Четверг, 30 Май 2024, 06:13
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51637


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Формы подростковой нарко и алкозависимости. Методы работы по профилактике.
Подростковый возраст - возраст становления. Подросток еще пло-

хо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится

жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочет попробо-

вать, обо всем хочет составить собственное мнение. Если добавить

к этому массу новых проблем, от экономических до социальных, пер-

вые личные драмы и разочарования, неумение справиться с собствен-

ными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уяз-

вим для наркотиков.

Понимание того, каковы причины наркотизации и алкоголизации

подростков и как происходит приобщение подростка к алкоголю и

наркотику, имеет исключительное значение для планирования и про-

ведения профилактической работы. Результаты обследования школьни-

ков, употребляющих наркотики и алкоголь позволяют составить рей-

тинг причин, которые, по мнению самих подростков, сыграли решаю-

щую роль в их приобщении к алкоголю и наркотикам (Научно-исследо-

вательский проект "Наркотики в школе",

г. Кемерово, 1997 г.).

1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей

группе сверстников.

2. Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхва-

ливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркоти-

ков.

3. Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти эк-

стремальной ситуации.

4. Желание пережить эмоционально приятное состояние "кайф".

5. Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка

человека.

6. Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неп-

риятное ощущение.

7. Демонстративный протест.

Таким образом, наиболее действенной причиной приобщения под-

ростков к алкоголю и наркотикам является желание походить на

своих друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.

Рассмотренные выше причины приобщения к алкоголю и наркотикам,

как их видят сами алко и наркозависимые подростки, не исчерпы-

вают всей сложности проблемы формирования пагубной зависимости.

Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных

отношений подросток испытывает действие самых различных факторов,

которые могут как способствовать, так и припятствовать алкоголи-

зации и наркотизации. Чтобы адекватно строить профилактическую

работу, необходимо представлять себе в целом ситуацию, в которой

находится подросток, и уже затем выыбирать те звенья, на которые

можно реально воздействовать.



Объективные факторы.

Экономическая или социальная неустроенность. У детей из со-

циально неблагополучных семей с неудовлетворительными бытовыми

условиями, родители которых имеют малопрестижную или малооплачи-

ваемую работу, больше шансов приобщиться к наркотикам.

Неблагополучное соседство и общественная необустроенность. Ра-

йоны, характеризующиеся высоким уровнем преступности, с часто ме-

няющимися жильцами и высокой плотностью населения отличаются бо-

лее высоким распространением алко и наркозависимости.

Переводы и частые переезды. Переводы, например, учащихся из

начальной школы в среднюю, из младших классов в старшие сопровож-

дается ростом употребления психоактивных веществ. Чем чаще семья

переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с

употреблением алкоголя и наркотиков. Однако, если семья умеет ор-

ганично вливаться в жизнь общества на новом месте, данный риск

понижается.

Доступность наркотиков и алкоголя. В школе где наркотики бо-

лее доступны существует более высокий показатель употребления

наркотиков. Невнимательность и непонимание выжности данной проб-

лемы продавцов и распространителей алкоголя, наркотиков и токси-

ческих веществ также играют решающую роль в приобщении к пагуб-

ным привычкам подростков.





Субъективные факторы.

Семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные

в семьях с алкогольными или наркотическими традициями, подверже-

ны большему риску пристраститься к наркотикам. В этом, по-видимо-

му, свою роль играют как генетические факторы, так и влияние ок-

ружения.

Неумелость и непоследовательность воспитания. В семьях, где

родители не устанавливают четких норм поведения, где дети остают-

ся предоставленными сами себе и где дисциплинарная практика чрез-

мерно сурова и непоследовательна, дети подвергаются большему рис-

ку наркотизации.

Неуспеваемость и нежелание учиться. Подростки, которым школа

ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней, тер-

пят неудачи в учебе, имеют большую склонность к алкоголю и нарко-

тикам.

Общение с употребляющими алкоголь и наркотики сверстниками.

Это является одним из наиболее надежных индекаторов, указывающих

на возможность употребления алкоголя и наркотиков подростками, не

зависимо от того, имеют место или нет другие факторы риска.

Положительное отношение к алкоголю и наркотикам. Когда алко-

голь у подростков ассоциируется с хорошо проведенным временем,

существует очень большая вероятность, что они будут выпивать и

употреблять наркотики.
Существуют также факторы, которые удерживают подростков от

употребления наркотиков даже в самой неблагоприятной обстановке.

К таким защитным факторам относятся:

1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.

2. Привязанность к своим близким.

3. Возможность активного участия в значимой деятельности.

4. Успешность в овладении знаниями и умениями.

5. Признание и одобрение со стороны окружающих. Формирование

ценностей, альтернативных наркотику, обращение к

ресурсам личности подростка - вот та область, где усилие педаго-

гов и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты.

Специалист, занимающийся профилактикой наркозависимости дол-

жен хорошо представлять себе, что такое наркомания и как происхо-

дит формирование данной зависимости в подрастковом возрасте.

Наркотиком называется вещество, однократное применение которо-

го способно вызвать привлекательное психическое состояние, а сис-

тематический прием - психическую или физическую зависимость. Тер-

мин "наркотическое вещество" содержит в себе три критерия: меди-

цинский, социальный и юридический. Они взаимосвязаны, и наркоти-

ком можно признать какое-либо вещество только при единстве этих

критериев:

а) медицинский - вещество оказывает специфическое действие на

центральную нервную систему;

б) социальный - применение вещества приобретает масштабы социально

значимого явления;

в) юридический - вещество включено в список наркотических веществ

Министерством здравоохранения.

Наркоманией называется болезнь, вызванная систематическим

употреблением веществ, включенных в список наркотиков, и прояв-

ляющаяся зависимость от этих веществ - психической, а иногда и

физической.

Токсикомания же представляет собой болезнь, проявляющуюся по-

добно же психической, а иногда и физической зависимостью от ве-

щества, не включенного в официальный список наркотиков.

Развитие наркомании и алкоголизации принято разделять на три

стадии.

Границы между ними условны. Поэтому иногда прибегают к обозна-

чению вроде "наркомания I-II стадии" или "алкоголизм II-III ста-

дии".

Основным признаком I стадии является индивидуальная психичес-

кая зависимость. Основным признаком II стадии алкоголизации и

наркомании считается развитие физической зависимости и связанно-

го с ней выраженного абстинентного синдрома при перерыве регуляр-

ного злоупотребления. III стадия является итогом многолетнего те-

чения болезни. В подростковом возрасте ее развитие не успевает

достичь III стадии.

Не смотря на существенные различия, существующие в среде нар-

команов, всех их объединяют:

1) общие или одинаковые цели, задачи в плане приобретения нар-

котика и получения "кайфа";

2) признаваемы большинством нормы поведения: совместная покуп-

ка или приготовление наркотика;

3) объективные или субъективные трудности, возникающие в ходе

поиска, приобретения наркотиков, ломки, перекумаривание и т.д.

Наличие перечисленных выше параметров дает возможность гово-

рить о существовании наркоманов как асоциальной группы. Однако

контингент наркоманов очень неоднороден, что позволяет выделить

несколько оснований для классификации различных типов групп:

1. В зависимости от места создания, существования:

- по месту жительства (из одного двора, улицы, микрорайона);

- по месту учебы;

- члены одной семьи: муж и жена, два брата, брат и сестра.

Это наиболее опасная тенденция, когда наркомания становит-

ся семейной болезнью.

2. Состав группы по половому признаку:

- преимущественно мужская группа;

- смешанный состав по полу.

3. Образовательный состав группы. Большая часть респондентов

из числа наркозависимых - это люди с неполным средним обра-

зованием. И дело не только в молодости, сегодня часть руко-

водителей учебных заведений (особенно школ и техникумов)

видят смысл борьбы с наркоманией и алкоголизацией в исклю-

чении неблагополучных учащихся. Хотя последние и сами не

имеют большого желания учиться.

4. В зависимости от употребления наркотиков:

- курят: анашу, план, драп и все производные конопли (га-

шишная наркомания). Основными проявлениями гашишного

опьянения у подростков служат аффективные перепады от бе-

зудержного веселья до мгновения страха и ужаса, склон-

ность к "эмоциональному заражению", потребность дви-

гаться, общаться, высказываться.

- колются: ханка (или черняшка, как называют ее наркоманы -

самый распространенный наркотик в Кемерово), опиум, эфед-

рин и др. лекарственные препараты, ЛСД (диэтиламид лизер-

гиновой кислоты), героин (названый по степени распростра-

нения в Кемерово). Основные проявления: расширение зрач-

ков, тахикардия, повышение артериального давления. Иног-

да возникают симптомы, напоминающие ОРЗ. При длительном

применении развивается телесное истощение до дистрофично-

го состояния. При применении ЛСД - галлюцинации.

- токсикоманят: хлорэтил, дихлорэтан, клей "Момент", "Ток",

растворители и т.д. Однако, токсикомания в меньшей степе-

ни, по сравнению с другими наркотиками, носит групповой

характер. При данном виде опьянении имеют место сужение

сознания, торможение двигательных функций, быстрая смена

настроения, тахикардия, галлюцинации и т.п.

Данная классификация достаточно тесно коррелирует со следующей:

- степень наркотизации групп (частота применения и доза);

1) однократное, "экспериментальное" потребление;

2) эпизодическое потребление. В данном случае наркотик не

представляет самостоятельного интереса и является, ско-

рее, способом проведения досуга. Эпизодическое употребле-

ние наркотика свойственно в большей степени группам, где

курят "травку" (драп, анашу, план и т.д.);

3) систематическое употребление, когда наркотик становится

самоцелью. Группы с систематическим употреблением нарко-

тика ориентированы в большей степени на ханку, опиум, ле-

карственные препараты.
Первые две выше названные группы (однократное применение и

эпизодическое) носят в основном социальный характер. У них может

отсутствовать интерес к учебе (хотя далеко не всегда), активное

желание преобрести какую-либо специальность. Но в будущем они хо-

тят создать семью, "жить нормально".

Группа, где преобладает систематическое употребление алкоголя

и наркотика, носит в основном асоциальный характер: ее члены за-

нимаются вороством, квартирными кражами, вымогательством денег,

вещей и т.д. Основные причины вороства и вымогательства - необхо-

димость добыть деньги на алкоголь и наркотики.

Проблема наркомании в России больших размеров никогда не дос-

тигала, и колосальных размеров, по мнению многих специалистов по

психиатрии, не достигнет. Этот прогноз строится на том, что рус-

ский народ имеет другие стойкие, глубокие традиции, свои со-

циально-психологические и биологические особенности. Россию мож-

но охарактеризовать, как пьющую страну - отсюда, скорее всего,

проблема алкоголизма. Интересен, так называемый "правительствен-

ный эксперимент". В России в 1985 году введены жесткие меры кон-

троля над потреблением алкоголя. В основе этих мер лежало сокра-

щение производства и продажи спиртных напитков.

Это привело на первых порах к великолепным результатам. Резко

пошла на убыль заболеваемость алкоголизмом, это сказалось, естес-

твенно, и на заболеваемости алкогольными психозами. Но затем -

"свято место пусто не бывает" - произошел стремительный рост пот-

ребления наркотических средств и заболеваемости наркомании.

В предупреждении и лечении наркомании должны быть три меры

воздействия:

1. Административные меры (борьба с распространением психоак-

тивных веществ).

2. Социальные (семья, школа, общество) - это профилактика

употребления наркотических средств и профилактика рецидивов пос-

ле лечения.

3. Медицинские меры - это методы и средства терапевтического

воздействия, основными принципами которого являются:

а) добровольность;

б) максимальная индивидуализация;

в) комплексность;

г) отказ от употребления психоактивных веществ.

Методами и средствами терапевтического воздействия при лечении

наркологических заболеваний является:

1. Биологически ориентированное воздействие (нейролептики, ан-

тидиприсанты, транквилизаторы и др.).

2. Психотерапевтически ориентированное воздействие.

3. Социально-терапевтическое воздействие (семейная терапия,

терапевтические сообщества, клубы, группы само- и взаимопомощи,

социально психологические тренинги и др.).

4. Духовно-ориентированные методы лечения, имеется в виду,

прежде всего, метод групповой психотерапии - идеологии движения

общества "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов".

Бороться с наркоманией очень сложно. Большое значение имеет

первичная профилактика. Но, прежде всего, необходимо ограничить

ввоз наркотических веществ, а по возможности - вообще прекратить,

потому что идет приобщение молодежи к наркотикам, а среди молоде-

жи всегда есть достаточно большая группа лиц, которая ищет себя.

Как раз такая поисковая реакция выливается в наркоманию.

Первичная профилактика достаточно сложна. Школа, средние и

высшие учебные заведения, производство должны работать в тесном

контакте с медиками и правоохранительными органами, кроме того

необходима индивидуальная работа с каждым ребенком, подростком,

молодым человеком (лекции, беседы, тренинги с малыми группами бо-

лее эффективны).

Необходимы программы, начиная с детского сада. Но начинать на-

до с семьи. Особенно сейчас, когда идет разобщенность в обществе,

коллектив, как таковой, потерял свою значимость. Родители либо

мало обращают внимания на детей, либо присутсвует гиперопека в

семье, т.е. из ребенка лелают кумира. Гиперопека, вседозволен-

ность приводит к плохим последствиям.

Одним из факторов, влияющих на распространение наркомании, ал-

коголизации, является незанятостьподростков, отсутствие возмож-

ности чем-то заниматься. Основное профилактическое звено в пре-

дупреждении наркологических заболеваний несовершеннолетних яв-

ляется трезвеническое воспитание, программа ориентирования жиз-

ненных навыков и профилактики потребления психоактивных веществ,

проводимых наркологической службой. Цель этоц программы-обучение

подростка здоровому образу жизни и навыкам сопротивления приобще-

нию к психоактивным веществам.

В целях дальнейшего улучшения антиалкогольного, антинаркоти-

ческого обучения и воспитания учащихся, усиления пропоганды педа-

гогических и медицинских знаний для учителей по даннным вопросам

с сентября 1996 года проводятся спецкурсы по проблемам подростко-

вой наркологии на базе института усовершенствования учителей Ке-

меровской области.

Для этих целей разработан план для учителей по противоалко-

гольному воспитанию учащихся, профилактики наркомании и токсико-

логии у детей и подростков.

В дальнейшем планируется обеспечить совершенствование антиал-

когольного и антинаркотического обучения и воспитания учащихся с

1 по 11 класс силами учителей и подростковых наркологов.

Подросткам и детям надо говорить о страшных вещах, связанных с

наркотиками, надо говорить, о том, что это добровольное сумашед-

ствие, патологическое восприятие мира, психогенные расстройства.

Беседы в школах нужны, но это должны быть очень грамотные беседы,

если мы будем говорить неграмотно о наркотиках, то только тол-

кнем подростков к запретному плоду. Нельзя торопиться в беседе

наркологу, надо тонко и грамотно подходить к такому разговору, в

то же время внедрять элементы психокоррекции и пояснения. Очень

сложно проводить такую беседу, нельзя, чтобы их проводил неспе-

циалист, только самые большие специалисты.

Обязательно нужны лекции на эту тему, чтобы подростки понима-

ли, как надо вести себя в компании, чтобы срабатывала система за-

щиты. Если человек грамотный, он сам сделает выбор. Но если нег-

рамотный человек попался на удочку, это вина всего общества.

Нужны научные фильмы, программы о наркотиках с обязательными

комментариями специалистов. Возможно, надо показать более страш-

ные последствия от наркотиков. У нас даже то , что страшно, пока-

зывают совсем не страшно. Может быть над такими фильмами надо

специально работать.
Категория: Для психологов | Добавил: TheNuha (10 Фев 2012)
Просмотров: 944 | Теги: подростковой, Методы, алкозависимости., Формы, профилактике., по, работы, нарко | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
30 Май 2024
06:13


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz