Появился формализм в проведении таких уроков, внешнее стало превалировать над сутью, модным стало объявлять: «У нас в школе все уроки открытые!» (будто дети на уроках не присутствуют, а посторонние нисколько не мешают, и это значительно улучшает качество образовательной деятельности). И, наконец, традиционным стало упоминание в любых выступлениях руководителей школ, методобъединений количества проведенных за год открытых уроков как некий (якобы положительный) показатель работы школы. Процессуальный показатель, который сам по себе ни о чем прогрессивном не свидетельствует, стал заменять результаты - показатели качества образования школьников. Деградация открытых уроков пришла к логичному итогу: форма стала вырождаться, утратилась их ценность, и из некогда эффективного и полезного мероприятия они превратились в свою противоположность - стали неэффективными и бесполезными, наносящими вред процессу обучения детей. Поскольку количество открытых уроков за год в одном классе невелико, то существенного значения для образования детей они иметь не могут. При этом желание многих учителей как-то улучшить ситуацию, вернуть открытым урокам прежнее значение, сделать их не "показушными" мероприятиями весьма велико.
Недостатки традиционных открытых уроков
Напомним уважаемому читателю, при каких обстоятельствах чаще всего проводят открытые уроки в школах. Методическая служба муниципального управления образования заранее планирует так называемые семинары на базе школ города (района) на год. В назначенный день директора либо их заместители, либо учителя приходят в школу, где проводится учеба. Сначала заслушивается доклад директора, где он дает характеристику руководимого им учреждения. Разумеется, рассказывается только о достижениях, о том, сколько, что и когда было проведено (а не о проблемах и механизмах их решения), и потом все приглашаются на открытые уроки. Гостям раздаются листки с информацией, где указаны: предмет, класс, тема урока; фамилия, имя, отчество учителя, номер кабинета, и все расходятся по классам. Нас всегда поражало такое противоречие: когда мы сами давали обычные уроки, то нередко очень трудно было добиться активности учеников (нужно было задействовать определенные мотивирующие средства, прилагать дополнительные усилия и т. п.); когда же мы присутствовали на открытых уроках, то всегда наблюдали типичную картину: учитель еще не успел закончить вопрос, а в классе появляется «лес рук», причем дети выражали не просто активность, а нетерпение. Вряд ли кто-то из читателей будет спорить с тем, что такая картина однозначно свидетельствует о предварительной репетиции вопросов и ответов. Разумеется, учитель искренне верит в то, что гости воспринимают заранее срежиссированный и отрепетированный им спектакль как импровизацию. Создается иллюзия, будто такая высокая активность детей всегда присуща урокам этого учителя. Моральный ущерб от фальши при проведении такого открытого урока, может быть, и невелик, но если учесть, что эти «уроки нравственности» происходят на протяжении всего периода обучения в школе (и если прибавить к ним еще и жизненный опыт подготовки и проведения открытых занятий в детском саду), то негативное влияние такого образовательного процесса оказывается весьма ощутимым. Единственный способ вернуть открытому уроку его естественность (то есть действительно обучающий характер) - это ничего с детьми не готовить заранее. Крайне негативно и то, что на традиционном (показном) открытом уроке школьнику нельзя ошибаться. Когда ученику кажется, что он знает «правильный» ответ, он неистово тянет руку, а ответ неверен, то негативные последствия для ученика почти неизбежны. Наконец, не нужно быть сверхпроницательным психологом, чтобы понять: урок всегда представляет собой время личного и, если хотите, интимного общения учителя с учениками, и присутствие посторонних, незнакомых людей воспринимается детьми не иначе как некая комиссия, проверка. Уровень комфортности снижается, и как следствие, резко падает эффективность усвоения увиденного, услышанного, пережитого. Кроме того, открытый урок оказывается неэффективным и для взрослых: и тех, кто пришел на учебу, и тех, кто готовил урок. Гости не знают ни детей, ни учителя - субъектов представляемого образовательного процесса, а потому не могут понять, насколько обоснованы те или иные действия учителя. Отсюда вытекает невозможность сколько-нибудь серьезного анализа открытого урока, который, как показывают наши наблюдения, за несколько десятков лет, превратился в высказывания гостями только комплиментарных (искренних или фальшивых) оценок. Общим недостатком большинства открытых уроков является их перегруженность. Когда «показушные» мотивы проведения открытых уроков превалируют, учителя стремятся продемонстрировать не только (а нередко и не столько) то, что непосредственно работает на образовательные цели конкретного урока, но и все или почти все, что только можно «втиснуть» в отведенные для демонстрации 45 минут. Будем откровенны: на очень многих открытых уроках мы видим специально подготовленные накануне эпиграфы, таблицы, рисунки, схемы, раздаточный материал, тексты. Детей просят смотреть и на левую, и на правую, и на заднюю стены классного помещения (там расположена учебная информация), и даже на потолок над учительским столом (там висит наклонное зеркало, отражающее то, что лежит на демонстрационном столе). Учитель напрочь забыл, что чрезмерная наглядность не способствует (как и все чрезмерное), поскольку тормозит развитие абстрактного мышления детей. Если к этому добавить музыку, свечи, аудио-, видео-, спецэффекты и прочую модную временную атрибутику, то станет очевидным еще один существенный недостаток: учитель на открытых уроках демонстрирует не только (и не столько) необходимые и эффективные для реализации конкретных задач урока приемы и средства; это приводит к превалированию формы над сутью, к потере сути за внешними атрибутами, оригинальничанию вместо настоящего творчества, рассчитанного на получение более высокого качества образования. Можно представить себе, сколько сил и времени на все это затрачено. А дальше будут проводиться обычные уроки, и начинается рутинная жизнь учителя и учеников - без спецэффектов! Возникает вопрос: "Должны ли открытые уроки так отличаться от обычных хороших, эффективных, обучающих, воспитывающих и развивающих уроков?".
Цели проведения открытых уроков
Под целью мы подразумеваем не каноническую трактовку понятия «цель», используемую в образовательном менеджменте, а расхожую «цель как образ желаемого результата», то есть определение, более близкое к понятиям «намерение», «устремление», «предназначение» и т. п. По нашему мнению, что главных целей, которые ставят перед собой организаторы и авторы (исполнители) добровольно проводимых открытых уроков, может быть три: * повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям-профессионалам высокого уровня; * экспертиза коллегами (руководителями школы, методистами и др.) новшеств, экспериментальных методик, разработанных учителем; * саморазвитие учителя, стремление к постоянному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя).
Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков в современной школе
Общество хочет видеть современного учителя как педагога - эрудированного интеллектуала, человека с чувством юмора, находчивого, гордого (а не болезненно обидчивого и амбициозного), способного к рефлексии, серьезному научному анализу своих изобретений, а не ждущего слащавых комплиментарных отзывов о своей работе. Представляем новую современную технологию открытого урока в школе. Сразу оговоримся, что изначально, априори отвергаем любые упреки в чрезмерных требованиях к квалификации учителя. Всем, кто сочтет предлагаемую технологию завышенной по отношению к своим возможностям, мы отвечаем: необходимо понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и тысячелетии и нельзя развиваться, ничего не меняя в себе; массовая школа по не зависящим (и зависящим) от нее причинам отстает от развития общества, а должна бы опережать, так как большинство нынешних учащихся вступит в самостоятельную жизнь не сегодня, а через несколько лет.
Характеристика учебных и воспитательных возможностей детей
Это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую учитель сообщает гостям до проведения открытого урока. Мы не приводим здесь параметры обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей, поскольку они не новы, не нами придуманы и уже давно описаны в учебниках педагогики и педагогической психологии, в книгах по дидактике, психологии обучения, в любой литературе по диагностике личности школьника. Необходимо понять, что если эта информация перед проведением открытого урока отсутствует, то все разговоры директора, его заместителей, учителей о личностно ориентированном образовании в их школе, дифференциации и индивидуализации обучения, о диагностике личности ребенка в школе и т. п. являются ложью. Кто сочтет, что и без диагностики детей можно поразить гостей эффектными и уже много раз апробированными приемами, отметим: нам неоднократно приходилось присутствовать на традиционных открытых уроках, когда при разборе только что проведенного по старинке учебного занятия гости задавали учителю такие вопросы:
- Скажите, пожалуйста, учитывали ли вы при подготовке и проведении открытого урока различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга? Сколько в классе лево-, правополушарных детей и сколько детей со смешанным типом восприятия?
- Как различаются дети по каналам восприятия: сколько среди них преимущественно аудиалов, сколько визуалов, сколько кинестетиков?
- В какой мере дети владеют главными надпредметными способами учебной деятельности? Сколько детей в этом классе не умеют обобщать, выделять главное, существенное, сколько не умеют сравнивать, абстрагироваться, классифицировать?
- Учитывали ли вы при проектировании открытого урока различия детей по темпераменту: сколько в классе холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов?
Учитель о проекте предстоящего открытого урока
В этой части работы хотим высказать учителю пожелание. Мы намеренно приводим нашу технологию в виде алгоритма элементов, шагов для отчетливого представления ее составных частей. Но технология целостна и не предполагает обязательно строгой последовательности шагов. Тут возможны такие варианты:
* учитель сначала дает характеристику класса, где будет проводиться открытый урок, потом рассказывает о проекте предстоящего урока и затем связывает эти части, пояснив, где и как он учитывал те или иные особенности групп детей при конструировании проекта; * учитель в процессе изложения проекта поясняет, какие особенности обученности, обучаемости и т. д. он учитывал.
Очевидно, что можно применить и оба варианта одновременно.
Форма рассказа о проекте открытого урока, а также его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим учителем и зависят от его видения. Учитель, как правило, говорит о месте урока в теме, разделе, курсе; называет ценностные основы, цели; характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор; информирует гостей о структуре урока, расходе времени на различных его этапах; обращает внимание на собственные изобретения, раскрывает их сущность, рассказывает, в чем их новизна; информирует и обосновывает отобранные средства обучения; знакомит гостей с запасными методическими вариантами; прогнозирует возможные учебные действия, реакцию различных групп учащихся, возможные результаты и т. д. и т. п. Разумеется, наибольшую ценность представляют новшества, разработанные учителем (если их нет, то трудно понять, зачем пригласили людей, среди которых наверняка есть опытные, высококвалифицированные специалисты). Не меньшую ценность представляет и информация, позволяющая судить об обоснованности любого выбора тех или иных действий учителя. Без этого невозможно понять, почему учитель предполагает действовать именно так, а не иначе.
Обоснование проекта открытого урока
Здесь прежде всего раскрываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. Желательно, чтобы учитель назвал ведущие дидактические теории, концепции, парадигмы, образовательные практики, на которые он опирался при проектировании. Здесь же называются работы ученых-методистов, других известных и неизвестных практиков, идеи и опыт которых были заимствованы. К обоснованию проекта относятся и результаты диагностики личности учащихся класса. Было бы весьма желательно, чтобы учитель, насколько это возможно, раскрыл свою творческую лабораторию, то есть рассказал, как создавалась разработанная им методика. Рекомендуем учителю по возможности четко определить, что представляет собой его проект с точки зрения известных путей разработки новых методик:
* модификация (совершенствование, развитие, модернизация, рационализация, оптимизация и т. п.) своего прежнего опыта; * заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта; * использование научных разработок ученых; * результат проб (разумеется, не слепых, а с обратной связью) и ошибок; * результат научно обоснованного и методически инструментованного эксперимента.
Учитель обязан четко назвать гостям и вид творческой деятельности, в результате которой была проведена разработка:
* модификационное творчество (продукт, который имеет аналог или прототип); * комбинаторное творчество (продукт получен в результате анализа, расчленения целого на части и комбинации их по-новому); * новаторское творчество (продукт является принципиально новым и не имеет аналогов и прототипов).
Вызывают также интерес внутренние механизмы творчества: что возникло интуитивно, что эмпирическим путем, что на основе здравого смысла, что в результате осмысленного и методически обеспеченного эксперимента.
Ответы учителя по предлагаемому проекту открытого урока
Разумеется, на этом этапе мастер-класса все зависит от того, будут ли вопросы и какие они. В то же время, если учитель понимает, что люди пришли к нему на учебу, и он ответственен за результаты, то необходимо позаботиться о том, чтобы вопросы возникли, спровоцировать их на всех этапах проведения урока: дать развернутую характеристику класса, изложить суть проекта, его обоснование не только в повествовательно-объяснительном, но и проблемном ключе. Во всех случаях ответы должны быть аргументированными. Здесь мы должны прервать дальнейшее изложение алгоритма технологии открытого урока и сделать обобщающий комментарий. Читатель может задаться вопросами: «А зачем вся эта предварительная подготовка гостей? Зачем усложнение такой всем понятной формы методической работы как открытый урок?». Подготовка открытого урока по приводимой нами технологии позволяет гостям осознанно оценивать представленный опыт, существенно уменьшает риск последующих ошибочных оценок и, что самое ценное, вызывает интерес приглашенных, а значит, мотивирует их к получению ответа на вопрос: «Как учитель сможет осуществить намеченный план, получится ли у него в точности воспроизвести проект или придется от чего-то отказываться, что-то заменить?» Заинтересованный, мотивированный педагог всегда активен, следовательно, процесс обучения, повышение квалификации проходят с наибольшей эффективностью.
Проведение открытого урока
Естественно, учитель будет стремиться реализовать только что представленный обоснованный проект. Однако нужно помнить, что учесть все факторы, влияющие на успешное осуществление намеченного, невозможно. Педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что, выполнить ранее намеченный план полностью независимо от возникших на уроке обстоятельств. Это неизбежно приведет к формализму. Учитель окажется сам по себе, а дети - сами по себе. Отсюда следует, что учитель-мастер должен быть готов изменить проект в ходе урока в зависимости от возникшей предполагаемой или непредвиденной ситуации. Ранее учителем были названы продуманные запасные методические варианты, а необходимость в них может возникнуть экспромтом. Все это не следует сразу расценивать как недостаток, упущение, ошибку, ибо способность к импровизации - один из показателей не только креативности, но и мастерства учителя. Напомним об одном важном факторе, который пока трудно дается всем: необходимо сделать все возможное, чтобы в ходе урока были видны и понятны те моменты, где учитель опирается на названные ранее данные об обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностях школьников.
Анализ открытого урока учителем
Форму и содержание анализа определяет сам учитель. Необходимо помнить, что одна из целей предлагаемой технологии - повышение эффективности обучения тех, кто был приглашен на урок. Обучающим и развивающим гостей является не столько проведение открытого урока, но все, что ему предшествовало и что за ним последовало. Выступление учителя с анализом проведенного урока демонстрирует также способность педагога к рефлексии собственных действий, творческого процесса и является показателем его эрудиции и фактором обучения гостей всем представленным новым умениям. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от проекта, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаз и лиц детей. Особое внимание уделяется элементам удовлетворенности учителя тем или иным учеником. Учитель должен быть готов к тому, что схема анализа урока может заинтересовать кого-то из гостей (это бывает нередко), и хорошо представить заранее заготовленные экземпляры для раздачи гостям. Если на уроке присутствовали директора, заместители директоров школ или учителя разных предметов, то анализ учителя, проводившего открытый урок, должен носить преимущественно общедидактический характер. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставленные детям оценки не вполне соответствуют общепринятым нормативам, стандартам (учитель имеет на это право, поскольку представленное - не экзамен, а обучающий и воспитывающий урок).
Анализ открытого урока директором школы или его заместителем
Мы намеренно включили этот элемент технологии как обязательный, поскольку нередко сталкивались с его необходимостью. Прежде всего нужно учесть, что, проводя открытый урок, учитель находится в состоянии высокого психологического напряжения. Опыт показывает, что ему не всегда удается быстро переключиться на другой вид деятельности, и при анализе что-то может быть упущено. Поскольку директор или его заместитель также ответственны за успех данного методического мероприятия, то их анализ необходим для дополнения, тем более, что они хорошо знают своего педагога и суть разработанного им новшества, а по ходу проведения открытого урока, они имели возможность фиксировать в записях то, что может быть полезным. Кроме того, анализ только что проведенного открытого урока одним из руководителей школы может при необходимости скорректировать последующее обсуждение. Мы имеем в виду редкую ситуацию, когда по каким-либо причинам урок не удался (бывает, что учитель накануне переволновался или «перегорел», а урок требовал артистизма, виртуозного исполнительского мастерства, или что-то непредвиденное произошло с детьми и т. п.). Гости пришли и ушли, а учителю, взявшему на себя столь огромную дополнительную нагрузку, в этой школе еще работать и работать. Явно неудавшийся урок он считает для себя позором. В данном случае его руководителю необходимо дипломатично сгладить резкие негативные оценки некоторых гостей (тем более что ревность, зависть, злорадство и т. п. могут иметь место, увы, в любых референтных группах).
Ответы учителя на вопросы гостей
Ведущий учебное занятие руководитель (или сам учитель) предлагает гостям задавать вопросы по проведенному уроку. Возможны два нежелательных варианта. Бывает, что вопросов нет или их не задают потому, что прежде так не было принято. А вопросы и ответы как форма диалога - важный фактор развития. Чтобы вопросы как элемент начала общей дискуссии были поставлены приглашенными, мы рекомендуем руководителю курсов или семинара еще перед началом четко объявить цель занятия, подчеркнув его учебный, развивающий характер, и раздать каждому алгоритм проведения методического мероприятия, обратив внимание участников на то, что специально будет выделено время для ответов на их вопросы. Бывает ситуация, когда кто-то из приглашенных не сориентировался и по старинке вместо вопросов к учителю начал высказывать свои впечатления и давать оценки. В этом случае мы рекомендуем организатору вмешаться и повторить название элемента алгоритма: «Ответы учителя на вопросы гостей...». Главная причина некоторых затруднений этого элемента в том, что многие люди в системе образования не приучены к творческим дискуссиям, где вопросы и ответы едва ли не обязательный и естественный элемент. В подсознании учителей, руководителей учреждений укоренился стереотип: одни что-то делают - другие это тут же оценивают. Некоторые ко всему действу относятся не как к собственной учебе, а как к участию в ритуале, спектакле, кем-то раз и навсегда срежиссированном, где роль одних - что-то исполнять, а других - восторгаться увиденным. Рекомендация учителю - значение имеет не только суть ответа, но и форма, дух. Необходимо помнить, что на урок пришли для учебы, на мастер-класс. Поэтому его ответы на вопросы гостей должны носить объяснительно-развивающий и информативно-познавательный характер.
Общая дискуссия
Предполагает аналитические, оценочные выступления гостей открытого урока. И, конечно же, ценность имеют не только комплиментарные выступления, но и высказывание предложений, выявление недостатков, неиспользованных возможностей, оппонирование учителю и т. д. Чтобы дать возможность выступить всем участникам (это также фактор развития каждого из гостей), целесообразно оговорить время выступлений, например, до пяти минут.
Заключительное обобщение учителя
Мы считаем, что именно учитель должен завершать дискуссию, ибо он специально готовился к мероприятию, он был учителем не только детей, но и учителем учителей, он проводил мастер-класс. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы он, как говорят, проглатывал несправедливые, ошибочные оценки и не имел возможности ответить на необоснованные нападки, отстоять свою позицию, если кто-либо из присутствующих был не прав, допустил ошибки в оценке проведенного открытого урока.
Авторы: М. Поташник, М. Левит За матеріалами: Освіта.ua Дата публікації: 18.10.2007