Формы работы библиотек по краеведению. Историко-краеведческие чтения
Успешная деятельность муниципальной библиотеки по пропаганде краеведческих знаний возможна лишь во взаимодействии с библиотеками других систем и ведомств, государственными организациями, ведущими профессиональную краеведческую работу: музеями, архивами, редакциями газет, школами, вузами, внешкольными учреждениями; с общественными краеведческими организациями: отделениями Всероссийского фонда культуры, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Всероссийского общества охраны природы, общественными музеями, клубами, кружками, с краеведами-любителями. Проводимые совместно с другими учреждениями всевозможные мероприятия имеют, безусловно, большую аудиторию, более интересны и обширны по содержанию, в большей степени реализуется воспитательная функция краеведческой деятельности библиотек.
Массовым библиотекам необходимо выходить за пределы чисто библиотечных форм работы, становиться центрами краеведческого движения, объединять его участников в организации народных музеев, в сборе материалов о своем городе, селе, предприятии, о людях края, в подготовке фольклорных праздников, этнографических выставок, в проведении различных обрядов. При этом необходимо активно использовать книги, библиотечно-библиографические методы их продвижения.
В информировании читателей о краеведческой литературе используются все формы этой работы - индивидуальные, групповые, массовые. Осуществляется эта работа на общих для информационно-библиографической деятельности методических основах и направлена на удовлетворение как профессиональных, так и общеобразовательных потребностей читателей. В практике краеведческой работы массовых библиотек такие мероприятия, как циклы выставок, лекции, беседы, краеведческие чтения, проводимые с определенной периодичностью и по определенной программе, то есть такая организация работы, при которой происходит последовательное и всестороннее раскрытие важнейших краеведческих тем в их взаимосвязи с общегосударственными проблемами
Важно, чтобы при организации выставок-просмотров, Дней информации, при составлении бюллетеней новых поступлений была представлена и краеведческая литература в виде специальных разделов выставки или подразделов, если речь идет об отраслевом принципе раскрытия фонда, в виде обзоров, разделов поступления новых поступлений, библиографических списков и т.д. Разумеется, все эти мероприятия, и пособия могут быть полностью посвящены краеведческой литературе, адресованной читателям, широко использующим краеведческие издания в своей профессиональной деятельности.
В практику краеведческой работы массовых библиотек давно и прочно вошли циклы выставок, лекций, бесед, краеведческие чтения, проводимые с определенной периодичностью и по определенной программе, то есть такая организация работы, при которой на смену случайным эпизодическим мероприятиям приходит последовательное и всестороннее раскрытие важнейших краеведческих тем в их взаимосвязи с общегосударственными проблемами. Эффективной формой пропаганды краеведческой литературы оказались, как показывает практика, Всесоюзные заочные читательские конференции, рассчитанные на длительное время и объединяющие многие пути и методы рекомендации книги (выставки, вечера, устные журналы, читательские конференции и т.д.), они способствуют созданию системы в пропаганде краеведческой литературы.
В поисках новых путей пропаганды краеведческих материалов массовые библиотеки нередко выходят за пределы чисто библиотечных форм. В отношении краеведческой работы это закономерно.
Библиотеки, обслуживающие небольшие территории, часто являются центрами краеведческого движения в организации народных музеев, сборе материалов о своем селе, районе, в создании летописи города, села, района, в оформлении альбомов, в организации экскурсий, встреч с выдающимися людьми и т.д.
Важно, чтобы при этом библиотеками не был забыт основной материал, с которым они должны работать, - литература (списки литературы, ссылки на нее в альбомах, летописях, подборки, выставки литературы к занятиям кружков, к вечерам-встречам). Следует иметь ввиду, что литература содержит сведения, являющиеся отправной точкой для краеведческого поиска, составления маршрутов для краеведческих экспедиций по родному краю.
Особая роль в пропаганде краеведческих знаний отводится детским библиотекам. Детская библиотека способствует духовно-нравственному воспитанию юных читателей, так как, привлекая к чтению детей и молодежь, они преследуют цели сохранения духовного наследия, бережного отношения к Родине, в том числе «малой».
Краеведческое воздействие местной детской библиотеки усиливается при оформлении помещений предметами быта, украшением стен картинами местных художников, по возможности, художественным раскрашиванием стен детской библиотеки. Оформить интерьер детской библиотеки в местном колорите можно с помощью читателей и их родителей. Они могут подарить библиотеке старинную прялку, самовар или бабушкины вышитые рушники и множество других старинных предметов. Дух краеведения может пронизывать всю наглядную часть деятельности детской библиотеки: проявляться в оформлении краеведческих каталогов, объявлений, афиш, планов библиотеки и библиотечных стеллажей. Следует широко использовать средства визуальной символики. Например, в детских библиотеках Орла - это символический образ Дедушки-Краеведушки, знатока и любителя края. Его изображение присутствует на рекламных краеведческих буклетах и купонах-заявках участников областных краеведческих праздников, на проспектах книжных выставок, на стеллажах с книгами и на краеведческих библиографических пособиях для детей.
Таким образом, в целях популяризации литературы о крае в массовой работе используются все многообразие форм и методов библиотечной пропаганды. Организовать должным образом обслуживание в библиотеке невозможно без знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. В основе дифференциации читателей лежит, как известно, учет их общеобразовательного уровня, профессиональных интересов, психологических и возрастных особенностей.
В индивидуальной и массовой работе с краеведческой литературой необходимо учитывать интересы таких групп читателей, как:
руководители всех рангов (тематический диапазон информационных потребностей их отличается широтой, при этом чем выше ранг руководителя, тем многоаспектнее его информационные потребности);
специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (на содержание информационных потребностей специалистов существенное влияние оказывает область науки или отрасль производства, в которой они работают, а также место работы, занимаемая должность и т.д.).
Ведя индивидуальную краеведческую работу с пользователями библиотеки, нужно иметь представление об их уровнях познания края, ибо это важный показатель краеведческого развития личности. Он выступает для библиотекаря ориентиром в осуществлении индивидуального подхода к каждому читателю и в совершенствовании всей краеведческой работы, направленной на формирование и развитие социокультурных краеведческих потребностей читателей. Можно выделить следующие уровни познания своего края у читателей библиотеки:
нулевой - о крае нет ни эмпирических, ни теоретических знаний (например, у только что въехавших на территорию края людей, никогда ранее в нем не проживавших);
эмпирический - наличие лишь житейских познаний о крае;
теоретический - наличие лишь теоретических знаний о крае;
теоретико-эмпирический - сочетание и взаимодействие в сознании как теоретических, так и эмпирических знаний о крае.
У разных категорий читателей интерес к краю имеет различную направленность, в частности, он вызван таким фактором, как степень связи с краем. Специфика, особенности этого интереса проявляются не совсем одинаково у тех, кто:
родился и постоянно живет в крае (библиотечная задача - помощь в изучении, осмыслении особенностей края, его истории, экономики, культуры);
прибыл в данный край на некоторое время (библиотечная задача - обеспечивать ознакомление с краем и его достопримечательностями);
недавно переехал в край на постоянное место жительства (библиотечная задача - помочь адаптации в новых условиях, нахождению связей, общности с местом, откуда человек приехал);
вернулся на родину предков после длительного отсутствия (библиотечная задача - развитие стремления к восстановлению знаний о крае).
Перечисленные читательские группы не исчерпывают всех возможных вариантов дифференциации читателей и не выделяются в стабильные группы наряду с теми основными категориями читателей, в соответствии с которыми создается в библиотеке структура обслуживания.
План проведения краеведческих чтений.
Рассылка приглашений. Отправка информации в СМИ.
Чтение приглашённым краеведческой литературы.
Ответы на вопросы участников.
Состязания на тему: «Кто лучше знает свой край?»
Анкетирование.
Вручение буклетов и приглашение на другие мероприятия.