Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Армавира Русанова Ольга Леонидовна, учитель английского языка. Чтобы поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока английского языка, ведется поиск эффективных методов обучения, и таких методических приемов, которые активизировали речевую деятельность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к английскому языку у значительного чиста учащихся в большей степени зависит от методики ее преподавания, от того насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, использовал это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно на раннем этапе обучения, когда еще формируются, определяются интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль отводится играм на уроках – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество. Игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что познают, запоминают, ориентируются в необычных пространствах, пополняют словарный запас, развивают фантазию. Даже самые из пассивных детей включаются в игру с огромным желанием. Игры, используемые на уроках английского языка, могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Также игры могут носить творческий характер. Это «ролевые игры». Основная задача учителя создать такую ситуацию на уроке, чтобы дети максимально были погружены в языковую среду, тренируя учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Коммуникативные игры, с использованием методического приема ранжирования. Обучаемым предлагается 5-6 тематически связанных существительных и 4-5 прилагательных, которые передают возможные их качества. В соответствии с указанными критериями обучающиеся ранжируют данные предметы или действия, а затем в группах обсуждают свои варианты. Например, если они считаю, что от макарон полнеют больше всего они ставят цифру 1 в колонке «macaroni». Затем выбираю продукт от которого меньше полнеют и ставят цифру 2. и т.д. пока не заполнят всю таблицу. FOOD cheap tasty healthy fattening Essential to life macaroni water yoghurt curry arsenic
Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся. Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, с целью стимулировать их речевую активность и желанию выяснить или уточнить определенные факты. THE STORE INVENTORY . Обучающиеся распределяются по парам. Одному из собеседников дается карточка А, второму карточка В, которые не показываются друг другу. Обучающиеся должны задать друг другу вопросы, используя «How much| How many», записать в свои карточки недостающую информацию.
А В Store inventory Store inventory Apples 15 kilos Apples ? Bananas ? Bananas 5 kilos pears 10 kilos pears ? sugar ? sugar 36 kilos oranges 15 kilos oranges ? butter ? butter 4 kilos coffee 12 kilos coffee ? Игры на поиск пары и координацию действий. Каждый обучающийся в группе имеет пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы. MEET YOUR PARTNER. You can go 1) to Italy to France to England 2) by air by car by train 3) for a week for a fortnight for a month 4) in spring in summer in autumn Задача обучающихся – найти себе спутника. С этой целью сначала каждый выбирает подходящие ему условия, а затем подходит поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах и пытается убедить его/ ее поехать вместе.
Создание мультимедийных дидактических игр, дублирующих по своим условиям организации и проведения известные интеллектуальные телевизионные, облегчает задачу ознакомления с правилами их проведения. Может быть предложен следующий вариант игры для младших школьников. Перед глазами учащихся высвечивается табло с различными категориями вопросов и суммой. Каждая ячейка содержит свой вопрос за который учащиеся могут заработать определенное количество баллов.
1) Ребятам требуется угадать о каких праздниках говорится в тексте. -It is a religious holiday. The symbol of it is the custom of decorating eggs and exchanging them as gifts. -It is celebrated on the fourth Thursday in November in America. Some families take part in religions ceremonies in the morning, but for most families the high light of the day is dinner. -It is a day for harmless tricks and good laughs.
-The most favorite holiday for many people. It is celebrated in winter. We usually decorate our houses and holiday’s tree.
2)Угадать время года, которое предлагает учитель. -It usually sunny in this season. The sky is blue. Trees are green. All children have holiday. - It often rains in this season. Children go to school. - It usually snows in this season. Nights are long and days are short. - In this season birds come back from the south. We can see the first flowers and green grass. 3)Угадать загадки. - I can tell you all the day. Time to sleep and time to play. (A clock) -This a house with one window in it Showing film nearly every minute. (A TV-set) -I am black and red and blue I draw a picture for you. (A pencil) -In what month do we work, eat and sleep least? (February) 4)Сказать правильный русский эквивалент поговорки. - Work done, have your fun. - The most wasted day is that in which we did not laugh. - There is no time to lose. - Lost time is never found again. Игры, развивающие творческие способности учащихся, посредством изучения иностранного языка. Чрезмерная загруженность современных детей информацией, без учета особенностей психологии, привычка выполнять задания по выученному алгоритму, отрицательно влияют на способность детей к творчеству, нетрадиционному решению задач. Выходом из этой тупиковой ситуации является проведение занятий в игровой форме, особенно в начальной школе. По словам Горького: « Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Я в своей практике использую следующие виды игр: 1. DOMINOS. 1) Учащимся зачитывается сказка. Предварительно учитель делит сказку на несколько частей и делает паузу после прочтения каждой части. Учащиеся должны выбрать картинку в соответствии с содержанием части, в итоге расположить картинки в нужном порядке. Далее можно предложить учащимся пересказать кратко сказку, предложив опорные фразы. Axe Porridge. An old soldier was on leave and went home. He was very hungry. When he came to a village, he knocked at the door of the first hut. “May I come in and rest?” he asked. An old woman opened the door. “Come in,” she said. The old woman had plenty of everything but she pretended that she was poor. “ Oh, my good man, I haven’t had anything to eat myself since yesterday.” “Well, if you have nothing, I can do nothing,” smiled the soldier. Just then he saw an axe without a handle lying under the bench. “If there is nothing else, an axe will do to make porridge out of,” he said. “Porridge out of an axe?” asked the old woman in surprise. “Yes, yes you just give me a pot,” laughed the soldier. So the old woman brought a pot. The soldier washed the axe, put it in the pot, poured some water in it and put the pot on the fire. The old woman opened her eyes very wide, she was so surprised. The soldier took a spoon and began to stir the porridge. Then he tasted it. “It will soon be ready,” he said. “It’s a pity, but I have no salt”. “I have some,” said the old woman. “Take the salt” The soldier salted the porridge and tasted it again. “It tastes good, but it just needs a handful of oats,” he said. The old woman went to the larder and brought a little bag of oats. “Here are some oats,” she said. “Put them in the pot.” The soldier stirred and stirred the pot on the fire. The old woman could not take her eyes off him. Then he tastes good,” he said. “Now it needs only a little piece of butter.” The old woman found some butter too, and the soldier put it into the pot. He began to stir the porridge again. “Take a spoon, good woman,” he said at last. So they began to eat the porridge. It tasted very good. “Well, well,” said the old woman. “I never thought one could make such tasty porridge out of an axe.” The soldier laughed and continued to eat.
1) The old woman brought …. (a pot)…. 2) The old woman brought…. (the salt)… 3) The old woman brought….. (a little bag of oats)… 4) The old woman brought….. (some butter)….
2) При изучении темы свободного времени, учитель может предложить учащимся ряд картинок с изображениями детского досуга. Ребята группируют картинки по категориям (например, что я умею и не умею делать или чем я люблю заниматься или не люблю) и составляют рассказ о себе, делятся с одноклассниками. CAN…..
I CAN’T….
I LIKE….
I DON’T LIKE…
2. DRAWING. Дети младшего школьного возраста очень любят рисовать. Игры с использованием этих навыков можно широко применять на уроках английского языка. Можно предложить ребятам несколько вариантов: 1.Draw the monsters. Учитель зачитывает текст, учащиеся берут карандаш и делают зарисовки, в соответствии с описанием. Затем после прочтения, показывают рисунки друг другу. Учитель может усложнить задачу, предложив ребятам поочередно сделать описание своего чудовища. Например, It is a monster. He has a big head, he hasn’t body, long tail and three hand. His mouth is very big. You can see three teeth. His eyes are big too… ….. 2.Draw the room. Ребята получают заготовки - схема пустой комнаты, приготовленные заранее учителем. Зачитывается список предметов домашнего интерьера, учащиеся рисуют их там, где бы они хотели разместить эту мебель. Сравнивают свой рисунок с одноклассниками. Описывают свою комнату. 3.Picture Dictations. Перед выполнением этого задания учащимся объясняет учитель, что писать ничего не надо. Надо зарисовывать ту информацию, которая содержится в тексте. При проверке учитывается то, насколько верно изображена на нем информация. There are two men on the picture. One man is fat, the second man is thin. The fat man is shot, the thin man is tall. The fat man is wearing trousers and a checked shirt, the tall man is wearing shorts and a striped T-shirt. The fat man has a hat on but the thin one has no hat. 3. WHAT’S THE DIFFERENCE? Особое значение отводится развивающим играм, которые пробуждают интерес к решению логических задач и способствуют развитию абстрактного мышления, памяти и внимания. На протяжении всего курса детям можно предлагать отыскивать различия в картинках. Например, показать ребятам изображения двух львов. Предложить найти отличия и даже пофантазировать. Учащиеся младших классов охотно вовлекаются в игровую деятельность. What’s the difference between these two lions? – This lion is fat (strong, wicked, big, bad, brave) and this lion is thin (weak, kind, small, good, cowardly). 4. MATROSKIN’S LETTER. Ребята делятся на группы. Учителем делаются карточки-заготовки для каждой команды. В зависимости от изучаемой темы учитель добавляет изображения разнообразных предметов, один рисунок напротив номера предложения. Предлагается каждой группе придумать содержание письма. Каждый участник группы составляет одно предложение и передает другому карточку- заготовку. В предложении необходимо употребить слово, изображенное на картинке. Далее зачитываются письма каждой группы. Выигрывает та команда, письмо которой более связано по смыслу. Целью предлагаемой работы - выработать навыки в составлении предложений, закрепить знания в конструировании вопросительной, повествовательной и отрицательных форм. 5. WHO WANTS TO BE THE TEACHER? Игра в «Учителя» учит детей не только безбоязненно выходить к доске, но и управлять группой, дает возможность ощутить себя лидером, а также более детально разобраться в изученной теме. Учитель может предложить ученику выступить в роли учителя и провести фрагмент урока. Игры с погружением в языковую среду. Принцип деятельности подразумевает «открытие» ребенком нового знания. Основным видом деятельности ребенка на уроках иностранного языка является речевая деятельность. Стимулировать детей к открытиям можно только погружением в языковую среду. Ролевые игры могут послужить хорошим помощником. «Прием на работу». Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии. Ход игры: играющие делятся на группы. Каждая группа должна решить кого она выберет на вакантное место. Обсуждаются 4 заявления. Ведущий каждой группы объясняет выбор. Можно предложить каждой группе нарисовать лестницу из нескольких ступеней. Учитель просит детей написать слова на каждой ступени, обозначающие важные качества в работе. Принимается окончательное решение. «Заседание детективного клуба». Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии. Ход игры: играющие делятся на группы. Учитель предлагает ситуацию. Например, потерялся мальчик. Каждая группа получает информацию о ребенке и высказывает предположения, где следует искать ребенка. «Покупки для каждого». Цель: активизация лексики и грамматики посредством повторяющихся речевых действий. Ход игры: класс делится на группы. Каждая группа представляет ситуацию, что ими получены денежных средств и им необходимо посетить магазин. Ребятам необходимо решить как рассчитать свои денежные средства, потратить имеющуюся сумму денег, чтобы купить продукты из которых можно было приготовить ужин. Грамматические, лексические, фонетические игры, способствующие формированию речевых навыков. Большинство таких игр могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления. Фонетическая игра «Какое слово звучит?» Цель: формирования навыка установления адекватных звукобуквенных соответствий. Ход игры: Обучаемым предлагается набор из 10-12 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее: 1Вариант. Найти в списке слов произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым порядковый номер по мере их произношения. 2Вариант. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены преподавателем. Орфографическая игра «Дежурная буква» Цель: формирование навыка осознания места в слове. Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
Также можно написать на доске слово, например EXERCISE, столько раз, на сколько команд разделен класс. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих слово по вертикали. EXERCISE A N T D
Грамматическая игра «Думаем о будущем» Цель: формирование навыков употребления будущего времени в устной речи. Ход игры: Учитель произносит предложение в настоящем времени. Настоящее диктует будущее. Учащиеся строят предложения в будущем времени. Teacher: Pupils: The flowers are dry, Ann. I shall water them. I see green apples, Jane. They will be ripe in summer/ Считаю, что одним из основных принципов обучения иностранному языку, является принцип комфортности. Чем более комфортны условия на уроке, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка общаться с вами. Использование игр научит детей работать в сотрудничестве и будет способствовать раскрытию творческого потенциала.