История возникновения правил дорожного движения. Их изменение и развитие
История возникновения правил дорожного движения. Их изменение и развитие До изобретения парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания основным транспортным сред¬ством являлась повозка, запряженная лошадью, му¬лом. Широко использовались домашние или приру¬ченные животные в качестве верховых или вьючных. Города и дороги древних цивилизаций не были много¬людными, но необходимость упорядочить движение, а значит, обеспечить безопасность людей возникала всегда. Конец XIX — начало XX века — эпоха бурного развития автомобилей. Транспорт становился все бо¬лее совершенным, скоростным, а главное — много¬численным. В то же время число жителей городов и столиц государств стремительно увеличивалось в сот¬ни и тысячи раз. Стал неизбежным конфликт между автомобилем и человеком, решить который могли толь¬ко единые, обязательные для всех правила поведения на дорогах и улицах городов. Развитие международного автомобильного движе¬ния уже в начале XX века выдвинуло необходимость согласования правил движения транспорта между странами. В 1909 году появилось первое международное соглашение о порядке автомобильного движения. В 1926 году в Париже были приняты "Международ¬ная конвенция о дорожном транспорте" и "Междуна¬родная конвенция об автотранспорте". Правила дорож¬ного движения становились более детальными, под¬робными и ориентировались на применение техничес¬ких средств управления движением. Такими средства¬ми становились дорожные знаки, светофоры, а затем и разметка проезжей части. Стремительное развитие технологий, сосредото¬чение производства автомобилей в руках несколь¬ких европейских компаний после второй мировой войны ("Мерседес", "Вольво", "МАЗ", "Рено", "Фиат" и др.), резкое возрастание международных грузоперевозок — все это привело к необходимости развития дорожной сети и созданию единых усло¬вий движения транспорта. Организация Объединенных Наций (ООН), прове¬дя Всемирную конференцию по дорожному движению в Женеве в 1949 году, приняла следующие соглаше¬ния: "Конвенция о дорожном движении" и "Протокол о дорожных знаках и сигналах". Это были достаточно подробные документы, определявшие международные требования к организации и порядку дорожного дви¬жения с целью его развития и повышения безопасно¬сти. Советский Союз, в состав которого тогда входила и Беларусь, присоединился к этим соглашениям ООН в 1959 году. С учетом всех международных докумен¬тов были разработаны первые единые Правила движе¬ния по улицам и дорогам СССР, введенные с 1 января 1961 года. По мере развития транспорта и усложнения до¬рожной обстановки ООН совершенствовала междуна¬родное законодательство в области дорожного движения, и все развитые страны приводили свои законода¬тельства в соответствие с общепринятыми документа¬ми. Соглашения совершенствовались, обсуждались на Конференции ООН в Вене в 1968 году, дополнялись в 1973 году. Соответственно изменялись и законы до¬рожного движения во всех странах. Например, в СССР после введения единых правил в 1961 году пересмат¬ривались и уточнялись правила в 1965, 1970, 1973, 1987 годах. В Республике Беларусь с 1 июля 2003 года дей¬ствуют новые Правила дорожного движения, утвер¬жденные постановлением Совета Министров
• самое безопасное место в салоне, например, авто¬буса, троллейбуса — в средней его части, на сиденье, дальнем от окна. Стоять лучше, упираясь бедром или плечом в поручень. Держаться рукой желательно над головой, повыше. Нельзя просовывать руки и ноги между сиденьями, в щели, под поручни; • если салон переполнен, и вы находитесь рядом с дверью, развернитесь лицом к выходу, предусмотрев, чтобы при открывании дверей вам не зажало руку, ногу или одежду; • необходимо научиться определять места ава¬рийного выхода из салона — как правило, широ¬кие окна без форточек, оборудованные приспособ-лениями для облегчения удаления стекла, люки. Это может быть специальный молоток, закреплен¬ный на раме, или вложенный по периметру окна валик с ручкой; • в пути старайтесь не спать, поскольку человек, видящий ситуацию и своевременно реагирующий на нее, меньше рискует получить травмы; • старайтесь владеть дорожной обстановкой, ориен¬тироваться, в каком районе города или в каком на¬правлении вы едете, какие населенные пункты, реки, объекты проезжаете и какие находятся впереди. Обращайте внимание на наличие телефонной связи вдоль маршрута, объектов службы ГАИ, медицин¬ских учреждений и т.д., что позволит вам действовать эффективно в экстремальной обстановке. В случае аварии в автобусе, троллейбусе: • при резком торможении на большой скорости (по¬чувствовав толчок, удар) сгруппируйтесь, присядьте, прижав голову к груди и прикрыв руками, защищая живот, пах, постарайтесь упереться боком в поручни или расположенное впереди сиденье; • если необходимо выбить стекло в салоне, мож¬но воспользоваться молотком, массивным предме¬том или ударить ногой. Удар должен быть концент¬рированным, несуетливым, направленным в центр стекла; • при возникновении пожара в салоне нужно сроч¬но принять меры по оповещению водителя, определе¬нию аварийных выходов, тушению пожара (в салоне должен быть огнетушитель либо песок) и пресечению паники. Необходимо оказать помощь в эвакуации де¬тям, раненым, женщинам, старикам. Если авария произошла в трамвае или троллейбусе в результате короткого замыкания, покидать транс¬порт можно лишь тогда, когда водитель остановит его и выключит ток. Мы рассмотрели общие правила поведения при ава¬рии. В конкретном случае особенности ваших дей¬ствий будут зависеть от обстановки, специфики мест¬ности, погодных условий, наличия средств оказания помощи и т.д. Метрополитен — один из видов общественного городско¬го транспорта. В Республике Беларусь метро имеется в го¬роде Минске. Поезда "подзем¬ки" перевозят в сутки десятки тысяч пассажиров. Это очень удобный и надежный вид транспорта. Но, как и любой другой, он таит в себе опасность при нарушении правил пользования им. Входя на станцию метро, вы должны пройти турникет, дви¬гающийся эскалатор, выйти на перрон для посадки в поезд и затем зайти в вагон метро. Турникет — устройство для пропуска пассажиров на станцию и взимания платы за проезд. Если вы не опустите в турникет жетон — плату за проезд, — фотоэлемент закро¬ет вход. При этом возможны травмы, ушибы. Если вы за¬трудняетесь пройти турникет, обратитесь к диспетчеру. По¬мочь вам — его обязанность. Эскалатор — движущаяся лента, образующая металличес¬кие ступени, для перемещения пассажиров к перрону и обрат¬но. На эскалаторе следует сто-ять, держась рукой за поручень. Нельзя бегать по эскалатору, си¬деть на нем, загромождать про¬ход вещами. Необходимо стоять лицом в сторону движения, сле¬дить, чтобы не зажало край одежды, каблук или подошву обуви. На выходе с эскалатора нельзя задерживаться. Перрон — площадка для ожидания поезда метро. На перроне обычно скапливается множество людей, часто с вещами, что создает опасность давки. Запрещено до остановки поезда пересекать ограничитель¬ную линию и подходить к краю перрона — вас могут случайно столкнуть вниз, на рельсы, которые нахо¬дятся под высоким напряжением. Если вы уронили что-нибудь на рельсы, обращайтесь к дежурному по станции, ни в коем случае не пытайтесь достать упав¬шее сами. Вагон поезда предназначен для перевозки пассажиров по маршруту. При входе в вагон снимите ранец (рюкзак). Если в вагоне нет свободных мест для сидения, держитесь за поруч¬ни: поезд довольно резко наби¬рает ход и тормозит, возможны падения пассажиров. Во время движения могут произойти от¬ключение освещения, резкая ос¬тановка, задымление, загорание электропроводки. Все это грозит опасностью пассажи¬рам. Каждый вагон метро оборудован экстренной свя¬зью с машинистом. При любой опасной ситуации на¬жмите кнопку, четко назовите номер вагона и объясни¬те суть происшествия. В случае возникновения ава¬рийной ситуации соблюдайте спокойствие и выполняйте ко¬манды машиниста или дежур¬ного на станции. Минский метрополитен — гордость нашей республики. Ведите себя в метро достойно, не шумите, не сорите. Соблю¬дайте правила поведения в об¬щественных местах.