледелие Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.
Животноводство Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и в Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.
Садоводство Разведение «капустных огородцев».
Агротехника Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.
Орудия труда Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.
РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Рост ремесленного производства на заказ и на рынок. Формирование товарного ремесленного производства. Выделение районов ремесленной специализации: в Туле, Серпухове — добыча и обработка железной руды; в Ярославле, Казани — кожевенное производство; в Костроме — мыловарение; в Иванове — производство ткани. В Москве насчитывается более 250 ремесленных профессий.
Мануфактурное производство Строительство металлургической мануфактуры А. Виниуса под Тулой в 30-х гг. XVII в. Печатный и Монетный дворы в Москве. Ницынский завод на Урале. Судостроительные верфи в Воронеже.
ТОРГОВЛЯ
Внутренняя торговля Начало формирования единого всероссийского рынка. Появление ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.
Внешняя торговля Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань. Строительство Немецкой слободы в Москве. 1667 г. — введение пошлин для иностранных купцов.
3. Составление рассказа-монолога по изучаемому материалу на базе сформулированных тезисов. 4. Обобщение и систематизация новых знаний. На основании выявленных в тексте фактов дети дают обобщенную характеристику тенденций развития российской экономики в начале XVII в.
IV ЭТАП. Домашнее задание Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану. И, наконец, домашнее задание творческого уровня:
* анализ исторических явлений на основе изучения исторических фактов или исторических документов; * доклад, реферат, эссе.
Следует помнить, что каждый ребенок через особенности личностного восприятия, используя собственную систему усвоения знаний, приобретенную или созданную им самим, осваивает учебный материал следующими путями: 1. В хронологической последовательности. 2. Путем сравнения и обобщения (составление сравнительных таблиц). 3. Созданием собственного плана и тезисов. 4. В виде реферата или эссе — как научной или эмоционально-образной формы восприятия материала. Подобная организация работы детей на уроке и дома позволяет решать целый ряд творческих дидактических задач:
формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;
* формирование умения создавать учебные планы и работать на их основе; * формирование навыков ответа по схеме от частного к общему; * формирование навыков исследовательской деятельности; * формирование навыков самостоятельной работы; * формирование навыков составления тезисов.
V ЭТАП. Подведение итогов урока В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, нового взгляда на исторический факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены. Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5» за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль. Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке. Мы убеждены, что только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению. Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.
М. АЛЕКСЕЕВА, заслуженный учитель РФ, директор школы № 128; Н. МЕДНИКОВ, учитель истории