Развитие критического мышления при работе со стихотворением
Этот прием особенно эффективен при работе со стихотворением (или с монологом в виде пересказа небольшого текста) на начальном этапе. На одном уроке формируются ритмично-интонационные навыки, снимаются лексические и фонетические трудности. Домашним заданием является выучить стих или пересказать текст с целью закрепления полученных знаний. На втором уроке устраивается концерт. Установка для учащихся примерно такова: "На сегодняшнем концерте прозвучат выступления лучших поэтов (дикторов). Давайте внимательно послушаем всех участников, и, подводя итоги, решим, чье выступление было лучшим!". Объявление участников происходит несколько нестандартно. Учащимся загадываются загадки, где они хором должны отгадать имя выступающего. Например:
«Душа его для нас открыта, Пусть выступит сейчас …» (Никита)
«Ее хотим мы слышать вновь, Пусть выступит сейчас…» (Любовь)
«Всегда ты выступишь умело, Так начинай сейчас, …» (Анжела)
Эти загадки легко рифмуются, их можно составлять в зависимости от того, какие имена есть в данной группе. Естественно, что они звучат по-русски, ведь ученики лишь недавно приступили к изучению английского языка. Более того, как прозвучало выступление, раздаются аплодисменты. После всех выступлений подводятся итог, т.е. выбирается самый эффектный выступающий (или выступающие) и дается обоснование, почему именно этот участник оказался самым лучшим. Можно дать рекомендации по усовершенствованию «сценического» мастерства не совсем отличившихся, но делается это в коррректной, доброжелательной форме. Рассмотрим механизмы того, как этот небольшой прием работы влияет на развитие критического мышления. Данная технология включает в себя три этапа: 1) Стадия вызова. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует формированию мотивации и создает условия для активной познавательной деятельности. В данном случае учащимся заранее объявляется о предстоящем концертном конкурсе, поэтому они очень хорошо замотивированы, и их когнитивный интерес очень высок. 2) Стадия осмысления предполагает работу с новой информацией: - получение новой информации за счет работы в информационно-образовательном пространстве; - осмысление информации; - соотнесение с собственными знаниями. И, действительно, ученики, будучи сильно замотивированными, стараются осмысленно подойти не только к подготовке задания, но и осознанию выслушать монологи других. Загадки их вдохновляют на то, чтобы не пропустить имя следующего выступающего. 3) Стадия рефлексии характеризуется подведением итогов и является очень значимой, так как именно здесь происходит осознание приобретенной информации и творческое развитие учащихся. В действительности, выявляя лучшего участника конкурса чтецов, ребята мысленно возвращаются к совместной и индивидуальной деятельности, выявляют причины своих ошибок и затруднений, намечают пути их коррекции. Рефлексия ведет к осознанию способов деятельности, к систематизации, к отказу от ошибочных подходов и, таким образом, к более эффективному присвоению полученных знаний.