Открытый урок по русской литературе для молодых специалистов
ТЕМА: Образ Петра и его окружения на страницах повести Ю.Н. Тыпянова "Восковая персона"
ЦЕЛЬ: объяснить причину трагического одиночества Петра в последние дни жизни
ЭПИГРАФ
Вслед за Пушкиным Тынянов стремится "воскресить век минувший в его истине". Кунсткамера - первый музей в России ХОД УРОКА
I. Вступительное слово.
На страницах повести рассказывается о последних днях жизни Петра I, но чтобы лучше понять происходящее, давайте вернёмся назад. Вспомним, что предшествовало этому?
1. Император Пётр и его сподвижники: Лефорт, Меншиков, Головин, Шереметев. 2. Таланты и способности императора. 3. Заслуги Петра I : 1) градостроение; 2) обучение специалистов; 3) победы над турками и шведами; 4) создание флота, регулярной армии; 5) строительство заводов и мануфактур. Создание флота, регулярной армии, градостроения, заводов, мануфактур, обучения специалистов, победы над турками и шведами.
II. Работа по тексту произведения
Вот и Пётр, уходя из жизни, тоже перелистывает её страницы. Из чего же она состояла?
Работа по тексту глава 5, 2, 3.
Сопоставьте мысли Петра и Данилыча (Меншикова).
1. Что снилось рукам? ноша (работа) дача 2. О чём думает, разглядывая кафельные плиточки, что вспоминает? 3. О чём думает, проснувшись? о делах об убытках взятках 4. Чего боится? Что жизнь так не Наказания за воровство,
вовремя заканчивается . воровство и взяточничество
5. Работа по тексту стр. 381
Прочитайте последнюю часть, похожую на белые стихи. Найдите ключевое слово - Море.
Какой это приём?
6. Прощай немалый корабль - Отечество .
7. А кто же написал эти слова? Почему?
Пётр Михайлов
8. Когда он так называл себя?
(когда любил или жалел)
9. А сейчас почему жалел себя?
10. Что делает его фигуру трагической?
Отсутствие наследников.
И неизвестно на кого тебя оставляю. В пустоту приведут. Прощай, немалый корабль. Почему?
11. Почему плакал без голоса герой?
Кто он Пётр I или Пётр Михайлов?
Миновал его срок, продали его, умирает солдатский сын Пётр Михайлов.
12. Почему солдатский сын?
Служил Отечеству.
13. Что значит продали его?
Подтвердите примерами из текста. (Менщиков, Катерина)
III.
14. Кто генерал-фискал Алексей Мякишин?
15. О чём он спрашивает?
А как скажешь, сечь ли мне одни только сучья? А и скажешь, наложить топор на весь корень? 16. Почему шёпотом, и о чём речь?
17. Каков ответ царя?
Тли дотла
18. Покатилась слеза
"Брось теперь всё равно"
И все немалые дела остались в каморке.
19. Что это за дела?
20. Какова в них роль императрицы, Менщикова, Брюса?
IV.
1. Почему подробно описана кунсткамера?
1. Поведение Менщикова 2. Растрелли 3. Катерины Дело не в том, кто жив или мёртв. Дело в том - кому быть?
Быть бабьему веку.
2. Почему восковую персону отправили в кунсткамеру?
Там ему место
3. Почему даже восковое подобие императора продолжает беспокоить живых?