Среда, 24 Апр 2024, 05:34
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

Из опыта работы над развитием навыка чтения по программе Л.А.Ефросининой «Литературное чтение»
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению её в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного. Но зачастую эти цели и задачи не реализуются. Прежде всего, это связано с тем, что учителя используют в своей работе устаревшие методы.
Новый век информационных технологий оказывает негативное влияние на несформировавшееся мировоззрение юных читателей. Невероятный поток информации, фрагментарное сознание ведут к неспособности глубокого восприятия текстов.
Проводя исследовательскую работу, я убедилась, что большая часть детей не могут воспринимать красоту окружающего мира через литературные произведения, не могут выделить главную мысль, не имеют достаточного для их возраста словарного запаса, просто не хотят читать.
У меня, как у учителя, возникло множество вопросов. Основной: как обеспечить подрастающему поколению новое качество обучения чтению? Успешное решение этой задачи во многом зависит от мастерства учителя, которое совершенствуется при условии самообразовательной и творческой деятельности, непрерывного обогащения научными знаниями и педагогическими находками.

Сначала я проанализировала работы современных педагогов по преобразованию уроков чтения. Ознакомившись с особенностями курса «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой (программа « Начальная школа ХХI века» ), обратила внимание на то, что проблемы развития личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры решаются с максимальным учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения. Единый курс классного и внеклассного чтения позволяет учить детей восприятию литературного произведения как искусства слова и одновременно совершенствовать у них навык чтения, обогащать их речь.
Второй год я работаю над темой «Инновационные методы обучения на уроках чтения». Одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей. Цель моей работы не только теоретическое изучение проблемы, но и непосредственное применение в ходе практической исследовательской работы новых нетрадиционных методов обучения чтению. Из собранного мною материала я выбрала, на мой взгляд, наиболее продуктивные методы и скомбинировала их в единое целое.
У многих детей в 1 классе был слабо развит речевой аппарат.

Поэтому на первом этапе урока я начала проводить дыхательную и артикуляционную гимнастики.

Упражнения:
1) чтение сочетаний с двумя- тремя согласными;
2) чтение слов, содержащих тренируемый звук;
3) чтение скороговорок, чистоговорок.

На втором этапе я проводила работу над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Упражнения:
1) чтение шёпотом и медленно;
2) чтение тихо и умеренно;
3) чтение громко и уверенно

Для развития памяти, мышления, речи провожу дидактические игры. Со второго класса изучение нового материала провожу при помощи метода динамического чтения (когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки, чтение только глазами).
Использую чтение « эхо», «канон», «спринт», «разведка», чтение со счётом слов, чтение под музыку.

Актуализация ранее изученного материала начинается как обычно: выразительное чтение, пересказ, ответы на вопросы, ролевое чтение, можно с инсценировкой.
Методы, направленные на развитие познавательного интереса: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фонограмм.
Многие упражнения проводятся не только вслух, но и про себя. Такая работа способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности, самоконтроля, самоанализа.
Программа каждого класса начинается с раздела «Малые жанры фольклора». Скороговорки, потешки, дразнилки, загадки, заклички, считалочки, народные песни, колыбельные - огромное поле для деятельности над формированием выразительности, эмоциональности, техники речи.

В пословицах заключена мудрость, накопленная в течение многовековой истории развития его культуры, быта, философии. Поэтому естественным является стремление как можно шире использовать пословицы в обучении на этапе, когда процесс становления и развития личности ребёнка особенно активен. Общение, коммуникация – важнейшая составляющая социума. Анализ пословиц позволил выявить целый пласт коммуникативных пословиц. Именно их целесообразно использовать на уроках обучения культуре общения. Важен не обед, а привет. Где слова привета, там улыбка для ответа. Спасибо – великое дело. От учтивых слов – язык не отсохнет. Следование советам коммуникативных пословиц обязательно при желании достичь положительного результата в общении.

Советую использовать также следующие упражнения:
1. Физминутки. Ритмичные упражнения (шаги, повороты, прыжки) вместе с чтением стихотворений К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова и скороговорок. Например, « Шесть мышат в шалаше шуршат» читается шёпотом вместе с ходьбой на цыпочках. «Белые бараны били в барабаны» читается громко с маршевой ходьбой.
2. Дифференцированный подход к группам учащихся с разным уровнем сформированности навыка чтения.
- при посадке за одну парту попадают: ребёнок с хорошей техникой чтения и со слабой;
- чтение стихов наизусть. Для сильных детей - индивидуально, для слабых – в паре, в группе, по рядам;
- новое произведение помогают читать сильные ученики, а слабые слушают, следят, подчёркивают « новые», «непонятные» слова;
- чтение стихов. Сильные читают четверостишиями, а слабые ищут рифмы.
3. Работа со стихотворениями.
- тон, паузы, темп, логическое ударение отрабатываются после первичного ознакомления (читает учитель);
- темп (чтение с хлопками);
- чтение учителем части строки, а дети заканчивают строчку;
- чтение рядами, мальчики – девочки;
- заучивание стихов на уроке: сначала закрываем конец строки, потом начало.
4. Формирование литературного произношения и выразительного чтения.
- слушание детьми выразительного чтения учителем;
- работа со словарём (удобство программы в том, что к каждому тексту дан словарь устаревших, малоупотребимых, новых слов) ;
- чтение диалогов по ролям;
- инсценировка отдельных эпизодов или всего произведения;
- подготовка праздников.
5. Интегрированные уроки.
- отработка интонации на уроках русского языка « Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения»;
- чтение + окр.мир. Тема: «Осенние изменения в живой и неживой природе». А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Н. Сладков «Эхо».
6. Проверка техники чтения по программе Л. А. Ефросининой выполняет разные функции:
- устанавливает объём самостоятельно прочитанного текста с самопроверкой;
-проверка учителем понимания прочитанного (подготовка карточек к текстам учебной хрестоматии 4-5 вопросов, в которых есть ошибки в именах и содержании).
7. Библиотечные уроки.

С недавних пор традицией нашей школы стало проведение совместных библиотечных уроков посвященных различным историческим датам, юбилеям поэтов и писателей. Новой совместной формой работы в этом году является проектная деятельность по теме « Жизнь славян на Мытищинской земле»
Благодаря этим упражнениям и методам, к концу первого класса учащиеся усвоили азы литературной речи и средств выразительности, научились выделять ударное слово, выбирать нужную информацию, передавать своё отношение к читаемому.
Продолжаю работу с использованием инновационных методов обучения и составления диаграмм успешности.
Категория: Разное | Добавил: almar71 (17 Мар 2012)
Просмотров: 1008 | Теги: Л.А.Ефросининой, развитием, над, программе, навыка, из, по, чтения, работы, опыта | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
05:34


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz