План интегрированного урока литературы и истории (с использованием ИКТ) (300-летию Полтавской битвы и 210-летию А.С.Пушкина посвящается) Учитель русского языка и литературы Шамова Л.И. Учитель истории Новикова О.Н. Цели: - Познакомить учащихся с историей победы над Швецией в18 веке под Полтавой. - Показать исторический взгляд на способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность А.С.Пушкина. - Воспитывать чувство гордости у учащихся славными страницами русской истории. Участники: Ведущие -2 человека. Чтецы – 6 человек. Исполнители: Петр 1. Полководцы: ШереметьевБ.П. МеншиковА.Д. РепнинА.Д. Карл 12.Полководцы: Реншильд К.,Гилленкрок А..Левенгаупт А.Витвольд, Мальборо. Учителя истории и литературы. Ход урока Вступление . Ведущий 1: Начинаем наш урок.
Ведущий 2: Он посвящен славной победе русского оружия над мощным врагом – шведами.
Учитель истории:300 лет отделяет нас от славной победы русской армии под Полтавой. Сегодня мы вспомним события северной войны.
Учитель литературы: Так совпало, что в этом году мы отмечаем 210 лет со дня рождения А.С.Пушкина ( на экране портрет). Великий поэт и патриот не мог обойти в своем творчестве эту историческую страницу славы русского оружия и своего кумира императора Петра 1. он создал в 1828 году, накануне 120-летнего юбилея битвы, поэму «Полтава». Ведущий 1 У нас работает прессцентр Журналисты, которые побывали на той земле, где 300 лет назад произошли великие исторические события . : Корреспондент1: Мы только что вернулись из Полтавы Корреспондент 2: Мы хотим поделиться с вами своими впечатлениями (Ученики показывают свою презентацию, где показаны памятники, посвященные Полтавской баталии, в современной Украине)
Ведущий1: Сегодня на этом занятии мы постараемся показать вам некоторые страницы реальной истории.
Роли исполняют:
Петр 1 – Карл 12 - Шереметьев – Мальборо - Меншиков – Реншильд - Репнин – Витвольд Гилленкрок - Левенгауп – Ведущий2 : Комментировать страницы истории будет великий Пушкин. Чтецы:
Учитель истории: Давайте мысленно перенесемся на 300 лет назад в Россию 18 века (На экране картина художника Коцебу «Полтавский бой» -Кого вы видите на этой картине? (Петра 1)
Чтец 1 ( звучат строки из поэмы Пушкина «Полтава») Была та смутная пора ……………………………. Дробя стекло, кует булат.
Ведущий 1 Начало 18 века – это безрезультатные попытки России добиться дипломатического мира со Швецией и выкупа у нее крошечного пятачка земли – устья Невы. Русские были уверены, что шведский король Карл 12 готовится перейти нашу границу. Был разработан план: неприятеля на свои земли пустить и не принимать генерального сражения до тех пор, пока не будет верных шансов на победу в этом сражении.
Ведущий 2: Все как бы связалось в узел: Европа, Швеция, Россия, и Швеция в этой триаде держит главенствующую роль, несмотря на свое реальное положение в войне, русские забрали Ингрию и Карелию, уничтожили основные базы шведов в Лифляндии и Эстландии, нанесли врагу множество сильных и быстрых ударов.
Ведущий 2: Сейчас мы послушаем мнение британского посланника Витворда и герцога Мальборо.(Выходят ученики, изображающие шведов)
Витвольд(обращаясь к герцогу) -Король Карл и Европа живут еще впечатлениями от Нарвы. «бедный русский царь»- так яназываю в своих донесениях Петра1
Мальборо(обращаясь к посланнику) - Я побывал в шведской армии, видел, что у шведов недостаточно пушек, нет госпитальной службы, мне пришлось выслушать унылые речи офицеров о предстоящей кампании. (Кланяются друг другу и уходят)
Выходит Петр1 и полководцы Петр1: - Чувство юмора не покидало меня всю Северную войну: еще в 1705 году, когда я узнал об избрании шведского ставленника Станислава Лещинского королем Польши, я устроил в Москве еще одну коронацию.
Меньшиков: Петр Алексеевич! Я помню. Вы назначили «императором шведским» своего шута. - Да, была такая церемония.(Отходят в сторону) Выходит Карл12 с полководцами.
Карл12: -Прошу вас садиться, господа.(НА столе карта России. Карл берет в руки циркуль и линейку.) Я много думал об уничтожении России о досконально изучил, просидев месяцы с циркулем и линейкой ее новейшую карту Полководец 1(Встает) - Замечательная мысль занять Москву! Полководец 26 - Вы очень хорошо придумали (кланяется Карлу( свергнуть Петра. Заберем себе весь север России.
Полководец 3: - А мне нравится часть плана. Где Вы, Ваше Величество,(кланяется) предлагаете юг России отдать туркам, а Украину - гетману Мазепе.
Карл12: - Господа, двигаемся из Польши на восток! (Уходят)
Ведущий 1: - Это было летом 1708 года. На экране изображение «Битвы под деревней Лесной»
Ведущий 2: - Шведы приняли решение отказаться от прямого движения на Москву и вернулись на Украину
Ведущий 2: 28 сентября 1708 года легкий и подвижный корпус в 11,5 тысячи человек под командой Петра1 разбил шведский отряд с обозом под деревней Лесной.
Ведущий2: Шведы потеряли 10000 солдат, пушки. Заряды и запасы повианта на все войско.
Выходит Карл 12 и говорит: - Углубившись в просторы Украины, я метался в поисках теплых зимних квартир для армии, которая непрерывно таяла, а, вернее, замерзала.
Чтец 3(отрывок из поэмы) Но время шло. Москва напрасно …………………………………………. И перенес войну в Украйну.
Карл12: Но чем дальше мы шли на восток, тем труднее становилось с боеприпасами и едой: оставшаяся далеко Европа, не могла лил не хотела помочь мне. Надеждой нам оставался только одон гетман Украины Мазепа.
Чтец 4 (Отрывок из поэмы) Грозы не чуя между тем, ……………………………….. Неутомим преступный жар.
Петр1: Мазепа обещал королю Карлу 20 тысяч казаков. Надежда, однако, та была недолга: казаков оказалось не 20, а всего 2 тысячи (Уходит)
Карл12(с горечью): Рушились все мои замыслы: более того, речь шла о полном физическом истощении армии, которой осталось не более половины. У меня был выбор: умирать от голода или брать Полтаву. Но как? Артиллерия почти без пороха - одни сабли. Я принял решение вступить в битву с русской армией
Чтец5: (отрывок из поэмы) И царь туда ж помчал дружины …………………………………………….. И ряд незыблемых штыков. Петр 1: В день 27 июня 1709 года поутру весьма рано, почитай при бывшей еще темноте, противник на нашу кавалерию как конницей, так и пехотою своей с такой фурией напал, чтобы не токмо конницу нашу разорить, но и редутами овладеть… На экране изображение Полтавской битвы. Чтец6: (Отрывок из поэмы) И с ними царские дружины …………………………………….. И смерть, и ад со всех сторон.
Петр1 с полководцами. Петр1 - Все кончилось через 2 часа. Мы уничтожили на месте 9 тысяч шведов, в том числе гегелалитет взяли в плен. Я командовал полком, во вркмя боя одна пуля пробила мне треуголку, другая – седло, третья ударила в крест на груди.
Карл12: - Меня ранило в ногу, Сначала соорудили носилки, но их разнесло русским снарядом в щепки. Тогда офицеры перекрестили копья и унесли меня с поля боя. У Днепра нас ждали 2 лодки. Так я покинул непокоренную РОССИЮ. (Шведы уходят, опустив головы)
Ведущий 1: - В тот же день царь Петр1 написал письмо Федору Юрьевичу Ромодановскому о Полтавской победе.
Петр1 (читает)»Доносим вам о зело превеликой и нечаемой виктории, которую Господь чрез неописанную храбрость наших солдат даровати изволил».Питер. Из лагеря в 27 день 1709 Чтец 6 (Отрывок из поэмы) Пирует Петр. И горд, и ясен …………………………………… Заздравный кубок подымает.
Подведение итога урока.
Учитель истории: - Какое значение в истории Российской государственности имела победа под Полтавой?
Учитель литературы: - Как проявился гений А. С. Пушкина как историка и великого поэта в его поэме «Полтава»?