Использование фразеологизмов и пословиц при работе со словарными словами(из опыта работы)
Заучивание словарных слов для некоторых учеников вызывает затруднения. Ребенок может одно слово писать по нескольку раз, а потом опять допустить ошибку, т.е. это словарное слово не отложилось в памяти ребенка, не заинтересовало его. Чтобы воспитывать у школьника интерес к словарным словам, нужно использовать различные игровые моменты, например, использование фразеологизмов и пословиц. Фразеологические обороты по своему употреблению принадлежат к разговорной речи, они доступны и понятны детям. Речь детей только выиграет, если они усвоят и включат их в свой активный словарь. Вот примеры некоторых видов работы:
1.«Угадайка» (вставь пропущенное слово) - Не велик…. да краснеет нос (мороз) - … любит чистоту (посуда) - Чужбина-калина, родина -…. (малина) - Нет ничего кроме, чем… наша (родина) -… всем…. мать (Москва, городам) - Крепкую дружбу и …. не разрубить (топором) - Кто …. солгал, тому ... не поверят (вчера, завтра) - Всякая …. мастера боится (работа) - Без хлеба нет …. (обеда) - Вьюги да метели под …. полетели (февраль) - На чужой стороне и сокола зовут ….(ворона) - Сам погибай, а …. выручай (товарища) - К дому ….. никогда не бывает длинной (дорога)
2. «Фотоглаз» (показ карточки, дети должны успеть прочитать выделенное слово) - Прикусить ЯЗЫК. - Дом построить на ПЕСКЕ. - СГОРЕТЬ дотла. - Ждать у моря ПОГОДЫ. - Ищи ВЕТРА в поле. - Ни к селу, ни к ГОРОДУ. - Одна нога ЗДЕСЬ, другая там. - При царе ГОРОХЕ. - ЯБЛОКУ негде упасть.
4. Исправь ошибку. .) Она за словом в портфель не лезет ____ (карман) .) Девочка очень испугалась и задрожала как березовый лист ____ (осиновый) .) Песню затянули – кто в лес, кто по грибы ____(дрова) .) Народу в зале много – груше негде упасть _____ (яблоку) .) Его и маслом не корми, только дай книгу почитать.____ (хлебом)
5. Восстанови фразеологизмы .) Делить шкуру неубитого ____ (медведя) .) Платить той же _____ (монетой) .) Держать _____ за зубами (язык) .) Ждать у моря _____ (погоды)
Учащиеся с интересом отгадывают лингвистические загадки, основанные на явлениях лексической и нелексической омонимии. Их решение, «зашифровано» в самом тексте, нужно лишь перестроить его, увидеть скрытый смысл.
.) Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый, сырой) .) Три зайца – сколько хвостов? (Сколько зайца не три, хвост у него один) .) Сколько горошинок входит в стакан? (ни одной, они ходить не умеют) .) Когда во все колокола звонят? (В овсе колокола никогда не звонят)
Такие игры слов учат младших школьников понимать языковый «юмор», воспитывает языковое чутье.