Пятница, 19 Апр 2024, 11:27
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю истории

Рамочные условия исследовательской работы
Интернет и изучение истории

Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории

О всемирной глобальной компьютерной сети написаны сотни статей и десятки книг. Это, однако, не слишком помогает в двух словах ответить на вопросы: что такое Интернет; почему учитель истории и обществознания должен знать о нем и стремиться воспользоваться его возможностями?

Новые информационные технологии (НИТ), позволяющие, в частности, передавать по Интернету текст, звук, графику, любой видеоряд, могут оказаться весьма полезными в учебном процессе. Специфика НИТ заключается в том, что они предоставляют пользователю — учителю и учащимся — громадные возможности выбора источников сведений. Это и информация в сети (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев), и информация, содержащаяся на гибких дисках, на лазерных дисках (технологии CD-ROM), на видео- и аудиокассетах, на печатных носителях, которые могут использоваться и вне сети.

Интернет создает также условия для эффективного сотрудничества с учащимися других школ, где бы они ни находились, для получения образования на расстоянии — в любых образовательных учреждениях России или зарубежных стран. Возможности Интернета значительно расширяются за счет передачи по сетям не только текста, но и изображения и звука.

Учитель-практик может возразить: сейчас, когда так мало часов выделено на историю, обществознание, граждановедение, когда нет в достатке хороших учебников, когда не решены проблемы, связанные с переходом на систему концентров, разговоры о новых информационных технологиях, а тем более о какой-то далекой сети Интернет излишни и только отвлекают от решения насущных задач. В лучшем случае Интернет может интересовать учителей информатики...

Смею утверждать, что это далеко не так. Прежде всего, конец ХХ столетия характеризуется изменением концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Наиболее полно отражает современные цели обучения в школе личностно ориентированный подход, который отвергает типичную для недавнего времени ориентацию на «среднего» ученика.

Главной задачей образования становится не столько «овладение суммой знаний», сколько развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, а также формирование умений и навыков, необхдимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Для решения такой задачи недостаточно только учебника, хрестоматии да традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации.

Но и информационная составляющая — не главное в концептуальном изменении подхода к образованию. Лишь активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных может отвечать потребностям современного процесса обучения.

В последние годы возникло и стремительно растет мощнейшее информационное поле — Интернет. Интернет не имеет единого центра, у него нет хозяина или хозяев; любой желающий может здесь не только получить интересующие его сведения, но и поделиться своей информацией, своими взглядами с другими пользователями сети. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что в Интернете есть немало информации, способной оказать негативное воздействие на нравственное, культурное, духовное развитие личности. Это создает известные проблемы, и педагоги, в том числе и учителя истории, не вправе делать вид, что этих проблем не существует. Ведь число домашних компьютеров и различных информационных центров, где учащиеся могут получить доступ в Интернет, стремительно растет.

Само время диктует необходимость свободного владения компьютерной техникой, которое не достигается только в результате обучения информатике. Предмет «Информатика» нацелен главным образом на выработку у учащихся основ компьютерной грамотности, причем пользовательские навыки, необходимые для работы в Интернете, изучаются в старшей школе. Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно получить навыки работы в Интернете гораздо раньше. Следовательно, у педагогов нет выбора. Либо они сумеют использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовать процесс обучения, направить усилия на формирование у учащихся самостоятельного творческого мышления, — либо процесс выйдет из-под контроля.

Разумеется, речь не идет об оборудовании каждого кабинета истории и обществознания некоторым количеством компьютеров, а о попытках организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными программами. Ни компьютер сам по себе, ни Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Речь о другом — о включении компьютерных технологий в образовательный процесс путем организованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности.

Успешное усвоение учащимися школьного курса истории оказывает глубокое воздействие на формирование мировоззрения личности. Использование возможностей НИТ способствует как реализации целей и задач курса истории, так и задач общепедагогических. Использование средств НИТ, в частности материалов, размещенных на различных серверах Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков, полезных для освоения знаний о прошлом.

Принципиально важным для организации изучения истории с помощью образовательных серверов Интернета является возможность непрерывного образования. Привычные модели обучения истории не позволяют обратиться к достаточно обширным базам данных исторических источников. В традиционном обучении происходит обращение к источникам, размещенным в учебниках или в хрестоматиях, набор которых ограничен объемом печатных пособий, а выбор тех или иных из них определяется симпатиями и антипатиями составителей хрестоматий и авторов учебников.

Объемы информации, имеющейся в Интернете, на несколько порядков больше, чем в любом печатном издании. Однако это обстоятельство порождает и немалые трудности. Разработка проблем использования информации из компьютерной сети в процессе обучения должна прежде всего касаться психолого-педагогических и научно-организационных проблем — с учетом специфики той информационно-предметной среды, которую создают современные средства компьютерных телекоммуникаций, мультимедиа. В противном случае сведения окажутся невостребованными либо приведут к отрицательным последствиям для педагогов и учащихся.

Одним из преимуществ использования информации из Интернета является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения истории на методы поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на серверах Интернета, не заменяет учебник, — она лишь создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения исторического материала).

Интернет всерьез пришел в Россию в 1995 г.; сначала его возможности использовались различными фирмами для рекламы своей продукции. Однако в последние два года ситуация заметно изменилась. Наблюдается устойчивый рост числа серверов, содержащих образовательную информацию, в том числе по истории и обществознанию.

В Интернете появились новые пользователи — учителя, преподаватели вузов, школьники, студенты, активно переписывающиеся друг с другом, обменивающиеся информацией, участвующие в различных проектах. Они не являются профессиональными компьютерщиками, но умеют достаточно уверенно работать в сети, использовать ее информационные ресурсы. С другой стороны, провайдеры (владельцы) телекоммуникационных сетей озабочены теперь не столько собственно развитием техники и прокладыванием новых линий связи (хотя и эта задача остается актуальной), сколько проблемой информационного наполнения уже имеющихся в сети серверов.

Развитие Интернета в России создало еще одну серьезную педагогическую проблему. Дело в том, что наиболее посещаемыми сайтами были и остаются те, которые содержат собрания рефератов, курсовых работ и им подобные тексты. Сеть Интернет имеет несколько поисковых систем (Rambler, Апорт и др.), с помощью которых пользователи ищут ту или иную информацию. Одновременно эти поисковые системы ведут учет, какие же сайты, какая информация запрашивается чаще всего. Первые строчки в любой поисковой системе уверенно занимают «российские коллекции рефератов» и т.п.

Учитель обязан знать и эти ресурсы Интернет, чтобы быть в состоянии оценить уровень реальных знаний своих учеников. Однако обилие готовых шпаргалок не должно, на наш взгляд, стать отпугивающим фактором. Важнее грамотно использовать имеющееся информационное поле.



Информационные возможности Интернета

Если десять лет назад Интернет использовался прежде всего для интерактивной связи между отдельными людьми (электронная почта) и группами абонентов (электронные конференции), то в настоящее время он превратился прежде всего в информационное поле.

Рассмотрим вопрос о том, информация какого типа занимает больше всего места в Интернете.

По содержанию в текстовой информации выделяются справочная (электронные библиотеки, сайты вузов); научная и научно-популярная (тексты книг, курсы лекций, материалы газет и журналов); учебная (курсы дистанционного обучения, методические разработки, рефераты и пр.); познавательная (тексты общего назначения).

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Чаще всего бесплатно предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек. Некоторые библиотеки содержат и отсканированные тексты изданий.

Наиболее значительную на сегодняшний день информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки (http:/www.shpl.ru). Сайт содержит электронный каталог библиотеки за ряд лет, некоторые издания и документы в электронном виде (они могут быть скопированы пользователями). Кроме того, в ГПИБ можно получить статью из любого журнала (эта услуга платная). В библиотеке имеется Центр дистанционного обучения. Сайт ГПИБ содержит перечень ресурсов Интернета по истории и культуре, где насчитывается 28 наименований. ГПИБ и еженедельник «История» (приложение к газете «Первое сентября») проводят открытые конкурсы исследовательских работ учащихся. Так, до конца 1999 г. проводился конкурс на тему «Прошлое России в истории моей семьи» для учащихся V—XI классов (http://tellur.ru/`historia/konkurs.htm).

Значительную информацию можно получить и на сайте Российской государственной библиотеки (http://rsl.ru), где особый интерес вызывает библиография книг с 1986 по 1997 г., диссертаций с 1995 г., авторефератов с 1987 г. Представлены и последние поступления в библиотеку. К сожалению, доступна пока только библиография; сканирование текстов книг и документов в РГБ лишь начинается. На сайте представлены научные программы библиотеки, служба доставки документов «Русский курьер».

По характеру информации и возможностям использования к библиотекам примыкает сайт Государственного исторического музея (http://www.shm.ru/), где представлена информация о выставках в музее (в том числе виртуальных), о проводимых конференциях. Представлены также публикации музея по историческим проблемам.

Для педагогов значительную информацию предоставляет Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского (http://www.gnpbu.ru), каталог которой отражает все поступления в библиотеку с 1994 г., в том числе новые учебные программы, пособия, учебники по истории.

Аналогичного характера информацию содержат и сайты вузов.

Наиболее обширную и полезную информацию содержит сайт Исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/). Здесь размещена информация о кафедрах, о проводимых факультетом конференциях. Имеются список литературы (библиография), перечни учебников и учебных пособий, доклады, материалы симпозиумов и конференций. Сайт МГУ содержит и электронные ресурсы: тексты документов и книг по отечественной и зарубежной истории. Начато создание электронных баз данных; в частности, имеется уже база данных «Динамика российской промышленности за 1887—1913 гг.».

Ярославский государственный педагогический университет представлен сайтом (http://dima.history.yar.ru/), где отражена библиография, представлены тексты ряда книг, некоторые лекционные курсы и методические пособия.

Алтайский университет (http://kleio.dcn-asu.ru/index/shtml) представляет ассоциацию «История и компьютер», созданную на историческом факультете. Здесь можно найти информацию о работах преподавателей и студентов, о проектах, разрабатываемых в университете. В большей степени на сайте отражены материалы по всеобщей истории.

В Интернете можно отыскать много различных курсов лекций по истории. Так, на одном из сайтов (http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm) расположены полные тексты лекций Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, работы Г.В.Вернадского. Лекционный курс истории России профессора А.С.Орлова из МГУ содержится на сайте (http://info.phys.msu.su/histrussia/contents.htm). Этот курс лекций может быть рекомендован и для поступающих в вузы, и для дополнительного изучения некоторых тем в классе.

Однако не все размещенные в Интернете курсы лекций могут быть использованы в школах. Так, в сети опубликована масса работ А.Т.Фоменко, посвященных «новой хронологии» (тексты А.Т.Фоменко см.: <http://univ2.omsk.su> /Омский университет/; работы его оппонентов доступны на сайте <http://chat.ru/`fatus/foma.htm>). Вряд ли можно рекомендовать и лекции А.К.Гуца (http://www.univer.omsk.su/`guts/history), методологические и методические подходы которого представляются крайне сомнительными.

Большой и заслуженный интерес вызывают появляющиеся в последнее время персональные сайты ученых. К настоящему времени лишь один ученый-историк удостоился персонального сайта в Интернете. Речь идет о Л.Н.Гумилеве (http://kulichki.rambler.ru/“gumilev/index), интерес к работам которого огромен. На сайте «Gumilevika» размещены все труды Л.Н.Гумилева, библиография, работы о нем. Кроме того, сайт содержит работы авторов, взгляды которых перекликаются со взглядами Л.Н.Гумилева: А.А.Васильева, Г.В.Вернадского, Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого и дргих.

Особое место в Интернете занимают сайты периодических изданий. Некоторые из них существуют только в электронном виде, другие – и в электронном, и в традиционном, бумажном. В качестве примера можно привести сервер объединения педагогических изданий «Первое сентября», существующий в Интернете с 1997 г. и уже успевший завоевать популярность среди педагогической общественности. На сервере <http://www.1september.ru> помимо свежего номера газеты «Первое сентября» регулярно публикуются материалы ее предметных приложений – «Истории», «Литературы», «Английского языка», «Немецкого языка», «Французского языка» и др.

Полезными справочными сайтами являются сайт «Учебники Москвы» (http://textbook.int-edu.ru), где приведены более тысячи наменований учебных пособий и 250 программ по различным предметам, учебно-методическое обеспечение программ, методические разработки, а также сайт российского школьного образования (http://www.school.edu.ru).



Визуальная (графическая) информация

Визуальная историческая информация в Интернете — это в основном картины виртуальных музеев и виртуальных выставок, коллекции фотографий.

Сайт «Музеи России» (http://museum.ru) содержит данные о более чем тридцати музеях, галереях, выставках. Особо следует выделить сайт Эрмитажа (http://hermitage.ru), предлагающий информацию о коллекциях и выставках музея.

Интерес вызывает также виртуальный музей истории культуры Сибири (http://sati.archaeology.nsc.ru/virtual-e.htm).

Государственный музей А.С.Пушкина (http://www.museum.ru/Puschkin) и Всероссийский музей А.С.Пушкина (http://www.pushkin.ru/) предлагают пользователям Интернета большой материал о биографии поэта, о его произведениях, иллюстрации, документы, биографические статьи о современниках поэта.

Сайт музея Кижи (http://www.soros.karelia.ru/projects/1998/kizhi) помогает не только познакомиться с памятниками архитектуры, но и провести виртуальную экскурсию. В материалах сайта заложено 11 экскурсий, которыми может воспользоваться учитель.

Доступны для учителя и учащихся оказываются сокровища Лувра (http://mistral.culture.fr/louvre/louvrea.htm), Музея Метрополитен (http://www.metmuseum.org/), Галереи Уффици (http://www.uffizi.firenze.it/ welcomeE.html).

Качество современных мониторов позволяет репродуцировать произведения искусства не хуже, чем в альбомах. Большую помощь для учителя при изучении вопросов истории культуры, при преподавании курса МХК могут оказать сайты, содержащие изображения картин и рисунков Питера Брейгеля (http://sunsite.auc.dk/cjackson/bruegel1/), Яна Вермеера (http://www/ccsf/caltech.edu/~roy/_vermeer/thumb.html), импрессионистов (http://www.ugrad.cs.jhu.edu/~baker/).

Виртуальный музей — это собрание web-страниц, иногда расположенных на разных серверах, содержащих каталоги и фотографии из различных собраний. Возможностей у посетителя виртуального музея гораздо больше, чем у разглядывающего изданный на бумаге альбом. Изображение любого экспоната посетитель может сразу же скопировать на свой компьютер, что оказывается удобнее и дешевле приобретения не только печатной продукции, но даже и компакт-дисков. Виртуальный музей может быть как плоским, так и трехмерным — позволяющим пройти по залам, посмотреть на экспонаты под разными углами.



Виртуальные энциклопедии

Наиболее известный web-сайт энциклопедий (http://www.encyclopedia.ru) содержит базу данных по электронным и традиционным энциклопедиям, ссылки на энциклопедии в Интернете.

В сети Интернет размещена энциклопедия Брокгауза и Эфрона (http://russia.agama.com/bol/), представляющая собой богатейшее собрание информации конца XIX — начала XX в. Можно воспользоваться web-энциклопедией «Кирилл и Мефодий» (http://www.km.ru/news), которая включает в себя одновременно универсальную и несколько отраслевых энциклопедий.

Работает также виртуальная библиотека (http://library.virtualave.net), где в разделе «Дипломатия» можно найти, например, текст советско-германскго пакта о ненападении 1939 г. с секретными протоколами к нему, мобилизационный план Красной армии в 1941 г., характеристику командного состава РККА накануне войны, Атлантическую хартию, документы по ленд-лизу и т.д.

Близкой по характеру является энциклопедия мировой авиации (http://www.cofe.ru/avia/a/list_avia.htm), содержащая более 2 тыс. статей с описаниями, фотографиями самолетов и вертолетов всех времен и народов.

К публикациям энциклопедического характера можно отнести всероссийский каталог икон (http://www.wco.ru/icons.ru), где представлены репродукции икон Древней Руси XI—XYI вв., иконопись древних Новгорода, Пскова, Твери, литература по иконографии, изображения избранных икон из коллекции художника П.Корина.

При изучении курсов истории в V—IX классах можно воспользоваться хорошим справочным сайтом «Семейный советник» (http://www.home.rigor.ru/1_9/religia/history/index/htm). Здесь представлены сведения о религиях древнего мира, в частности Междуречья, о славянском язычестве, о мировых религиях: исламе, буддизме, христианстве. По сути сайт представляет собой иллюстрированный курс истории религий — электронный учебник-справочник.

Энциклопедический характер имеет и сайт <http://heraldy.hobby.ru/frame/empire. html>, где приведены гербы всех губерний Российской империи и их краткое описание.



Интерактивные возможности Интернета

С самого возникновения Интернет создавал большое количество возможностей, основанных на интерактивном, диалоговом типе общения. Без развития именно интерактивного характера общения в сети ее образовательный потенциал снижается во много раз. Сейчас Интернет предоставляет несколько различных способов организации диалога; эти способы можно объединить в два основных вида: электронная почта и электронные (телекоммуникационные) конференции.

Каждый абонент компьютерной сети (школа, учитель, учащийся) при регистрации получает в Интернете стандартный адрес, с помощью которого он может обмениваться электронными письмами с абонентами по всей России и миру.



Электронная почта включает в себя:

— собственно почту: отправку и прием электронных писем, которые, в отличие от обычных, доставляются абонентам в любую точку земного шара в течение нескольких часов; электронные письма адресат получает и читает в удобное для себя время;

— получение и отсылку материалов телеконференций, дискуссий (если они проводятся не в режиме реального времени).

Возможности электронной почты используются сегодня очень широко: и для переписки, и в ходе осуществления телекоммуникационных проектов, и в курсах дистанционного обучения. Интересный дидактический материал по использованию электронной почты накоплен в ходе проведения эвристических олимпиад в проекте «Феномен», где ставилась задача предоставить участникам возможность проявить свои творческие способности (подробнее см.: Хуторской А.В. Дистанционные формы творчества // ИНФО. 1998. № 6. С. 65—77).



Электронные конференции могут быть разделены на проводимые в реальном масштабе времени (чат-конференции; от англ. сhat — разговор, болтовня), и с отсроченным доступом к материалам.

Важным свойством Интернета является IRC (Internet Relay Chat) — возможность организации бесед и обмена информацией в реальном масштабе времени, в режиме прямого диалога.

Телеконференция с отсроченным доступом является в определенной мере аналогом обычной письменной дискуссии: на обсуждение выносятся вопросы, участники конференции присылают по электронной почте свои ответы. Преимуществами электронной конференции являются:

— неограниченный в географическом смысле охват участников, которые могут находиться в разных точках России и всего мира;

— возможность подключиться к дискуссии в любое время — пока продолжается конференция;

— наличие технических возможностей для участников поддерживать связь друг с другом — вне зависимости от обмена вопросами и ответами.

В ходе телекоммуникационных проектов возможности электронных конференций используются очень активно. Значительный дидактический опыт использования электронных конференций накоплен в Институте общего среднего образования РАО, в проектах «Гармония», о которых упоминалось выше (подробнее см.: Компьютерные телекоммуникации — школе: Пособие для учителя. М., РАО, 1995; Ястребцева Е., Быховский Я. Моя провинция — центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. М., 1999. С. 152—158).



Поисковые возможности Интернета

Всякий, кто хоть раз пробовал войти в Интернет, думаю, быстро убеждался, что без помощи поисковых систем ему не обойтись. Имеющийся на компьютере проводник — программа, позволяющая пользоваться сетью Интернет (например, Internet Explorer), имеет встроенные средства поиска.

Значительно бульшие возможности предоставляют поисковые системы и метапоисковые системы.

Поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет, каталогизируют текстовую информацию, автоматически проводят ее индексирование. На ряде серверов и сайтов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. В конце 1999 г. ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией, были наиболее полно представлены на сервере фирмы «Клио-софт» (http://history.ru/hist/htm), на сайте Государственной публичной исторической библиотеки и на специальном справочном сайте (http://www.chat.ru/`vvvhistory/index.htm).

Значительный объем web-ресурсов по истории и археологии приведен на сайте Кемеровского университета (http://www.kemsu.ru/org/sapar/index.html). Электронный «Русский журнал» (http://www.russ.ru/edu/) имеет раздел «Образование», где приводятся сведения о конференциях по истории, о новых учебниках и пособиях.

Сайт «Москва школьная» (http://www.mschools.ru/) будет полезен учителям и учащимся тем, что там можно найти новости, более 50 web-адресов московских школ, перечни проектов учебного и познавательного назначения, в которых учащиеся и педагоги могут принять участие. На сайтах школ размещаются учебные программы, опросники, анкеты, конкретные методики.

Мощным бесплатным поисковым сервером общего назначения является Altavista (http://altavista.digital.com). Созданный в 1995 г., он содержит более 15 млрд. слов с 30 млн. web-страниц, которые размещены на 276 тыс. серверов.

Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться сразу к нескольким средствам поиска и получить список web-документов сразу из нескольких источников. Учитель может воспользоваться услугами метапоисковых систем, работающих бесплатно: MetaCrawler (metacrawler.cs.washington.edu:8080/index.html); SavvySearch (www.cs.colostate.edu/~dreiling/smartform.html); The Cosmix Mother Load Metasearch (www.cosmix.com/motherload).



Использование образовательной информации Интернета на уроках и во внеурочное время

Как уже говорилось, в Интернете уже сегодня размещен значительный объем информации, которая в той или иной степени носит образовательный характер и может использоваться на уроках и во внеурочное время. Принципы организации и функционирования сети Интернет не препятствуют, к сожалению, появлению в ней и информации, научная ценность которой сомнительна, а педагогическая целесообразность использования отсутствует вовсе.

Учитель должен помнить, что не вся информация, представленная в Интернете, достоверна. Многое зависит от того, кто является владельцем сервера или сайта, размещенного на нем: государственная организация, коммерческая компания или частное лицо.

В современных условиях не представляется возможным даже ставить вопрос о педагогической экспертизе появляющихся в сети материалов. Поэтому решающая роль остается за педагогом. Его квалификация, заинтересованность в учебном предмете, умение использовать нетрадиционные педагогические технологии создают основу для педагогически целесообразного и методически выверенного включения материалов Интернета в школьное образование.

Сегодня отбор размещаемых в сети материалов находится в руках заинтересованных людей, выстраивающих информацию в зависимости от своего видения вопроса. К сожалению, не всегда создатели сайтов учитывают тот факт, что к их текстам могут обратиться учащиеся.

Материалы, размещаемые в Интернете, не охватывают, разумеется, всех разделов и тем школьного курса истории. Фрагментарность видна и в том, что, например, вопросы экономической истории России пока в Интернете практически не освещены. Крайне сложно обнаружить интересные материалы по истории отечества советского периода. Плохо представлены в Интернете и обучающие дистанционные курсы по истории. Исключение составляет лишь перенесенный в Интернет CD-ROM учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для IX класса. Таким образом, в стадии становления находится как информационная база, так и методика ее использования в учебных целях.

Каким же образом разнообразная информация, иллюстрации, поисковые системы могут быть использованы педагогами-историками?

Как уже упоминалось, львиную долю наиболее востребованной информации сегодня составляют коллекции рефератов и им подобных работ. Учащиеся, пользуясь готовой шпаргалкой, копируют рефераты, поверхностно видоизменяют их и представляют уже как свою работу. Надо сказать, что учителя многих школ, особенно в крупных городах, уже обратили внимание на этот факт.

Требование, чтобы работы учеников представлялись написанными от руки, — защита примитивная. Конечно, учителю полезно знать названия и адреса серверов, где размещены эти коллекции, чтобы суметь оценить степень самостоятельности работы своих учащихся, но выявить факты заимствования из Интернета очень сложно. Гораздо интереснее дать ребятам задание: проанализировать и оценить группу готовых рефератов.

Еще более интересной представляется постановка таких заданий, которые требуют анализа, осмысления текста, будь это книга или какой-либо материал из Интернета, — это снижает вероятность обнаружения готового реферата именно такого содержания. При подобном подходе обращение к коллекции рефератов и работа с нею будут способствовать как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории или обществознанию.

Обширная информация, представленная в Интернете, может быть использована учителями в ходе подготовки лекций или текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы с лекциями выдающихся историков можно скопировать на свой компьютер, распечатать и использовать фрагменты из них. Таким же образом можно подготовить и раздаточные материалы для учащихся (фрагменты из текстов исторических работ с вопросами и заданиями к ним, которые должен составить сам учитель).

Иллюстративный материал также может быть скопирован на компьютер и распечатан на принтере. Используя специальную проекционную аппаратуру, иллюстрации, получаемые по сети Интернет, можно демонстрировать на большом экране в классе.

Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети, как организация виртуальных экскурсий, что весьма важно в сегодняшней ситуации, когда далеко не все школы могут позволить себе оплатить реальные поездки учеников.

Выше были названы сайты музеев, некоторых городов России и стран СНГ, которые позволяют учителю непосредственно на уроке (при наличии компьютерного класса) или во внеурочное время провести такие виртуальные экскурсии. Некоторые сайты предлагают экскурсии уже в готовом виде (например, сайт «Кижи»); ими остается только воспользоваться. В других случаях учитель после знакомства с материалами сайта сам составляет план экскурсии.

Материалы из Интернета создают хорошую основу для организации внеклассной работы, связанной с участием в различного рода телекоммуникационных проектах по истории. Некоторые из этих проектов уже упоминались (проект Исторической библиотеки, проекты «Москвы школьной»).

В Интернете имеется сайт «Всероссийское генеалогическое древо» (http://www.people.adicom.ru/), представляющий собой постоянно растущую базу данных, авторами которой выступают гости сайта. Раздел «Впишите себя» позволяет принять участие в составлении собственного генеалогического древа, получить консультации специалистов.

Официальный сайт школьного образования (http://www.school.edu.ru/) содержит информацию о текущих учебных проектах, олимпиадах и конкурсах.

По мере развития Центра дистанционного обучения Российской академии образования (http://ioso.iip.net) количество и качество проектов будет, надо надеяться, расти.

Уже сейчас, пользуясь материалами Интернета, педагоги могут организовать исследовательские и творческие проекты, способные усилить мотивацию изучения истории. Так, с помощью сайтов, посвященных Отечественной войне 1812 г., восстанию декабристов, Великой Французской революции, преподаватели могут организовать проекты для учащихся (см.: Дистанционное обучение / Под ред. Е.С.Полат. — М., 1998; о некоторых проектах в области краеведения см.: Ястребцева Е., Быховский Я. Моя провинция — центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. М., 1999. С. 59—60).

При изучении темы «Восстание декабристов» (VIII и XI классы) учитель может дать опережающее задание: «Почему план декабристов, составленный вечером накануне выступления, не был реализован?» Поручив учащимся воспользоваться материалами алфавитного указателя, размещенного на упоминавшемся сайте «Музей декабристов», учитель с ребятами сумеют проследить, чем конкретно занимался каждый из лидеров Северного общества в день 14 декабря 1825 г.

Дискуссия о возможных вариантах развития страны может быть организована либо на специально выделенном для этой цели уроке, либо в ходе заседания научного общества учащихся, на школьной исторической конференции и т.д.

Можно организовать предметный вечер, посвященный судьбам декабристов, их жен. Материал, в том числе иллюстративный, для этого на сайте есть. Выступления учащихся помогут глубже понять одно из выдающихся событий отечественной истории. Это, впрочем, лишь пунктиром намеченный вариант использования сайта.

При изучении курса истории второй мировой войны в IX классе (или во втором концентре) целесообразно поручить одному-двум учащимся, пользуясь интернетовской энциклопедией мировой авиации, подобрать материал о самолетах и вертолетах советской армии; еще одному-двум школьникам — материал о летной технике противника. В ходе дискуссии можно использовать материал о нереализованных проектах стран — участниц второй мировой войны.

Материалы Интернета могут быть использованы и для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении соответствующих разделов, тем учителя могут рекомендовать учащимся обратиться к материалам тех или иных сайтов — для того, чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение.

Так, учащиеся VI класса, имеющие навыки работы с компьютером, могут самостоятельно (по заданию учителя) провести поиск дополнительной информации на сайте «Античная мифология» и выступить затем с сообщением на уроке.

В ходе итогового повторения в XI классе можно, обратившись к сайту Истфака МГУ, получить доступ к электронным текстам всех советских конституций: 1918, 1924, 1936, 1977 гг. Используя данные тексты на уроке, старшеклассники составляют таблицу, которая позволит проследить, как менялся объем прав и свобод граждан (и возможности их реализации), как происходило преобразование политического строя.

Учащимся, интересующимся археологией, можно рекомендовать подготовить доклад о новейших достижениях российских ученых, используя материалы упомянутых выше сайтов.

Большинство сайтов позволяют вести с их помощью электронную переписку — как с авторами, так и с другими пользователями. Так, сайт «Виртуальная библиотека» содержит обширную переписку, посвященную истории второй мировой войны.

Иллюстративный материал сайтов, если нет препятствий к копированию, может быть использован учителями для оформления постоянной или сменной экспозиции в кабинете истории и обществознания. Немаловажно и то, что сегодня, когда учебная промышленность практически не выпускает раздаточные материалы, учителя могут сделать их самостоятельно, используя открытую информацию из Интернета.

Наконец, материалы из сети помогают организовать контроль знаний. На некоторых сайтах («Античная мифология», «История Древней Месопотамии» и др.) содержатся тесты и проверочные задания. Тесты для абитуриентов можно найти также на web-серверах вузов.

Разумеется, главное назначение Интернета не состоит в том, чтобы латать дыры, образовавшиеся из-за практически полного отсутствия промышленно выпускаемых средств наглядности. В первую очередь Интернет следует использовать для вовлечения школьников в различные телекоммуникационные и дистанционные проекты, для общения с учащимися из других стран, для участия в теле- и видеоконференциях, chat-дискуссиях и web-конференциях, для ведения электронной переписки.

Таким образом, мы присутствуем сегодня при зарождении новой технологии обучения истории и обществознанию с помощью Интернета. В этой статье я коснулся лишь некоторых вопросов, связанных с использованием Интернета в учебном процессе и во внеучебное время. За пределами статьи остались проблемы организации контроля и тестирования с помощью Интернета, создания в школах собственных web-квестов (минисайтов, содержащих странички учителя и учащихся), дистанционного обучения с помощью Интернета. Несомненно, что тема использования Интернета в преподавании истории вскоре займет существенное место в публикациях педагогической прессы.
Категория: Учителю истории | Добавил: [MFS]LancerS (02 Мар 2012)
Просмотров: 747 | Теги: исследовательской, рамочные, работы, условия | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
11:27


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz