Из опыта работы над развитием навыка чтения по программе Л.А.Ефросининой «Литературное чтение»
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению её в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного. Но зачастую эти цели и задачи не реализуются. Прежде всего, это связано с тем, что учителя используют в своей работе устаревшие методы. Новый век информационных технологий оказывает негативное влияние на несформировавшееся мировоззрение юных читателей. Невероятный поток информации, фрагментарное сознание ведут к неспособности глубокого восприятия текстов. Проводя исследовательскую работу, я убедилась, что большая часть детей не могут воспринимать красоту окружающего мира через литературные произведения, не могут выделить главную мысль, не имеют достаточного для их возраста словарного запаса, просто не хотят читать. У меня, как у учителя, возникло множество вопросов. Основной: как обеспечить подрастающему поколению новое качество обучения чтению? Успешное решение этой задачи во многом зависит от мастерства учителя, которое совершенствуется при условии самообразовательной и творческой деятельности, непрерывного обогащения научными знаниями и педагогическими находками.
Сначала я проанализировала работы современных педагогов по преобразованию уроков чтения. Ознакомившись с особенностями курса «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой (программа « Начальная школа ХХI века» ), обратила внимание на то, что проблемы развития личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры решаются с максимальным учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения. Единый курс классного и внеклассного чтения позволяет учить детей восприятию литературного произведения как искусства слова и одновременно совершенствовать у них навык чтения, обогащать их речь. Второй год я работаю над темой «Инновационные методы обучения на уроках чтения». Одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей. Цель моей работы не только теоретическое изучение проблемы, но и непосредственное применение в ходе практической исследовательской работы новых нетрадиционных методов обучения чтению. Из собранного мною материала я выбрала, на мой взгляд, наиболее продуктивные методы и скомбинировала их в единое целое. У многих детей в 1 классе был слабо развит речевой аппарат.
Поэтому на первом этапе урока я начала проводить дыхательную и артикуляционную гимнастики.
Упражнения: 1) чтение сочетаний с двумя- тремя согласными; 2) чтение слов, содержащих тренируемый звук; 3) чтение скороговорок, чистоговорок.
На втором этапе я проводила работу над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
Упражнения: 1) чтение шёпотом и медленно; 2) чтение тихо и умеренно; 3) чтение громко и уверенно
Для развития памяти, мышления, речи провожу дидактические игры. Со второго класса изучение нового материала провожу при помощи метода динамического чтения (когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки, чтение только глазами). Использую чтение « эхо», «канон», «спринт», «разведка», чтение со счётом слов, чтение под музыку.
Актуализация ранее изученного материала начинается как обычно: выразительное чтение, пересказ, ответы на вопросы, ролевое чтение, можно с инсценировкой. Методы, направленные на развитие познавательного интереса: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фонограмм. Многие упражнения проводятся не только вслух, но и про себя. Такая работа способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности, самоконтроля, самоанализа. Программа каждого класса начинается с раздела «Малые жанры фольклора». Скороговорки, потешки, дразнилки, загадки, заклички, считалочки, народные песни, колыбельные - огромное поле для деятельности над формированием выразительности, эмоциональности, техники речи.
В пословицах заключена мудрость, накопленная в течение многовековой истории развития его культуры, быта, философии. Поэтому естественным является стремление как можно шире использовать пословицы в обучении на этапе, когда процесс становления и развития личности ребёнка особенно активен. Общение, коммуникация – важнейшая составляющая социума. Анализ пословиц позволил выявить целый пласт коммуникативных пословиц. Именно их целесообразно использовать на уроках обучения культуре общения. Важен не обед, а привет. Где слова привета, там улыбка для ответа. Спасибо – великое дело. От учтивых слов – язык не отсохнет. Следование советам коммуникативных пословиц обязательно при желании достичь положительного результата в общении.
Советую использовать также следующие упражнения: 1. Физминутки. Ритмичные упражнения (шаги, повороты, прыжки) вместе с чтением стихотворений К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова и скороговорок. Например, « Шесть мышат в шалаше шуршат» читается шёпотом вместе с ходьбой на цыпочках. «Белые бараны били в барабаны» читается громко с маршевой ходьбой. 2. Дифференцированный подход к группам учащихся с разным уровнем сформированности навыка чтения. - при посадке за одну парту попадают: ребёнок с хорошей техникой чтения и со слабой; - чтение стихов наизусть. Для сильных детей - индивидуально, для слабых – в паре, в группе, по рядам; - новое произведение помогают читать сильные ученики, а слабые слушают, следят, подчёркивают « новые», «непонятные» слова; - чтение стихов. Сильные читают четверостишиями, а слабые ищут рифмы. 3. Работа со стихотворениями. - тон, паузы, темп, логическое ударение отрабатываются после первичного ознакомления (читает учитель); - темп (чтение с хлопками); - чтение учителем части строки, а дети заканчивают строчку; - чтение рядами, мальчики – девочки; - заучивание стихов на уроке: сначала закрываем конец строки, потом начало. 4. Формирование литературного произношения и выразительного чтения. - слушание детьми выразительного чтения учителем; - работа со словарём (удобство программы в том, что к каждому тексту дан словарь устаревших, малоупотребимых, новых слов) ; - чтение диалогов по ролям; - инсценировка отдельных эпизодов или всего произведения; - подготовка праздников. 5. Интегрированные уроки. - отработка интонации на уроках русского языка « Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения»; - чтение + окр.мир. Тема: «Осенние изменения в живой и неживой природе». А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Н. Сладков «Эхо». 6. Проверка техники чтения по программе Л. А. Ефросининой выполняет разные функции: - устанавливает объём самостоятельно прочитанного текста с самопроверкой; -проверка учителем понимания прочитанного (подготовка карточек к текстам учебной хрестоматии 4-5 вопросов, в которых есть ошибки в именах и содержании). 7. Библиотечные уроки.
С недавних пор традицией нашей школы стало проведение совместных библиотечных уроков посвященных различным историческим датам, юбилеям поэтов и писателей. Новой совместной формой работы в этом году является проектная деятельность по теме « Жизнь славян на Мытищинской земле» Благодаря этим упражнениям и методам, к концу первого класса учащиеся усвоили азы литературной речи и средств выразительности, научились выделять ударное слово, выбирать нужную информацию, передавать своё отношение к читаемому. Продолжаю работу с использованием инновационных методов обучения и составления диаграмм успешности.